Прямой эфир

«Смерти будут среди невакцинированных»: эпидемиолог рассказал о будущей вспышке «омикрона» в России

Здесь и сейчас
2 978
22:39, 12.01.2022

В Кремле считают, что уровень заболевания «омикроном» в стране будет высоким. Владимир Путин на совещании с членами правительства рассказал, что у России есть пара недель на подготовку к новой вспышке коронавируса. Глава центра имени Гамалеи Александр Гинцбург уже заявил, что треть заболевших ковидом в Москве заражены «омикроном», а именно в столице ожидают первую серьезную вспышку заболеваний. Глава Роспотребнадзора Ольга Попова опасается, что число новых случаев ковида в России может превысить 100 тысяч человек ежесуточно. Из-за высокого распространения «омикрон»-штамма в мире за неделю число заболевших ковидом выросло на 55%. ВОЗ уже сообщает о 15 миллионах заразившихся. Тем не менее, эксперты отмечают, что смертность осталась на прежнем уровне. Обсудили актуальную ситуацию с новым штаммом коронавируса в России с Михаилом Фаворовым, эпидемиологом, президентом DiaPrep System.

«Смерти будут среди невакцинированных»: эпидемиолог рассказал о будущей вспышке «омикрона» в России

Михаил, здравствуйте, приветствую вас в эфире телеканала Дождь.

Скажите, пожалуйста, можно ли уже сейчас с уверенностью утверждать, что у «омикрона» смертность, летальность ниже, чем у «дельты», например?

Да, конечно, смертность ниже.

То есть это уже установлено?

Это уже установлено по целому ряду стран, и главное, что по целому ряду штатов в Соединенных Штатах. Знаете, слежение это такая сложная наука, она не очень популярна и не очень понятна для неспециалистов, но можно сказать довольно твердо, что если «дельта» имела 2% летальности, то есть из каждых ста заболевших двое умирали, то «омикрон» имеет в десять раз ниже, из каждых ста заболевших умирает только 0,2%, то есть два из тысячи. В десять раз, это очень много.

Но проблема в чем, что «омикрон» настолько заразен, что больных очень много. Огромное число больных опять приводит к тому, что много тяжелых и много людей нуждаются в госпитализации. Хотя очень важный показатель числа смертей в день остается низким в Британии, в Соединенных Штатах, в Южной Африке и так далее.

Теперь вопрос о том, помогает ли вакцинация от «омикрона» и нужна ли вообще вакцинация, если летальность низкая? Вот таким вопросом, я уверена, задается огромное число людей.

Вы задали два вопроса, правильно? Давайте на первый ответим. Показано, что несмотря на то, что данные ограничены, но такое огромное число случаев, что уже статистический анализ можно сделать, показано, допустим, что самая высокая группа риска, люди старше 65 пяти лет, болеют, если они вакцинированы, опять же в десять раз ниже.

То есть что получается, что опять этот «омикрон», так называемая легкая болезнь, по сравнению с «дельтой» в десять раз ниже летальность, он будет все равно в популяции непривитых. То есть мир разделился на две популяции, на популяцию привитых и непривитых, поэтому обобщенные цифры ни о чем не говорят.

Значит, мы будем что с вами говорить, что во время вспышки «омикрона», которая будет несомненно, абсолютно правильно это было сказано на заседании, люди будут погибать очень редко, но поскольку будет много больных, значит, будут смерти. Но что важно отметить, что опять они будут среди невакцинированных.

Опять среди невакцинированных, это важно сейчас повторить.

Да, среди невакцинированных. Хотя и вакцинированные тоже болеют, понимаете, тут не надо говорить — а, все болеют. Болеют, но умирают, извините, в десять раз ниже, причем в группах риска. Так что про вакцинацию надо понимать, что надо обязательно ее делать.

Но самое интересное, вот здесь мне кажется, что «омикрон» послужит естественной вакциной, он теперь как бы перезаразит всех непривитых, и они станут иммунны. Вот они как бы своего добились, дожили до своей болезни.

Скажите, а вот все-таки тогда давайте ответим на такой вопрос, ведь это противоречиво звучит. Я убеждена, что большое число тех людей, которые выступают против вакцинации, они, например, слушают сейчас вас и думают: так зачем мне, если я здоров, допустим, вот у меня нет там каких-то особых обстоятельств, я в целом здоров, зачем мне колоться этим, например, «Спутником», если я могу этого не делать, переболеть легко, и дальше обладать вот этой естественной защитой.

Ну, это правильное решение. Я тут ничего уже не могу возразить, потому что действительно болезнь легкая, смерти в основном в группах риска, то есть люди там с сопутствующими заболеваниями, старших возрастных групп. Этим я по-прежнему говорю — друзья, привейтесь, бога ради.

А остальным уже теперь, когда прошло уже ну сколько, год уже вакцина, достаточно, и они не привились, ну теперь уже их трудно будет заставить привиться, потому что у других возрастных групп, кроме групп риска, он протекает довольно легко. Ну, такая ситуация.

Одновременно с этим мы должны еще раз напомнить то, о чем говорил Михаил Фаворов только что — заболевает огромное число людей, «омикрон» страшно заразный, и шанс, что без прививки человек все-таки умрет после того, как он заболел «омикроном», существует. Ведь он существует?

Абсолютно.

Поэтому лучше прививаться.

Но он в десять раз ниже. Но самое интересное, что мы должны низко поклониться всем миллиардам людей на планете, которые привились, потому что за счет их прививки эта «дельта» была ограничена в возможности передачи, которая убивала два из ста, каждый пятидесятый человек умирал.

В результате вирус, адаптируясь и приспосабливаясь к нам, и старался вывести из себя такой вид вируса, который ускользнет от вакцины. Понятно? Если бы этого не было, мы бы до сих пор так и умирали, а вначале до 10% была смертность.

Поэтому нельзя как бы подходить только с индивидуальной точки зрения, я вот такой крутой, я прививаться не буду. Ну, не прививайся. Если бы мы все не прививались, ты бы тоже помер.

Во-первых, всегда есть все-таки, к сожалению, шанс летальности, а во-вторых, фактор переносчиков тоже никто не отменял и заразить бабушку не классно. Правда, не классно.

Ну, бабушка, слава богу, должна быть привита. Бабушке надо иметь совесть, надо привиться.

Да, бабушка должна быть привита, уж надеюсь.

Михаил, я вот тут наткнулась на Билла Гейтса знаменитого, все знают, кто такой Билл Гейтс. Для кого-то это тот человек, который придумал чипирование, прости господи, но мы сейчас не будем о вот этих теориях заговора.

Он тут высказал мнение, что в скором времени коронавирус уже завершится наконец-то, в том числе, благодаря появлению вот этого «омикрона», который ему демонстрирует снижение вот этой угрозы. И рано или поздно, а скорее рано, коронавирус станет сезонной болезнью и не будет представлять такой опасности для популяции Земли.

Как вы считаете, прав ли господин Гейтс?

Ну, во-первых, с господином Гейтсом я даже знаком, мы даже за одним столом сидели.

Неплохо.

А второе, так же, как и Голикова, он, так сказать, сообщает мнение специалистов, и это тоже важно понимать, это как бы фронтмен. Но идея совершенно правильная, я ее многократно описывал, более подробно можно посмотреть у меня в Facebook, в моем блоге.

Суть в том, что эта инфекция — зооноз, вирус перешел от мышей. Мы сейчас не будем обсуждать, как он это сделал и как ему это помогли сделать, но тем не менее, он перешел от мышей.

Летучих.

Раз он перешел от мышей, он должен был приспособиться. И вот мы видели с вами, как он изменялся: эпидемиологически сначала умирал каждый десятый, потом стали умирать каждый пятидесятый, сейчас каждый тысячный и то, мне кажется, может быть, и поменьше, потому что число случаев мы не можем хорошо посчитать, очень много легко больных.

Вирус приспособился, мы с ним стали своими. Вирус наш, мы для него нормальный хозяин, он ведет себя так, как ведет любой нормальный вирус, который существует в нашей популяции.

Поняла вас.

Не прекратится циркуляция вируса, прекратится пандемия. Прекратится эпидемия, а вирус будет у кого-то там возникать так же, как все другие вирусы в нашей популяции, и слава богу.

Михаил, надеюсь еще с вами неоднократно поговорить о развитии вот этой истории, этой эпопеи с коронавирусом, увидеться в эфире телеканала Дождь в скором времени. Благодарю.

Счастливо.

Фото: Михаил Терещенко / ТАСС