Позитивный и патриотичный детский контент в интернете без пропаганды ЛГБТ, экстремизма и наркотиков. В Общественной палате сегодня обсудили «профилактические проекты в сфере детской безопасности», круглый стол организовала Екатерина Мизулина, руководитель организации «Лига безопасного интернета». В сегодняшней дискуссии участвовали представители Генпрокуратуры и Министерства просвещения, региональных министерств образования, окологосударственных общественных движений, в том числе «Юнармии». Выяснилось, что навредить детям, по мнению одного из участников обсуждения, может даже изучение английского языка. Валерия Ратникова побывала в Общественной палате и рассказала подробности.
Для начала стоит напомнить, что такое «Лига безопасного интернета». Эту организацию еще в 2011-м году создал Константин Малофеев — православный бизнесмен и учредитель телеканал «Царьград». Очень быстро «Лига» пролоббировала появление реестра запрещенных сайтов Роскомнадзора (недавно туда попал сайт «ОВД-Инфо»*). Среди участников «Лиги», например, «Ростелеком», «Мегафон», МТС, «Билайн», «Лаборатория Касперского». А среди партнеров значится Информационный центр российского казачества с лозунгом «Сделаем Россию сильнее».
С 2018-го года «Лигу» возглавила дочь сенатора Елены Мизулиной Екатерина и с тех пор и ее имя, и имя организации гораздо чаще мелькают в новостях. Примерно с этого же времени «Лига» стала регулярно получать президентские гранты, в 2019 году — на 11 миллионов рублей. А в 2021-м, после того, как «Лига» пожаловалась на блогера Юрия Дудя, его оштрафовали на 100 тысяч рублей за пропаганду наркотиков, по тем же причинам организация жаловалась на рэпера Моргенштерна, сейчас он уехал из страны. Пропаганду наркотиков увидели и в песнях рэпера Элджея.
Силовые структуры почти всегда реагируют на запросы организации. Сама Мизулина в недавнем интервью Ирине Шихман рассказала, что есть круг блогеров, которые систематически публикуют запрещенный контент и кто-то даже рассылает им методички с такими темами. Поэтому первым делом я спросила у Екатерины Мизулиной, не собирается ли ее организация жаловаться на кого-то из таких известных людей вновь, и если да — на кого?
Екатерина Мизулина, директор «Лиги безопасного интернета»: Если говорить о каких-то громких именах, которые любят СМИ, то здесь мне, к сожалению, вас порадовать нечем. Я не могу пока в полной мере комментировать эту тему. Есть ряд обращений, которые не получили результата или не были рассмотрены в прошлом году, поэтому пока преждевременно какие-то имена называть. <...> Мы привлекаем тех экспертов, которые аккредитованы для проведения такого рода экспертизы государством.
Ну вот выясняется, что по сути те же эксперты, чьи заключения представляют в суде, сотрудничают с «Лигой безопасного интернета», но пока, как говорит Екатерина Мизулина, громких обращений не планируется. Правда во время сегодняшней дискуссии в Общественной палате выяснилось, что, оказывается, есть некий список запрещенных исполнителей. Об этом упомянула уполномоченная по правам ребенка Хабаровского края Виктория Трегубенко, которая сегодня тоже выступала. Кто в него входит, она не уточнила, а Мизулина сказала, что не может комментировать, о чем именно идет речь.
Виктория Трегубенко, уполномоченный по правам ребенка в Хабаровском крае: Есть у нас запрещенные исполнители, по определенным критериям. Потому что они могут слушаться только в домашней обстановке, либо потому что они в принципе исполняют произведения только с наполнением 18+, либо потому что они на сегодняшний день даже находятся за пределами РФ, потому что РФ сказала о том, что такие граждане — не граждане. А на детских праздниках дети успешно пляшут, отдыхают за деньги своих родителей под этих исполнителей.
Сама уполномоченная по правам ребенка Хабаровского края Виктория Трегубенко все же намекнула в конце, кто в такой список может входить. Она сказала: «В этом году мы очень не желали, чтобы к нам приехал Моргенштерн и он к нам не приехал — с помощью мер прокурорского воздействия». Прокуроры и правда не дремлют — сегодня на круглом столе выступила прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних из Генпрокуратуры Наталья Гребнева. Она рассказала, что в интернете все больше размещается деструктивного контента. Под деструктивным в одном ряду понимается и пропаганда наркотиков, и насилия, и пропаганда, как выразилась Гребнева, нетрадиционных отношений. По ее словам, за 1,5 года региональные прокуроры добились блокировки информации на 27 тысячах деструктивных сайтов. Екатерина Мизулина вторит коллеге. Еще в начале дискуссии она отчиталась — «Лига безопасного интернета» уже предложила Госдуме и Совфеду разработать меры для внесудебной блокировки ресурсов с пропагандой ЛГБТ. Я спросила у Мизулиной, что она понимает под пропагандой ЛГБТ:
Валерия Ратникова, корреспондент Дождя: Что имеется в виду под пропагандой ЛГБТ в данном случае, потому что у нас и так есть законодательство о запрете пропаганды ЛГБТ среди несовершеннолетних, многих по нему административно привлекают, что вы имеете в виду под этим контентом? Не знаю, например, фильм, где рассказывается об отношениях однополой пары, нужно ли его досудебно блокировать в России, или вы что-то другое имели в виду?
Екатерина Мизулина, директор «Лиги безопасного интернета»: Все, что мы имеем в виду, написано в том законе, о котором вы сейчас сказали.
Валерия Ратникова, корреспондент Дождя: Там просто довольно размыто написано «пропаганда однополых отношений».
Екатерина Мизулина, директор «Лиги безопасного интернета»: Ну она вся проходит экспертизу.
В целом к тому, что окологосударственные деятели ограждают детей в интернете от пропаганды ЛГБТ, наркотиков и суицида, а еще видят постоянный рост публикации там детской порнографии (Мизулина сегодня это вновь упомянула) мы привыкли. Но сегодня я услышала кое-что новое. Оказывается, духовные скрепы и главная из скреп — патриотизм — под угрозой из-за изучения английского языка. Слово бывшему депутату Госдумы, а теперь первому заместителю комиссии Общественной палаты по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Павлу Пожигайло:
Павел Пожигайло, член Общественной палаты РФ: Вот в 90-х годах появился английский язык, неслучайно. Решало три вопроса. Первое: вытеснение таких предметов как история, литература и музыка, именно они исчезли из школьного образования. Английский язык дал возможность совершенно беспрепятственного потом отбора талантливых наших детей для отъезда за границу, а поскольку информационное пространство было открыто, вся система мотиваций отъезда из нашей страны, она тоже работала, ну и в конечном итоге, третья задача — это изменение ментальности, потому что язык — это мировоззрение. Что в английском языке ребенок в 1-2 классе изучает, как он учит английский язык, на каком материале? Я вас уверяю, это толерантность, это все те установки западные, с которыми мы пытаемся бороться потом.
Правда в моей школе была и литература, и история, и музыка, английский язык их не вытеснил. А навязывание ценностей толерантности, как выражается Пожигайло — конечно дело рук наших — цитата — « заокеанских друзей». Но справедливости ради — круглый стол назывался «позитивный контент», а не «деструктивный». И о хорошем тоже говорили. О том, как переключить внимание детей и создать для них что-то интересное. Правда у одного из организаторов сегодняшней встречи, Фонда поддержки духовно-просветительских и образовательных программ архистратига Божия Михаила, также получателя президентских грантов и близкой к учредителям «Лиги безопасного интернета» организации на ютуб-канале всего 179 подписчиков, а последнее видео было опубликовано 4 года назад. Но благо на сегодняшнем круглом столе были и те, кто такой патриотичный и безопасный детский контент все же создает. Это, например, «Юнармия». Оказывается, силами этого окологосудасртвенного движения и его партнеров выпускается первое патриотическое реалити-шоу — «Защитники». Таким его сегодня представил Антон Кузнецов, заместитель начальника главного штаба по проектам в «Юнармии».
Но в целом интернету далеко до совершенства — представитель Минпросвещения Андрей Горобец (директор департамента цифровой трансформации) на круглом столе сказал: тот контент, который сегодня представлен в интернете, в большей степени не соответствует потребностям детей, нужно больше информации, которая будет представлять Россию героической и культурной страной. А какой контент соответствует потребностям детей, видимо, будут решать такие структуры, как «Лига безопасного интернета» и близкие к ним силовики.
По решению Минюста России «ОВД-Инфо» включен в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции «иностранного агента»
Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ