Прямой эфир

Враг Кадырова №1: «Новая газета» рассказала, что стоит за беспрецедентной спецоперацией чеченских силовиков

Заметки
31 437
21:44, 28.01.2022

Преследование Рамзаном Кадыровым семьи бывшего судьи Верховного суда Чечни Сайди Янгулбаева, которое на прошлой неделе оказалось в центре внимания федеральных СМИ, лишь часть масштабной операции, которую чеченские силовики провели совместно с полицией трех российских регионов, пишет спецкорр «Новой газеты» Елена Милашина. По ее оценкам, это беспрецедентная в истории современной России спецоперация. Поводом для нее послужили публикации в анонимных телеграм-каналах, отслеживающих действия чеченских силовиков. 

Угроза для Кадырова

Комментируя вывоз чеченскими силовиками из Нижнего Новгорода жены судьи Янгулбаева, Кадыров упомянул о неком нападении на бывшего сотрудника правоохранительных органов Чечни: «Именно они [Янгулбаевы], согласно слитой в сеть третьими лицами переписке, организовали нападение в Турции на бывшего сотрудника правоохранительных органов из ЧР. Янгулбаевы в этой переписке сами признаются, что не без их участия было совершено это нападение и, судя по тону, вполне гордятся этим…»

Кадыров не уточняет, о ком идет речь. Но, как пишет «Новая газета», речь может идти об опубликованной в сентябре в телеграм-канале Security Turkey записи избиения в Турции чеченца по имени Абдурахман. Публикация сопровождалась комментариями о том, что на видео «кадыровец, как он сам признается в телефонном разговоре, работал в полку Ахмата Кадырова в период с 2004 по 2019 год». «Естественно, он принимал участие в похищениях, пытках, убийствах и изнасилованиях чеченцев. После этого перебрался в Турцию, отрастил бороду подлиннее и втирался в местную диаспору», – говорилось в субтитрах к ролику.

Опубликовавший видео анонимный русскоязычный телеграм-канал Security Turkey был создан в августе 2021 года. Среди заявленных каналом целей были: противодействовать заказным убийствам чеченцев в Турции, выявлять среди чеченской диаспоры в Турции и преследовать бывших кадыровцев и, как пишет «Новая», сделать турецкое направление для этих людей не самым безопасным и комфортным. 

Описание telegram-канала Security Turkey

Админы Security Turkey мониторят аккаунты чеченских силовиков, отслеживают по геолокации, когда они приезжают в Турцию, в том числе и на отдых, пишут о турецкой недвижимости этих людей. Публикации, как пишет «Новая газета», распространяются по оппозиционным чеченской власти каналам и пабликам. «Такая скоординированность информационных атак не вызывает никакого сомнения в том, что чеченские блогеры объединили свои усилия, а чеченские власти имеют дело с организованным против них движением внутри чеченских диаспор», – пишет газета. При этом значительная часть эксклюзивов, как считает «Новая», администраторы получают от приближенных к Кадырову и его окружению источников.

В октябре 2021 года в Security Turkey были опубликованы фотографии, сделанные предположительно наемными убийцами из Чечни в аэропорту Стамбула. Как пишет «Новая» со ссылкой на турецкие СМИ, целью киллеров был агент турецкой разведки чеченец Руслан Ажиев, лидер русскоязычных боевиков, воюющих в Сирии в составе запрещенной в России террористической организации «Хайят Тахрир аш-Шам». Покушение в итоге было предотвращено, а киллеры задержаны турецкими спецслужбами. 

Тот факт, что публикация в канале совпала с операцией турецкой полиции, испугала чеченских силовиков, пишет «Новая». «Летать на отдых в Анталию они не перестали, но фотографии на фоне синего моря стали постить в своих инстаграмах уже после возвращения в Чечню», – описывает газета последствия спецоперации.

Кадырову пришлось с помощью чеченских и федеральных госСМИ доказывать, что он не боится поездки в Турции, пишет «Новая». Газета объясняет, почему 13 октября многие СМИ и агентства написали о частной поездке Кадырова в Турцию с заголовком «Кадыров заявил, что не нашел в Турции „шайтанов“ из Чечни».  Эта поездка, пишет «Новая», как раз должна была доказать, что Кадыров не боится угроз со стороны чеченской диаспоры в Турции. 

Но уже после этого одна важная подробность. Как написал другой оппозиционный телеграм-канал 1ADAT, поездку в Турцию глава Чечни тщательно скрывал даже от своего ближайшего окружения, а первые фотографии из нее появились уже после того, когда Кадыров вернулся обратно в Чечню. 

Пока активнее всего разоблачениями занимаются диаспоры Турции и Европы, но, пишет «Новая», если к ним присоединится чеченские выходцы в Иордании, Саудовской Аравии и в Объединенных Арабских Эмиратах, разоблачения могут стать для Рамзана Кадырова, его семьи и окружения особенно болезненными, поскольку эти страны служат офшорами для верхушки чеченской власти. 

Враг №1 

Эти обстоятельства, по мнению автора публикации Елены Милашиной, могут объяснять причины масштабных похищений чеченскими силовиками родственников популярных блогеров, которые произошли в конце декабря. Тогда сразу пятеро чеченцев, проживающих за границей и публично критикующих чеченские власти — Тумсо Абдурахманов, Хасан Халитов, Мансур Садулаев, Минкаил Мализаев и Аслан Арцуев — заявили о похищении своих родственников в Чечне. На связь перестали выходить десятки проживающих в республике людей и по крайней мере два человека в Астрахани. Через несколько дней пропали родные юриста нижегородской правозащитной организации «Комитет против пыток» Абубакара Янгулбаева, а сам он был доставлен на допрос в отделение полиции в Пятигорске. Четвертым регионом, в котором проводилась спецоперация чеченских силовиков, стал Нижний Новгород, откуда на прошлой неделе была увезена мать Янгулбаева Зарема Мусаева.

«Новая» связывает преследование семьи Янгулбаевых с телеграм-каналом 1ADAT. Он появился в апреле за полтора года, как пишет «Новая», стал главным источников проверенной информации из Чечни из-за подавления в республике правозащитных и профессиональных СМИ и из-за появления у администраторов канала высокопоставленных источников в руководстве Чечни. Чеченские власти подозревают, что создатель и администратор канала Ибрагим Янгулбаев. Сам он отказывается комментировать деятельность этого канала, но после того, как 20 января 2021 года чеченские силовики ворвались в дом его родителей и насильно увезли его мать Зарему Мусаеву, сказал, что скоро, может быть, выступит по этому поводу.

По мнению Милашиной, именно из-за 1ADAT Янгулбаевы стали врагами Кадырова номер один. В конце прошлого года Заводской суд Чечни признал экстремистскими ресурсы «оппозиционного движения» 1ADAT, а Роскомнадзор начал их блокировку.

С чего началось преследование Янгулбаевых

Милашина также подробно описала историю конфликта семьи Янгулбаевых и Кадырова, которая началась в 2015 году. Тогда средний сын Сайди Янгулбаева Ибрагим создал во «ВКонтакте» группу Wolves Creed, в которой, как пишет «Новая газета», ​​постил фотографии с убитыми во время военных действий жителями Чечни и «довольно невинно подшучивал над чеченской властью». Сейчас эта группа, как указано на ее странице, заблокирована «за призывы к насильственным действиям».

Через несколько месяцев, в октябре 2015 года, на странице Рамзана Кадырова во «ВКонтакте» появился комментарий некоего Михаила Волопасова, который сообщал, что видит экстремизм в паблике Wolves Creed. «Разберемся», — ответил ему пользователь с ником Рамзан Кадыров. 

18 ноября к Ибрагиму пришли. Его вместе с отцом и старшим братом Абубакаром забрали из дома и отвезли в резиденцию Кадырова. Там их ждал спикер чеченского парламента Магомед Даудов с распечаткой постов из паблика. Как рассказывал позже Ибрагим, Кадыров заинтересовался постом, в котором в шутку было написано, что деятельность администраторов паблика финансируется «масонами». В посте также была популярная на тот момент фраза «Выпускайте Кракена», разошедшаяся в качестве мема после выхода фильма «Битва титанов».

Прочитав этот пост, Кадыров, по словам Ибрагима, приказал проверить информацию о финансировании паблика и об оружии «кракен». «Когда я услышал последнюю фразу [Кадырова], я засмеялся. В связи с этим мне дал подзатыльник Усмаев В.А. (на тот момент начальник полка имени Кадырова, как поясняет «Новая газета»). <...> Мне наносили множество ударов по лицу, голове, телу. Один из ударов попал в нос, в связи с чем у меня открылось сильное кровотечение. Через некоторое время на полу скопилась [лужа] крови. Усмаев В.А потребовал слизать кровь с пола», — описывал позже Ибрагим в объяснениях для подготовки жалобы в ЕСПЧ.

Ибрагим Янгулбаев
Фото: Дождь

Отца и брата Ибрагима вскоре увезли, его же самого оставили. «…Я остался в резиденции… Ко мне повернулся Кадыров Р.А., и… сказал: «Ты говоришь, что не будешь слизывать кровь с пола?» Я молчал. Он продолжил: «Не будешь слизывать кровь с пола?»… После этого ко мне обратился Усмаев В.А. и сказал, если я не буду слизывать кровь с пола, он отрежет мне язык», – рассказывал Янгулбаевы.

Кадыров приказал принести ему трубу. «Четыре охранника взяли меня за конечности, положили животом вниз, лицом в окровавленный пол. Кадыров Р.А. наступил на мое лицо и начал избивать этой трубой. Сначала он избивал меня по спине, ногам, голове. Затем меня перевернули, сняли с меня мою толстовку, чтобы удары ощущались сильнее, и Кадыров Р.А. начал бить меня по животу. Затем он утомился и передал трубу Даудову М.Х… Затем трубу взял Усмаев В.А.», — писал позже Ибрагим в объяснениях для ЕСПЧ. 

В тот же день Сайди Янгулбаев, которого увезли в УМВД и вскоре отпустили, написал заявление о добровольной отставке с поста судьи Верховного суда. Как рассказывал Ибрагим, его отца вынудили уволиться, пообещав, что если он подаст в отставку, то сможет увидеть сына через две недели. У Сайди в доме провели обыск, несмотря на то, что жилище судьи по закону неприкосновенно. Он жаловался в судебный департамент ВС, председателю Следственного комитета, директору ФСБ, президенту, но все его обращения остались без ответа.

Сайди просил помощи и у верховного судьи республики Магомеда Каратаева, но и он, и все остальные судьи, кроме одного, прекратили общение с ним. Оставшейся без средств семье Янгулбаева помог только русский по национальности судья Дмитрий Горбовцов. Однако полагающиеся Сайди пособия за 2017, 2018 и 2019 годы ему до сих пор не выплатили.

Сайди Янгулбаев
Фото: «Комитет против пыток»

Ибрагима из резиденции Кадырова отвезли в здание СОБРа «Терек». Там его избивали и пытали током, требуя назвать имена администраторов группы Wolves Creed.

«Меня посадили на ягодицы, Т. М. (один из пытавших) встал на мои кисти рук, находящиеся в наручниках, чем их сильно заломил вверх. Сделал он это для того, чтобы я не смог сбросить провода. Процесс ударов током проходил следующим образом: cотрудник вставлял вилку в розетку на одну-две секунды, а затем вытаскивал. Во время ударов током меня избивали полипропиленовой трубой по спине. Однако боль от тока была такая сильная, что полипропиленовую трубу я не ощущал», — рассказывал Ибрагим.

После избиений и пыток Ибрагима бросили в камеру, оборудованную в подвале здания СОБРа. Там он провел полгода— выпустили его только в мае 2016.

Выйдя на свободу, Ибрагим вернулся к ведению группы «ВКонтакте», и уже через год его снова задержали. В этот раз его отвезли в УМВД по городу Грозный и пытали несколько часов, а после этого отправили в СИЗО по обвинению в публичных призывах к насильственному изменению конституционного строя РФ (статья 295 УК РФ). Позже обвинение под нажимом сотрудников УФСБ, «которым, по всей видимости, тоже нужен был результат», как пишет «Новая газета», переквалифицировали на «возбуждение ненависти по отношению к социальной группе „русские военные“» (статья 282 УК РФ). Суд затянулся надолго, представительница обвинения, как пишет «Новая газета», плохо разбиралась в особенностях публикации постов в социальных сетях, и задавала много вопросов. 

За время в заключении Ибрагим едва не умер от аппендицита. В СИЗО ему отказывали в госпитализации и лишь давали обезболивающее, которое не помогало. «Такую боль я еще не испытывал, несмотря на мой опыт <с пытками>», – вспоминает он. В суд он попал спустя 9 дней после начала болей. «Когда меня передавали конвоирам, они так испугались, увидев мое состояние, что сняли меня на камеру видеофиксации. Они боялись, что я умру по дороге в суд», – рассказывает он. В итоге из суда его сразу отправили на операцию, где, по словам врачей, из него выкачали 250 мл гноя. Не дождавшись восстановления после операции, Ибрагима вновь отправили в СИЗО, выжить ему удались лишь благодаря вмешательству правозащитников, пишет «Новая газета». 

В декабре 2018 года вступил в силу закон о декриминализации 282 статьи, предложенный до этого лично Путиным. И 9 января 2019 года суд отпустил Ибрагима Янгулбаева на свободу. В этот же день он покинул Чечню. 

 

Фото на превью: Пресс-служба администрации ЧР / ТАСС