Экс-президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обратился к гражданам впервые с момента январских протестов. В своем обращении он отметил, что не покидал страну и по-прежнему находится в ней, а также опроверг предположение о том, что причиной недавних событий стал внутриэлитный конфликт. Кроме того, он призвал поддержать проект реформ, предложенных действующим президентом Касым-Жомартом Токаевым. Как трактовать слова Назарбаева — обсудили с политологом Досымом Сатпаевым.
«Его обращение немного напоминало ельцинское „я устал, я ухожу“, но при этом, конечно, не было дано окончательного ответа на вопрос — действительно ли он окончательно уходит? То, что эпоха Назарбаева заканчивается, уже является фактом, все это хорошо понимают. Мы в последнее время видели, что идет чистка внутри элиты, в том числе и среди его родственников. Я думаю, что определенные гарантии безопасности Назарбаев, конечно, имеет, возможно, эти гарантии ему дал и Владимир Путин. <...>
Мне кажется, что сейчас внутри казахстанской элиты идет некий торг по многим вопросам между разными элитными группами, особенно между вторым президентом и теми людьми, которые тесно были связаны с первым: по поводу собственности, по поводу того, кто будет козлом отпущения, а кто нет, по поводу того, кого сажать на нары, а кого отпускать. Естественно, есть еще и торг по поводу того, как относиться к наследию Назарбаева — то есть стоит ли проводить свой аналог 20-го съезда, либо сохранить некий политес по отношению к нему. Скоро будет очередной съезд „Нур Отана“, где Токаеву уже официально должны передать полномочия председателя этой партии, я думаю, что этот съезд как раз и покажет, в каком направлении собирается Токаев идти», — считает Сатпаев.