На следующий день после ликвидации «Международного Мемориала»*, изучающего и сохраняющего память о советских репрессиях, Мосгорсуд удовлетворил иск московской прокуратуры о ликвидации правозащитного центра «Мемориал»*, который помогает тем, кто подвергается преследованиям в современной России. На процессе выяснилось, что прокуроры вменяют организации не только неправильную маркировку. Среди причин, по которым они потребовали закрыть организацию, оказалось участие «Мемориала» «во всех протестных движениях», поддержка «всех протестов» и «формирование негативного восприятия» российских судов. Дождь рассказывает, как проходил второй за неделю процесс по ликвидации структур «Мемориала».
На заключительное заседание процесса по ПЦ «Мемориал» Мосгорсуд открыл для журналистов зал для трансляций. Но оказавшиеся здесь журналисты из-за плохого качества звука могли разобрать далеко не все слова, которые произносились в зале заседаний.
В самом начале заседания адвокат Илья Новиков уточнил у суда, совпадение ли это, что оба иска к «Мемориалу» были поданы в один день. Судья Михаил Казаков вопрос снял, но прокурор успел ответить, что это просто совпадение. После этого начались прения.
На прошлом заседании прокуратура утверждала, что центр «систематически скрывал информацию о выполнении функций иностранного агента». Этим, по мнению прокурора, он нарушил Конституцию, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Международный пакт о гражданских и политических правах, Всеобщую декларацию прав человека и Конвенцию о правах ребенка. Более того, прокурор настаивал, что неуказание маркировки «может вызвать депрессивное состояние у граждан», которые не смогут критически оценить материал. К основаниям ликвидации «Мемориала» прокуратура добавила экспертизу, которая нашла в деятельности «Мемориала» «оправдание терроризма и экстремизма» из-за включение участников террористических организаций в список политзаключённых. Защита «Мемориала» в ответ указала, что все нарушения с маркировкой были устранены еще в 2019 году, а в каждой справке о признании человека политзаключенным оговаривается, что такое признание не означает согласие со взглядами человека, а лишь указывается на политический мотив преследования.
На сегодняшнем заседании прокуратура заявила, что собрано достаточно доказательств того, что «Мемориал» нарушает закон, участвовал «во всех протестных движениях», «поддерживал все протесты» и способствовал «формированию негативного восприятия» российских судов. Это, по мнению прокурора, доказывается тем, что среди партнеров «Мемориала» есть проект «ОВД-инфо»**, заблокированный в России незадолго до суда, а правозащитники активно поддерживали структуры Навального, признанные экстремистскими. «Мемориал» демонстрирует «устойчивое пренебрежение к законам, грубо нарушает права граждан <…> существует на деньги из иностранных источников, в том числе от государств», заявил прокурор.
Первым прокуратуре отвечал председатель совета ПЦ Александр Черкассов. «Если вы не откажете в иске прокуратуре и если вы удовлетворите этот иск, вы подтвердите нашу правоту. Благодарю прокуратуру, истинная причина — это не маркировка или отсутствие маркировки, это лишь повод, предлог. Главная цель — лишить граждан доступа к информации. <…> Вся наша деятельность на протяжении 30 лет была направлена на защиту граждан России, гражданского общества и государства. [Ее запрет] подтвердит, что политическое преследование является одним из системных факторов [политики государства]», – сказал Черкасов. (цитата по «Медиазоне»*** и твиттеру ПЦ «Мемориал»).
Черкасов: это как раз попытка лишить граждан доступа к важной информации.
— Memorial (@MemorialMoscow) December 29, 2021
Спасибо, что упомянули ОВД-инфо как организацию, помогающую гражданам.
Спасибо, что упомянули работу на Кавказе и отдельное спасибо, что упомянули работу по полит.репрессиям
Юрист «Мемориала» Татьяна Глушкова в своем выступлении напомнила, что Роскомнадзор сам не может определиться, как трактовать закон о маркировке материалов. Так, в ответ на запрос депутата Красносельского муниципального округа Москвы Елены Котеночкиной, который был изучен в суде, ведомство сказало, что форма маркировки законом не установлена, а позже в неофициальном разъяснении «Коммерсанту» выступило с другой позицией – что маркировка четко определена. «Может ли быть ситуация, когда текст закона не изменился, но в течение года один и тот же орган трактует его по-разному? Представляется, что в правовом государстве — нет», – заключила Глушкова.
Глушкова: Что касается того, что в отношении ПЦ регулярно были претензии, но ПЦ не реагировал. Если их проанализировать, то истец, во-первых, завысил их количество более чем вдвое, а во-вторых, по сути если посмотреть на конкретные нарушения, то системности там нет вообще
— Memorial (@MemorialMoscow) December 29, 2021
Юрист Григорий Вайпан вспомнил завершившийся накануне процесс, на котором прокурор заявил, что «Международный Мемориал» клевещет на СССР. Теперь его коллега говорит, что уже другой «Мемориал» клевещет на Россию, сказал Вайпан. «Оклеветать государство нельзя, можно оклеветать конкретное лицо — у государства чести и достоинства нет», — объяснил юрист. «Ликвидация ПЦ будет являться тем, что само государство признало не только незаконными, а признало политическими репрессиями», – продолжу Вайпан.
«Важно, чтобы человек, попавший в ужасную ситуацию, мог прийти в какую-то организацию, где его выслушают и, возможно, помогут. Позволю дать совет. Если истец хочет, чтобы деятельность "Мемориала" не была так востребована в обществе и не имела такой общественной поддержки, пусть государство меньше нарушает права граждан. И тогда дорожка к нам зарастет бурьяном! Но сегодня, к большому сожалению, "Мемориал" необходим», – заявила адвокат Мария Эйсмонт.
Закончил выступление адвокатов Илья Новиков (цитата по «Медиазоне»): «Мои коллеги все сказали правильно, они прекрасные юристы. Возможно, слишком хорошие для этого дела. <...> Как было сказано в начале Черкасовым, речь идет о ликвидации организации по политическим мотивам. Чтобы ПЦ больше не делал то, что он делает, не помогал тем, кому он помогает. <...> Сегодня мы услышали, что подача исков в один день — это совпадение. Я не думаю, что в зале есть хоть кто-то, кто в это поверил. На мой взгляд, это свидетельствует о том, что цели политические. Государству не нравится, что ПЦ говорит, как он себя ведет».
Отдельно Новиков остановился на справке, предоставленной экспертами Наталией Крюковой и Александром Тарасовым из «Центра социокультурных экспертиз», по которой «Мемориал» обвинили в поддержке терроризма и экстремизма. «Четыре года назад мы похоронили великого лингвиста [Андрея] Зализняка. Последние 10 лет он говорил о наступлении нового средневековья и нового мракобесия, имея в виду отношение государства к науке. Он говорил о менее опасных явлениях, чем те, что мы видим сегодня на примере справки Крюковой и Тарасова. <...> Зализняк не видел того, что происходит сейчас с лингвистикой в судебной системе. Она стала одним из ударных таранов в судебных процессах. И это катастрофа», – выступил Новиков.
Новиков: цитирует Губермана:
— Memorial (@MemorialMoscow) December 29, 2021
Когда клубится страх кромешный
И тьму пронзает лай погонь
благословен любой, посмевший
не задувать в себе огонь.
«Я не верю в успех этого процесса, но тем не менее стал участвовать в нем. Крайне важно, идет корабль ко дну с поднятым флагом или добровольно его спускает. "Мемориал" идет ко дну с поднятым флагом – он не будет спущен», – сказал Новиков.
Минюст от участиях прениях отказался, и судья удалился для принятия решения. Ровно через полчаса он вернулся с решением о ликвидации правозащитного центра «Мемориал».
Приставы быстрее выгоняют всех из зала
— Memorial (@MemorialMoscow) December 29, 2021
*По решению Минюста России Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» и Правозащитный центр «Мемориал» включены в реестр НКО, выполняющих функции «иностранного агента»
**По решению Минюста России «ОВД-Инфо» включен в реестр незарегистрированных общественных организаций, выполняющих функции «иностранного агента»
***По решению Минюста России «Медиазона» включена в реестр СМИ, выполняющих функции «иностранного агента»