Президент Франции Эммануэль Макрон 7 февраля встретился с Владимиром Путиным, а на следующий день отправился в Киев для встречи с Владимиром Зеленским. Как сообщается, темой обеих встреч стала ситуация вокруг Украины. Поговорили с политологом, главой Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимиром Фесенко о том, стоит ли ожидать деэскалации конфликта после этих переговоров.
Политолог предполагает, что переговоры между Францией и Россией, Францией и Украиной, могут стать решающими для дальнейшего развития событий. Содержательная часть переговоров, по мнению Фесенко, пройдет в Берлине, поскольку именно в Нормандском формате будут серьезно обсуждать все предложения по урегулированию российско-украинского конфликта. Эксперт напомнил и об активном участии американской стороны в переговорном процессе «Байден разговаривал с Макроном до его визита в Москву, еще состоялась встреча Шольца с президентом Байденом». Помимо этого, французский лидер после встречи с Зеленским, провел консультации с президентом Польши и канцлером ФРГ. Эксперт делает вывод, что именно в эти дни происходит активная фаза переговоров.
Фесенко уверен, что выполнять отдельные пункты Минских соглашений невозможно по той причине, что на юго-востоке Украины «люди имеют российские паспорта». «Надо говорить с теми, кто эти паспорта давал, а не с теми, кто их получал». Также политолог указал на то, что в Украине решение принимает не один президент, как это принято в России. «У нас плюралистическая политическая система, — поясняет Фесенко, — и парламент может не проголосовать за то, на что согласился президент».
«Минские соглашения уже давно в палате реанимации, это живой труп», — говорит политолог. И причину такого состояния Минских договоренностей Фесенко видит не только в том, что украинская сторона не может согласиться на выполнение политической части этого документа, но и в нежелании российской стороны соблюдать законность своих действий. «Ситуация с массовой раздачей российских паспортов в ОРДЛО», по мысли Фесенко, «фактически убила политическую часть Минских соглашений». Эксперт еще раз подчеркнул, что в трактовке Минских соглашений есть принципиальные различия, что признала и Россия в лице Дмитрия Козака. Это произошло, потому что, по словам Фесенко, российская сторона понимала, что подписывая Минские соглашения, подписывает компромиссный документ.
Эксперт заверил, что Украина не против Минских соглашений, только они нуждаются в доработке и обновлении, чтобы стать более реалистичными. Но пока Россия должна предоставить Украине гарантии безопасности, настаивает Фесенко, в число которых входит «прекращение огня, отвод войск и тяжелого вооружения, контроль этого процесса».
Фесенко напоминает о вторых Минских соглашениях, которые отличаются от первых, говорит и о попытке написать дорожную карту и о формуле Штайнмайера, «которая является попыткой связать вопросы безопасности и начало выполнения пункта выбора». «Украинская сторона в данный момент рассчитывает на то, что удастся закрепить и поддерживать режим прекращение огня, — убежден политолог, — а также на обмен пленными».
Фото: EPA / ТАСС