Заболеваемость коронавирусом среди детей выросла в 14 раз. По всей стране начинают закрывать плановую госпитализацию из-за ковида, в том числе в Москве. Там сообщают о госпитализации 120 детей в сутки. В Петербурге в больнице имени Филатова уже больше 600 коек заняты детьми с коронавирусной инфекцией, сегодня пациентов начали принимать в местном хирургическом корпусе. По мнению главы центра имени Гамалеи Александра Гинцбурга, такой резкий рост может быть связан с тем, что детей не прививали. Обсудили вспышку ковида среди детей с главным экспертом Клинического госпиталя «Лапино» по педиатрии Ольгой Поляковой.
Скорее всего, любой человек, у которого сейчас есть температура, болеет «омикроном», считает Полякова. За последнюю неделю среди 40 заболевших детей только у двоих не подтвердился ковид, рассказала она. Однако врач отметила, что и взрослые, и дети переносят болезнь довольно легко, как обычную респираторную инфекцию. Если у ребенка температура не выше 38 градусов и состояние более-менее стабильное, то в течение двух суток стоит наблюдать — спустя это время самочувствие ребенка улучшается, объяснила Полякова и добавила, что в первые дни ковида домашний тест на коронавирус может «запаздывать» и показывать отрицательный результат, поэтому его стоит повторить спустя пару дней. Врач уверена, что детей стоит начать прививать, тогда эпидемиологическая ситуация должна улучшиться.
Полная расшифровка разговора:
Спасибо вам большое, что вышли к нам в эфир! Расскажите, какова ситуация, что вы лично наблюдаете в последние дни, конкретно сегодня по заболеваемости детей коронавирусом.
Во-первых, я хочу сказать, что я совершенно согласна с тем, что я слышала в последние несколько минут вашего предыдущего диалога о том, что любой человек, имеющий сейчас температуру, ― это, скорее всего, «омикрон». Из моих пациентов, с которыми я имела возможность общаться последнюю неделю, из сорока заболевших детей только два человека не имели подтвержденного или не смогли потом получить подтвержденный ПЦР-тест на COVID-19, то есть это 98–99%. Поэтому сейчас в популяции детского заболевания, естественно, мы можем говорить только о течении НКВИ, новой коронавирусной инфекции.
Надо сказать, что действительно этот штамм является более заразным, мы это все понимаем. У него особенность очень высокой вирулентности, он очень быстро имеет способность заразить большое количество людей, но он для нас хорош тем, что тяжелого заболевания и течения он не вызывает, поэтому как у взрослых, так и у детей он течет приблизительно как достаточно банальная респираторная вирусная инфекция. Мы имеем у детей примерно двое, двое с небольшим суток повышения температуры и признаки катарального синдрома: кашель, насморк, боль в горле, некоторую осиплость дыхания. Но на самом деле в течение недели, десяти дней дети становятся ковид-негативными, то есть они перестают выделять вирус и выходят в школы, выходят в детские сады снова.
Давайте попробуем сейчас дать оценку ситуации. Все-таки если ребенок заболел, и, по всей видимости, это коронавирус, во-первых, кстати, нужно ли сдавать тесты, выяснять, коронавирус это или что-то еще? Как надо вести себя родителям?
Я считаю, что обязательно нужно, потому что статус заболевания, заболевшего ковидом для ребенка достаточно важен. Мы знаем, что детский организм имеет несовершенную иммунную систему, поэтому мы можем ожидать и коморбидного течения разных инфекций, я сейчас очень часто вижу, что ковид ассоциируется с какой-то другой распространенной в детской популяции инфекцией, например, вирусом Эпштейна ― Барр, или цитомегаловирусом, или аденовирусом. То есть для нас очень важно все-таки понять.
Что именно.
Да, конечно.
Я вас поняла. Хорошо, допустим, мы установили, что у ребенка коронавирус, что делать дальше? Какие должны быть действия? Все-таки это специфическая история. У меня двое детей, я страшно боюсь. И у наших зрителей, у множества таковых, как и у наших коллег, конечно, есть дети, все боятся. Что надо делать и при каких обстоятельствах надо бить тревогу?
Во-первых, я стою на тех позициях, что ребенок должен в ближайшее время от начала заболевания быть осмотрен врачом-педиатром. Надо найти возможность осуществить это.
Только если высокая температура, правильно, Ольга? Или если любая температура?
Если температура до 38, если самочувствие ребенка не страдает и если мы понимаем, что тест, тест-антиген, да, например, домашний тест положительный, то мы имеем возможность в течение суток, двух, максимум трех суток все-таки эту историю наблюдать. Надо сказать, что мой опыт работы со штаммом, наверно, похожим на «омикрон», говорит о том, что иногда антиген-тесты, то есть домашние тесты, могут запаздывать, то есть у ребенка есть проявления инфекции, но у него есть еще отрицательный тест. Тем не менее успокаиваться не нужно.
Дело все в том, что если все-таки температура невысокая у ребенка, до 38, нет страдания самочувствия, нет интоксикации, нет, в общем, снижения аппетита, то у нас есть возможность подождать сутки-двое и понаблюдать. Обычно в течение двух суток, к концу вторых суток температура нормализуется и самочувствие ребенка значительно улучшается.
Я говорила о том, что тесты, домашние тесты часто сейчас, именно в случае «омикрона», запаздывают, то есть мы в течение двух-трех дней можем видеть признаки недомогания ребенка, но при этом тесты будут отрицательными. Я хотела бы попросить наших родителей все-таки через два-три дня от начала заболевания переделать этот тест, может быть, заручиться поддержкой обычного ПЦР-теста и получить уже положительный статус по течению новой коронавирусной инфекции, потому что, еще раз говорю, это важно. Не надо обнадеживать себя тем, что отрицательный домашний тест и это все-таки не ковид. Скорее всего, дети…
А если ковид, то обязательно нужен врач. Это, насколько я понимаю, ваша главная мысль.
Для детей это на самом деле, мне кажется, более важно, чем для взрослых пациентов.
Ольга, у меня последний к вам вопрос. Скажите, пожалуйста, считаете ли вы, что пора уже в России начать прививать детей? И если это произойдет, то изменится ли ситуация?
Безусловно, потому что все европейские страны идут по пути уменьшения возраста начала вакцинации, потому что организованные детские коллективы, считается, являются пороховой бочкой для распространения абсолютно любой инфекции, потому что дети находятся в коллективе, они часто общаются друг с другом, общаются друг с другом очень тесно, поэтому это такая пороховая бочка. Именно они могут стать максимальным источником для распространения инфекции. Это первый момент.
Второй момент: уже, в общем, крупными исследованиями, большими, многоцентровыми исследованиями доказано, что привитые люди выделяют вирус в значительно меньшей степени, чем не привитые. То есть вирусу некомфортно жить на слизистых оболочках человека, у которого есть пассивная защита от этого вируса. Привитый человек выделяет в окружающую среду гораздо меньше вируса, копий вируса. Поэтому считается, что чем больше детей будет привито в конечном итоге, тем более эпидемиологически благоприятная ситуация в популяции населения будет.
Непонятно, когда это будет разрешено в России.
Мне тоже, в общем-то, мы тоже это ждем, потому что уже во многих европейских странах вакцинация разрешена с пяти лет, обсуждается вопрос вакцинации с года. Но, наверно, это не очень важно.
Немножко рискованно с года.
Это не рискованно, это же не более чем обычная вакцина, она же инактивированная. Нет, это не рискованно, просто в этом может не быть нужды, а вот с пяти лет, когда дети организованные, и старше, конечно, вакцинация очень нужна.
Фото на превью: Агентство «Москва»