Политик Илья Яшин создал петицию с требованием отставки главы Чечни Рамзана Кадырова. Он записал видеообращение к Кадырову, где просит его покинуть занимаемый пост. В видеоролике политик говорит о том, что государственный чиновник не имеет права называть журналистов и правозащитников террористами и угрожать их жизни, и что кровная месть, которую объявил Кадыров и его соратники семье судьи в отставке Сайди Янгулбаева, не может стоять выше российского закона.
В интервью телеканалу «Дождь» Илья Яшин рассказал о том, что побудило его сделать подобные заявления.
Яшин прокомментировал свое видеообращение, адресованное к Кадырову, где он напрямую, раздвигая границы этикета, обвиняет Кадырова в преследовании бывшего судьи Верховного суда Чечни Сайди Янгулбаева и членов его семьи, а также ставит в укор резкие высказывания главы Чеченской республики в адрес журналистов и правозащитников. Политик уверен, что пытался разговаривать с Кадыровым на его языке, в котором редко можно расслышать уважительные интонации. «Мне хотелось, — поясняет Яшин, — чтобы Кадыров это обращение услышал и воспринял. Поэтому, с одной стороны, я старался говорить на понятном ему языке, а с другой стороны, говорить так, как никогда с ним не разговаривал».
Политик считает, что дело семьи Сайди Янгулбаева — личная обида Кадырова на бывшего чеченского судью и его детей, которые позволили себе некорректные высказывания в отношении Кадырова. А ответные жесткие действия чеченского президента, уверен Яшин, всегда были характерны для политики Кадырова. «Для того чтобы заткнуть рот кому-то из критиков Кадырова, они забирают родственника и выдвигают требования с угрозами расправы». Однако, полагает Яшин, власти Чечни не просчитали возможной реакции общества на подобные действия в случае с Янгулбаевыми. Мало, кто ожидал, что эта история выйдет на федеральный уровень. «В очередной раз общество увидело, что представляет собой кадыровский режим, и какими методами он действует». На ряду с этим ситуация вокруг семьи бывшего Верховного судьи Чечни, по мысли Яшина, выявила неспособность и нежелание Кремля выработать методы по сдерживанию глав регионов, по сути, узурпировавших власть на местах. «В очередной раз мы увидели, что, отдав всю полноту власти Кадырову в Чечне, наделив его огромными финансовыми и силовыми ресурсами, Кремль не создал не единого механизма, чтобы человека ставить на место».
Яшин отметил странную реакцию Кремля на его петицию, которую якобы всерьез власть не рассматривает. Но, учитывая, что пресс-служба Кремля нередко делает двойственные оценки событий, с одной стороны, указывая на примат закона РФ в деле Янгулбаевых, а, с другой стороны, пространно рассуждая о традициях кровной мести, Яшин уверен, что в отношении его петиции и видеообращения не все так однозначно. «Мы живем в некоем зазеркалье, — напоминает Яшин, — а значит, если Песков что-то говорит, то читать это надо, как ровно противоположное». При этом политик утверждает, что всего за несколько часов петиция за отставку Кадырова набрала несколько десятков тысяч голосов, что означает, что «это один из самых важных документов, опубликованных на платформе за последний год».
Общение Путина и Кадырова в рамках этого конфликта, как полагает Яшин, очень показательно, поскольку сначала людям говорят, что никаких разговоров между Кадыровым и Путиным не планируется, а затем ставят перед фактом уже проведенной встречи. Политик настаивает на том, что единственным фактором, который сдерживает Кадырова в рамках условной законности, является «личный авторитет Путина». В остальном, Яшин убежден, Кадыров представляет собой мощную, независимую фигуру, которую поддерживают собственные вооруженные силы, состоящие из «бойцов, многие из которых являются ветеранами войны с Россией». Даже у силовых структур России нет, по мысли Яшина, ни малейших шансов повлиять на решения Кадырова. Политик предполагает, что оказать воздействие на Кадырова не может даже Путин.
Илья Яшин отметил, что испытывает определенные опасения после опубликованных видеообращения и петиции. При этом политик настаивает на том, что не мог поступить иначе, поскольку «если все будут молчать, то мы в какой-то момент обнаружим себя в кадыровской Чечне». Яшин напомнил и про убийство Бориса Немцова, произошедшее в самом центре столицы. Политик уверен, что рисков для людей, которые поднимают подобные темы будет меньше, если такие истории будет освещать как можно больше политиков, общественных деятелей, журналистов и правозащитников. Отвечая на вопрос, почему он запустил петицию, Яшин ответил, что «хотел показать, что десятки и даже сотни тысяч людей готовы говорить про проблему Чечни, готовы говорить Кадырову, что он должен уйти, готовы говорить, что его действия неприемлемы». Политик убежден, что «чем больше голосов будет, тем меньше страха будет у всех», поскольку «стена страха разрушается публичностью».