Прямой эфир

«Под угрозой изнасилования заставляют сидеть на тумбочках две недели»: основатель Gulagu.net рассказал об издевательствах в омской колонии

Здесь и сейчас
5 121
22:05, 18.01.2022

Новые кадры издевательств над заключенными в российских колониях — на этот раз в Омской области. Проект Gulagu.net опубликовал на своем YouTube-канале первую часть видеоархива из учреждений ФСИН в это регионе.

«Под угрозой изнасилования заставляют сидеть на тумбочках две недели»: основатель Gulagu.net рассказал об издевательствах в омской колонии

Владимир, здравствуйте.

Добрый вечер вам и добрый вечер, уважаемые зрители.

Хочу вас попросить сначала подробнее описать, рассказать, что мы можем увидеть на тех кадрах, которые вы опубликовали, из чего вы можете сделать вывод о той самой тоталитарной системе в этой колонии, системе принуждения по этим кадрам.

На самом деле достаточно давно мы уже пытаемся собрать информацию и получить доказательства о пыточном конвейере в учреждениях омского УФСИН. Про это управление, про этот регион ходят самые страшные слухи, бывшие заключенные рассказывают какие-то чудовищные вещи про концлагерь в колонии №7, в ЛИУ-2 и в целом ряде других исправительных колоний.

И вот случилось, для нас лично мы это воспринимаем как чудо, один из действующих сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний в конце прошлого года, после уже вывоза видеоархива в Европу и вот этой общемировой огласки, проявил желание, решил помочь нам и подключил нас к системе видеонаблюдения из целого ряда учреждений ФСИН России.

В том числе, мы попросили вывести на экраны те видео, которые транслируют камеры видеонаблюдения в учреждениях омского УФСИН, и нам действительно удавалось на протяжении более двух недель вместе с Сергеем Савельевым и с нашей командой отсматривать происходящее с камер видеонаблюдения. Мы видели, как в выходные дни, в том числе в субботу и в воскресенье, осужденных выводят на работы в промзоны, как их заставляют работать, по сути дела, без выходных семь дней в неделю подряд.

Мы отсматривали то, как подавлялась воля вновь прибывших заключенных в отряде карантин, когда их просто сажают на деревянные тумбочки, дают им в руки правила внутреннего распорядка и под угрозой избиения и изнасилования их заставляют сидеть две недели подряд на этих деревянных тумбочках с шести утра до 22 вечера. За редким исключением им разрешают вставать, когда в помещение входят основные вот эти «капы», главные разработчики и активисты и сотрудники федеральной службы исполнения наказаний.

То есть по сути дела люди находятся абсолютно в подавленном состоянии, им запрещается разговаривать друг с другом, запрещается вставать, запрещается ходить куда-либо без разрешения сотрудников. И как рассказывают бывшие заключенные, в случае, если они не выполняют вот этих требований, их уводят в отдельное помещение, где подвергают избиениям, и даже в некоторых случаях, заключенные рассказывают, изнасилованиям.

Владимир, но как я понимаю, на тех видео, которые вот сегодня вы опубликовали, нет свидетельств именно избиений. Почему вы публикуете отрывками этот видеоархив, в том числе из Омской области, и те видео, которые вы до этого публиковали, почему отрывками?

Это связано в первую очередь с тем, что мы не всё по этическим соображениям можем выдавать в эфир и публиковать, потому что на то есть правила той же платформы YouTube, и несколько видео, которые содержали такие наиболее откровенные сцены насилия, были YouTube заблокированы и удалены. Это первое.

Второе, сам видеоархив, который привезен Сергеем Савельевым и потом вторым источником, часть этих видео необходимо еще расшифровывать, потому что у нас нет специальных программ, на которые происходит видеорегистрация служебных видеофайлов Федеральной службы исполнения наказаний, и не все видео мы можем открыть здесь и сейчас, все это происходит постепенно.

Что касается омских учреждений, то действительно нами отснят очень большой объем информации, с более чем пятидесяти камер видеонаблюдения на протяжении двух недель, и мы обрабатывали эти видео. Сегодня вот смогли закончить первую часть и опубликовали ее.

Я думаю, что в ближайшие недели мы продолжим публикацию видео и из учреждений омского УФСИН, и из Красноярска, и продолжим публиковать элементы саратовского видеоархива, с тем, чтобы добиться от властей в целом остановки вот этой системы по издевательствам, истязаниям и пыткам.

Я так понимаю, наверное, важно вам постепенно это выкладывать, отчасти чтобы сохранять интерес какой-то к этой теме, чтобы так или иначе новости об этом появлялись.

Нет. Вы знаете, меня уже об этом спрашивали, только в эфир эта не вышла информация. Нет, у нас нет никакого медиаплана, нет никаких пиарщиков, с кем мы сотрудничаем, мы действительно руководствуемся исключительно тем, по мере того, как видео готовы к обработке и публикации, мы их публикуем.

У нас нет задачи сохранять какую-то интригу, просто нужно понимать, что это очень большой объем информации, и не всю информацию, подчеркну, по этическим соображениям можно публиковать. Но наша задача, конечно, добиться привлечения внимания к этой истории.

И вот то, что сейчас вот мне стало известно, и почему, собственно говоря, мы в первую очередь опубликовали видео из омских учреждений, потому что из Саратова целый ряд заключенных, которые заявили о пытках, о вымогательствах, кто подавали заявления, кто сотрудничал с нашими коллегами-адвокатами, это Александр Суханов и Роман Поздняков, это как минимум, те данные, которые мы сейчас установили, из саратовских учреждений после их заявлений о пытках и о вымогательствах, вместо расследования их этапировали в учреждения омского УФСИН.

То есть в Федеральной службе исполнения наказаний есть несколько пыточных колоний, и когда по одной начинается расследование и разоблачение, то заключенных, с целью подавления их воли, увозят в другие пыточные учреждения, чтобы там им заткнули рот и запугали их с тем, чтобы они отказались от показаний.

И вот то, что сейчас нам стало известно, я еще раз повторю, это Александр Суханов и Роман Поздняков, это те заключенные, которых из Саратова этапировали в Омск как раз для запугивания и оказания на них давления.

Последнее, Владимир, что хотела у вас спросить, можете ли, насколько подробно это вообще возможно озвучивать, рассказать, кто вам сейчас передает эти архивы, которые вы свежие публикуете? Потому что мы знаем, конечно, Сергея Савельева, с которого началась эта история, публикации пыточного архива, но вот кто сейчас передает эти данные?

Сергей Савельев, можно сказать, открыл ящик Пандоры для ФСИН. Можно сказать, что он стал таким позитивным примером, потому что до последнего времени очень многие люди, которые так или иначе имели доступ к видеоархиву ФСИН, не верили, что это может заинтересовать кого-то за пределами России, что это может быть такая мировая огласка, и что вообще об этом могут писать российские и международные СМИ.

Но после того, как Сергей Савельев вывез архив, передал нам, и новости об этом облетели весь мир и кадры, то вслед за Сергеем у нас появились целый ряд источников, которые работали с видеоархивом. Это и бывшие заключенные, которых использовали так же, как и Сергея Савельева, в других учреждениях как операторов видеоконтроля, так и целый ряд бывших и действующих сотрудников ФСИН, которые прониклись вот этой историей того, что действительно возможно остановить пыточный конвейер.

И кто-то нам дает доступ к камерам видеонаблюдения, чтобы мы могли через их компьютеры смотреть в режиме онлайн, что там происходит, кто-то нам пересылает видеофайлы, как это произошло вот в ночь со вчера на сегодня, когда мы получили более двадцати гигабайт служебной документации омского УФСИН еще от одного нового источника. Кто-то с нами общается в реальном времени открыто, кто-то сохраняет конфиденциальность.

Мы в любом случае уважаем наших источников, и мы благодарны всем, кто помогает нам в этом большом независимом расследовании, в результате которого, мы надеемся, пытки в России прекратятся вот на такой систематической основе, как это сейчас происходит.

Спасибо.

Фото: Pixabay