Прямой эфир

«Непредсказуемые последствия»: политолог объяснил, чего ожидать в случае введения санкций против Путина

Здесь и сейчас
7 136
21:03, 26.01.2022

На фоне разворачивающейся угрозы санкциями в сторону России в Госдуме прошел «правительственный час» с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, в котором депутаты единогласно одобрили деятельность МИД. За это время ни один из депутатов не спросил Сергея Лаврова о персональных санкциях США против президента России. Накануне Джозеф Байден не исключил, что санкции со стороны Запада могут быть персональными и относиться будут непосредственно к Владимиру Путину, что большая редкость. Поговорили об этом в эфире Дождя с Джонасом Шаенде, профессором экономики Лонг‑Айлендского университета и главным экономистом Нью-Йоркского института фискальной политики.

«Непредсказуемые последствия»: политолог объяснил, чего ожидать в случае введения санкций против Путина

«Что было после прошлых санкций? Ничего не было. То есть ситуация как была, так и осталась, но вы знаете, я все-таки думаю, что это новый уровень санкционного давления на Россию, который ведет к непредсказуемым последствиям, потому что в вопросе первых лиц государства санкции не объявляются, потому что это ведет к разрыву отношений», — объяснил Шаенде. 

После выступления в Госдуме журналисты попросили Лаврова прокомментировать заявлении Столтенберга о возможном размещении дополнительного вооружения на востоке Европы и возможных санкциях против России. Депутатам Сергей Лавров в очередной раз напомнил, что США и Европа пытаются сдерживать Россию, проводят провокационные военные маневры у границы, при этом втягивают киевский режим в конфронтацию с русскими, поставляют Украине летальное оружие. Лавров также уверен, что Запад уже давно не имеет большого влияния на мир. От США Россия ждет письменного ответа по предложенным мерам безопасности. Телеканал CNN также сообщил, что администрация Байдена намерена направить письменный ответ на предложения по гарантиям безопасности 26 января.

Полный разговор: 

Джонас, приветствую вас. Рада вас видеть в эфире Дождя.

Как вы оцениваете угрозу ввести ограничительные меры против Владимира Путина лично, против лидера страны, где есть ядерное оружие, и страны, которая все-таки обладает серьезным влиянием на мировые процессы?

Я смотрю на это все, знаете, уже не в первый раз, и мы не в первый раз обсуждаем санкции с вами. Вот что было после прошлых санкций, вот что было? Ничего не было, ситуация как была, так и осталась. То есть в общем-то что есть, то и будет, можно так сказать.

Но вы знаете, все-таки я думаю, это новый уровень санкционного давления на Россию, который, я думаю, ведет к непредсказуемым последствиям, потому что все-таки как бы против первых лиц государства санкции не объявляются, потому что это ведет к разрыву отношений.

Конечно, как и сказал Песков, пресс-секретарь президента Путина прямо заявил, что это будет означать фактически разрыв отношений, то есть это, знаете, закрытие посольств и совсем катастрофическое снижение связей, скажем так, между двумя ядерными державами.

Одновременно с этим речь идет о том, чтобы Россию исключить из межбанковской системы SWIFT, речь идет о санкциях против крупных российских банков, и даже речь идет о том, чтобы отказаться от российских энергоресурсов. Сегодня даже поступала новость о том, что Соединенные Штаты, предположительно, ищут других поставщиков для европейцев, имея в виду поставщиков газа.

Как вот это трактовать? Вообще насколько вообще все это серьезно, Джонас, по-вашему? Вы сидите в Нью-Йорке, вы общаетесь с людьми, которые принимают решения в отношении экономики. Можно ли говорить о том, что это серьезные угрозы или это блеф?

Смотрите, здесь несколько уровней, я как бы попытаюсь их быстро обрисовать. Первый уровень — это катастрофичная просто ситуация с рейтингом руководства США, то есть у Байдена очень низкий рейтинг, и как уже было заявлено многократно, Владимир Путин является таким карикатурным даже персонажем, практически такой, знаете, как бы злодей, против которого нужно всегда что-то такое как бы делать.

Поэтому показать себя сильным против Путина, посмотреть на него так, объявить ему санкции — это все хорошо будет играть на американского обывателя, на американского избирателя. И поэтому, я думаю, что при всем богатстве выбора других альтернатив нет, и Байдену просто нужно что-то делать, что-то такое показывать, поэтому этот как бы кризис и нагнетается и ведется такая как бы истерия.

По поводу конкретных санкций, конкретных экономических мер воздействия, вы знаете, лет десять-двенадцать тому назад, помимо всего прочего, я разрабатывал методику ведения экономических войн и защиты от экономического воздействия. И вот всё, что как бы делается и то, что предлагается, это просто несущественно.

Лет десять тому назад, допустим, отключать Россию от SWIFT, который просто является мессенджером, ну как бы, ну что, отключат, ну будут платить европейцы векселями, как-то же платили раньше. То есть всё это абсолютно несущественно, Россия от этого отмахнется, и я думаю, что это просто вода на мельницу Путина.

Вы знаете, по поводу газа, я уже комментировал вот этот как бы «Северный поток-2», и я говорил, что да, в этом «Северном потоке» будет очень большая как бы потенциальность для переговоров и давления на Европу и на Россию и так далее. Да, конечно же, для США было бы лучше отключить Германию от российского газа и поставить ее в зависимость от себя и от своих друзей в Персидском заливе. Но вы знаете, я думаю, что немцы, они тоже все это видят и этому сопротивляются. Я думаю, что позиция Германии в этом вопросе будет ключевой, по поводу газа.

Только что пришла новость, не касающаяся, хотя отдаленно, конечно, косвенно касающаяся той темы, о которой мы сейчас с вами говорим. Только что российский посол в США Антонов заявил, что Госдеп поставил вопрос о его отъезде, вот так вот это все происходит.

Еще не началась пресс-конференция Блинкена, она задерживается на тридцать минут, он должен был полчаса назад выйти к прессе, это госсекретарь Соединенных Штатов. При этом Йенс Столтенберг, генсек НАТО, выступит через полчаса, по крайней мере, так это запланировано, и некоторое напряжение ощущается, правда, от того, что говорят стороны, как они комментируют, как они будут комментировать.

Джонас, смотрите, я вижу, что крупный бизнес Соединенных Штатов выступил за смягчение возможных санкций против России. По данным Reuters, представители американского крупного бизнеса, работающие в России, обратились к администрации президента и Конгрессу с просьбой, как минимум, дать отсрочку для исполнения контрактов после введения санкций. И есть также сведения, что германский бизнес, упомянутая вами Германия, продолжают лоббировать запуск «Северного потока», несмотря ни на что.

Другая история, тоже как бы касающаяся всего происходящего — падает рубль, нефть стоит уже больше 90 долларов. Рубль падает вообще на какое-то дно, есть такое ощущение: доллар на отметке 80, евро 90. Что происходит? Можно ли говорить о том, что в экономике кризис и это последствия геополитики?

Да, в экономике кризис, но кризис не только в российской экономике, но и в американской экономике. У нас идет существенный структурный кризис в США, с разрушением экономики, он наблюдается уже последние несколько лет, я об этом говорил очень часто. Он не был как бы заметен, но сейчас очень даже заметен.

Знаете, про посла можно сказать, ну один посол приедет, другой как бы уедет, ничего страшного в этом нет. Я не думаю, что будут какие-то спекулятивные атаки на российский рубль. Нефть, она поднимается и опускается, я не думаю, что нефти мало очень или что она как-то всем сразу будет нужна, поэтому какие-то колебания такие будут. Но это опять-таки, эта нервозность на рынках, она бывает всегда, когда происходят какие-то большие значимые события.

Я думаю, что курс рубля будет зависеть прежде всего от действий Центрального банка и от позиции МВФ, которая как-то согласовывается с Центральным банком. Центральный банк России, там очень много людей, которые так или иначе связаны с МВФ, как бы им нравится глобальная финансовая система в том виде, в каком она существует, поэтому от их действий будет очень многое зависеть.

А ФРС, Федеральная резервная система, которая сегодня, кстати, будет делать заявление по поводу ключевой ставки, она влияет на ситуацию с рублем?

Да, конечно.

Надо ли нам немедленно избавляться от рублей, Джонас? Задаются вопросом очень многие люди, сидящие в Москве, у кого есть хоть сколько-то.

Избавляться от рублей и бежать куда?

Покупать доллары.

Опять-таки, если вы сидите в Москве, ну зачем? Если вы живете в Москве, так и живите в Москве, работайте в рублях, вам платят в этой валюте зарплату. Сейчас, я думаю, очень нестабильно и очень трудно предугадать движение на таком нервозном рынке.

То есть откат может быть?

По поводу ФРС я могу сказать, что действия Федерального резерва, очень многие уже аналитики соглашаются с тем, что эти действия не совсем грамотные, потому что в экономике, которая переживает структурный кризис, увеличивается не только количество денег, которое ведет к инфляции, но и как бы увеличились риски. А если вы повышаете процентную ставку, то это ведет к дальнейшему росту издержек.

Поэтому, я думаю, что инфляция в США не остановится, а наоборот, даже повысится в результате действий США, но на финансовых рынках США, естественно, Федеральный резерв уже наделал делов, у нас рынки обвалились и обваливаются уже очень давно. И поэтому я думаю, что эта ситуация продолжится, потому что опять-таки, всем нужно что-то показать, что что-то они делают, рейтинги у всех плохие, а работать они не умеют, и поэтому нас такая ситуация удручающая.

И в глобальном ключе мы тоже зашли в тупик, потому что уровень профессионализма наших чиновников и руководителей, он конечно же не соответствует как бы тем задачам и той сложности этих задач, которые они должны решать. Это плохо.

Спасибо, благодарю вас.

Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС