В России очередной рекорд по числу заболевших коронавирусом. Оперативный штаб по борьбе с заболеванием сообщил о 74 692 новых случаях, выявленных за последние сутки. Во времена предыдущей волны на пике заболеваемости было чуть более 40 тысяч зараженных по всей стране. В поликлиниках коллапс — люди вынуждены по несколько часов стоять в очередях внутри здания и на улице, чтобы попасть на прием к терапевту и сделать тест на выявление коронавируса.
Очереди есть в том числе в Москве и Подмосковье. Это связано с новыми правилами, которые во время роста заболеваемости ввели местные власти. Теперь, если у пациента есть симптомы ОРВИ, но его температура ниже 38 градусов, врачи не приезжают на дом, заболевший должен самостоятельно сходить в поликлинику и пройти обследование там. Обсудили это с руководителем лаборатории геномной инженерии МФТИ Павлом Волчковым.
«[Стоит] ждать более высоких значений. На самом деле все „интересное“ только впереди», — уверен Волчков. По его мнению, число заболевших в России за сутки может достичь 150-200 тысяч. Пока антиковидные меры в стране довольно слабые, считает ученый.
«Ситуация уже выходит из-под контроля, потому что и цифры по госпитализации тоже растут. Я думаю, что рано или поздно будет ужесточение карантинных мер», — заключил Волчков.
Полная расшифровка разговора:
Спасибо вам, Павел, что нашли время и присоединились к нашему эфиру. Как вы оцениваете происходящее сейчас? Жуткие совершенно цифры, 74 692 новых случая, повторю я для наших зрителей, это заоблачные какие-то данные. Что делать, паниковать?
Нет, паниковать в любом случае не стоит, это не конструктивная форма поведения. Ждать, ждать более высоких значений, на самом деле все «интересное» только впереди. Я думаю, что мы точно перевалим отметку в сто тысяч, может быть, даже в сто пятьдесят и двести. Все это будет зависеть опять же от контрмер, которые так или иначе предпринимаются органами местной власти и федеральными органами.
Пока что у нас такая умеренная политика терпимости к «омикрону», то есть какие-то отдельные признанные эффективными меры введены, но они такие очень лайтовые пока что. Они действительно слегка ограничивают распространение, но слегка ― это, наверно, правильное определение. Цифры продолжают расти и будут расти. Я думаю, что скоро мы с вами увидимся по поводу ста тысяч, преодоления отметки в сто тысяч, к сожалению. Я не то что предвосхищаю и жду этой цифры, но, к сожалению, эта цифра будет, скорее всего, побита.
Павел, объясните, с чем это связано все-таки. Это «омикрон», который гораздо более заразный штамм, чем, например, предыдущий, «дельта», или что-то еще?
Нет, это исключительно «омикрон». «Омикрон» и то, как мы, собственно говоря, с этой ситуацией работаем. Опыт предыдущих вспышек показывает, что мы, скажем так, я имею в виду систему здравоохранения, работаем по принципу количества госпитализированных. Собственно говоря, сейчас вы в эфире назвали количество людей, у которых зафиксировано заболевание COVID-19, но на самом деле для системы здравоохранения, конечно, определяющими являются цифры именно по госпитализации, то есть то, какому количеству человек та или иная область, тот или иной субъект федерации может оказать, собственно говоря, помощь.
Прежде всего идет речь о тяжело больных, то есть не поликлиники, не, скажем так, легкие течения заболевания, которых на самом деле много, их больше всего, а именно о тяжелых и средних заболеваниях, там, где действительно нужна госпитализация, где нужно наблюдение. Пока что в этом смысле ситуация под контролем, но, как мне кажется, она уже быстро выходит из-под контроля, потому что и цифры по госпитализации тоже растут. Я думаю, что рано или поздно, в общем-то, будет ужесточение карантинных мер, уже с лайтовых мы перейдем на более, скажем так, драматичные, но они опять же будут обществом, по всей видимости, легко восприняты, просто потому что цифры, конечно, уже сейчас большие, а будут еще больше.
Павел, прежде чем я спрошу вас о тех самых мерах, принимаемых прямо сейчас и тех, что будут приняты, прежде хотела бы уточнить: тот факт, что у нас низкий уровень вакцинации, вакцинированности населения, повлиял на эти жуткие цифры и на такой активный агрессивный рост или это никак не связанные два факта?
Связанные напрямую. Но, как вы понимаете, вакцинация, скажем так, в Америке, допустим, был высокий уровень вакцинации, в Японии высокий уровень вакцинации, в Израиле высокий уровень вакцинации. Вакцинация опять же, особенно растянутая во времени, то есть проведенная не за короткий срок, а именно такая растянутая, не предвосхищающая «омикрон», конечно, прежде всего она эффективно предотвращает тяжелое течение и летальность. Скажем так, она серьезно уменьшает риски тяжелого течения. Но опять же факт заражения она, к сожалению, уменьшает незначительно.
И поэтому именно низкая вакцинация, конечно, скажется, скорее всего, не на абсолютных цифрах, а именно на возможном тяжелом течении. Но нужно понимать, что в России, несмотря на, скажем так, низкую вакцинацию, все-таки мы в большом объеме переболели предыдущими штаммами, и это тот самый вклад, скажем так, естественной «вакцинации». У нас все-таки большое количество переболевших, и поэтому, в общем-то, страдать от «омикрона» будут и уже страдают преимущественно те люди, которые не переболели и не вакцинировались.
Тут наши зрители спрашивают, да и вообще это очевидный на самом деле вопрос, он на поверхности. Аля пишет: «У мужа температура была, стояли вчера в районе Марьино на улице провериться на ковид, очереди на много часов, дети тоже стоят и мерзнут». Как вам, Павел, меры, точнее, новые правила, да, если у тебя ниже 38 градусов температура, то врачи не приезжают на дом, тебе нужно прийти самостоятельно ногами в поликлинику и там подождать некоторое время? Насколько вам кажется это правильным?
Абсолютно правильным, потому что то количество людей, которые сейчас заболевают, уже значительное, соответственно, нужно понимать, что у нас одномоментно не появится десятикратно большее количество врачей, просто не бывает таких чудес. Поэтому исходим из того, что есть, это простая математика. Соответственно, если у людей, скажем так, умеренное течение заболевания, контролируемое в домашних условиях, если вы можете контролировать свою температуру с помощью парацетамола, то я, конечно…
Я не врач, соответственно, не стоит мои рекомендации воспринимать как врачебные, но тем не менее я думаю, что вам нужно сидеть дома, самоизолироваться и не ходить по поликлиникам. В общем-то, я не думаю, что вам даже нужно тестироваться. Сейчас, скажем так, с большой вероятностью если у вас температура, то это «омикрон». Поэтому доказывать кому бы то ни было, что у вас «омикрон», наверно, уже достаточно бессмысленно. Это могут быть разве что какие-то формальности, связанные с больничными для работающих людей, но, мне кажется, в этом плане органы местной власти идут на уступки. В общем-то, для подтверждения того, что вы заболели, там тоже, по-моему, какие-то вполне себе разумные меры приняты. А так, конечно, нужна самоизоляция при первых же симптомах.
Да, врачей явно не хватает, самоизоляция при первых же симптомах ― тоже очевидная история. Врачей явно не хватает, Павел, это надо признать. Есть, например, у меня друзья и знакомые, коллеги, которые болели коронавирусом и пытались вызвать врача, к ним так никто и не пришел, температура у них была гораздо выше 38. В общем, рук явно не хватает. Поэтому в завершение нашей беседы с Павлом Волчковым скажу всем нашим зрителям, что прививка ― это самый лучший способ избежать тех ситуаций, когда вы ждете врача, когда у вас высокая температура и никто не приходит, потому что очень много заболевших, это просто повальная совершенно ситуация.
Фото на превью: Агентство «Москва»