Крупный российский бизнес с подачи правительства начал проводить учения о том, как пережить санкции. РЖД, «Почта России» и «Аэрофлот» сами себя подвергли так называемому стресс-тесту: госкомпании смоделировали последствия жестких санкций. Наверх было доложено, что по их результатам отчитываются все бодро, мол, справимся без западных технологий и финансовых сервисов, но в частных разговорах говорят, что западные санкции — катастрофа. Как российская экономика адаптировалась раньше и будет адаптироваться к санкциям в будущем — разбирался Богдан Бакалейко.
В прошлом году, когда мы и наши союзники тяжело трудились над тем, чтобы наложить санкции, некоторые предполагали, что агрессия господина Путина была примером мастерской стратегии и силы. Ну а сегодня Америка сильна и едина с нашими союзниками, в то время как Россия изолирована, а ее экономика — в клочьях.
Это выступление 44-го президента США Барака Обамы в 2015 году. Спустя полгода, после введения первых жестких санкций против России. Тогда ограничения в большей степени касались компаний, работающих в аннексированном Крыму. Военно-промышленный комплекс отрезали от экспорта, Россию от инвестиций — а ряд госбанков от платежной системы Visa и Mastercad. Их заменили отечественным аналогом — системой «ПРО100». «ПРО100» в свою очередь в какой-то момент своего динамичного развития превратилась в «МИР», а к западным ограничениям все привыкли. Привыкли даже к ответным санкциям, которые запрещали экспортировать западные товары, такие как сыр пармезан. И вот через пять лет после выступления Обамы, покидающий правительство экс-премьер Дмитрий Медведев в эфире «Россия-1» сообщил — мы прошли испытания санкциями.
Сейчас история повторяется. США снова говорит о санкциях, но если российская армия переступит через границу Украины. И снова под ударом экспорт западных технологий. Также как и сейчас, в 2014 году очень много сообщалось об отключении России от системы SWIFT. Тогда же, 8 лет назад, Центральный Банк проводил стресс-тесты на случай, если это произойдет. Замена работала, правда медленнее. Сейчас правительство тоже проводит стресс-тесты — они рассчитаны на работу без западных технологий и их поддержки. При этом тесты не означают, что в одночасье все компьютеры на операционной системе Windows, например, перестанут работать и их срочно нужно будет заменить компьютерами с китайской системой и российским процессором. Скорее всего, в случае санкций, все оборудование будет работать, но не будет обновляться, а дальше — его нужно будет заменить тем же китайским, иначе оно просто морально устареет. Параллельно наше производство медленно, но развивается.
Санкции, как и война прямо сейчас не нужны никому. С точки зрения экономики западные компании до сих пор работают с Россией и получают с этого прибыль. Россия же, как бы не готовилась, в один момент вряд ли сможет заменить всю технику на отечественную или китайскую. Это постепенный процесс.
Фото: Chris Helgren / Reuters