Прямой эфир

«Такую жизнь имеют только праведники». Каким запомнили Дмитрия Зимина

Заметки
18 642
22:03, 22.12.2021

22 декабря в Швейцарии в возрасте 88 лет умер филантроп, основатель «Билайна» Дмитрий Зимин. После ухода из «Вымпелкома» Зимин занимался благотворительностью. В 2002 году он основал фонд «Династия», который занимался поддержкой фундаментальной науки в России, но был ликвидирован в 2015 году после внесения в реестр «иноагентов». После этого Зимин продолжил поддерживать просветительские проекты в России. Дождь собрал воспоминания о Зимине его знакомых, друзей и коллег. 

Дмитрий Зимин. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Борис Зимин, сын Дмитрия Зимина, предприниматель

«Мой отец был большой жизнелюб и прожил большую жизнь. Спасибо ему за все, за то, что создал, за то, что был. Это случилось сегодня не на родине, в Швейцарии. Он ушел в полном сознании, умиротворенно, немного грустя о нас и о жизни, но всё-таки с облегчением — последние месяцы он тяжело болел»

Алексей Навальный, политик

«Встречая Дмитрия Борисовича Зимина на каких-то мероприятиях, я постоянно думал: ну и человек. Если б я не знал, что он реально есть, то подумал бы, что это выдуманный пример для подражания. Каким надо быть предпринимателю и гражданину. И биографию такую же придумали – образцовую. Занимался наукой в СССР, внес огромный вклад в развитие радиолокационных систем. Когда СССР развалился, использовал свои знания, чтобы создать первую компанию мобильной связи. Доказал, что советский интеллигент может быть и крупнейшим предпринимателем: его "Вымпелком" — первая российская компания, разместившаяся на нью-йоркской бирже. Стал очень богатым, но деньги тратил на благотворительность и поддержку науки. 

Попал в опалу, но внутренней свободе не изменил. Говорил, что хотел. Делал то, что считал правильным. Всегда верен себе, всегда полезен обществу. Да вот даже половину хороших книг, что я прочитал за последние годы, издал фонд Зимина.

И вот образца для подражания не стало. Не встретишь и руку не пожмешь. Ну, будем помнить. И стараться хоть в чем-то подражать. Семье и близким - искренние соболезнования»

Екатерина Шульман, политолог

«Мы все, живущие чтением и письмом, знали его, разумеется, по Книжным проектам Дмитрия Зимина и по премии „Просветитель“ <...> Человечество часто его разочаровывало (это оно умеет), но в прогресс он верил крепко. Но какая судьба! Быть причастным ко всему лучшему, что происходило в России последние сорок лет, от мобильной связи до просвещения, быть соавтором и нашего коммуникационного взрыва, и нашего интеллектуального ренессанса. Такое никуда не девается, тверже металлов и выше пирамид, а только прорастает сквозь все наносное, всё преодолевая и всё делая собой: ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, и времени полет его не сокрушит».

Ирина Якутенко, биолог

«Огромное количество людей уже написало множество замечательных слов о нем, почитайте. Я лишь добавлю, что один этот человек сделал для научпопа больше, чем должно было бы сделать и не сделало государство».

Вера Кричевская, режиссер

«Один из самых интересных людей, которых я когда либо встречала, такую биографию и такую жизнь имеют только праведники»


Арина Бородина, журналистка

«Умер Дмитрий Борисович Зимин. Ему было 88 лет. Огромного масштаба человек, сколько всего он сделал, от создания БиЛайна до просвещения и образования, не сдаваясь и не боясь. Сколько замечательных проектов, книжных, видеопросветительских, вышло благодаря поддержке Дмитрия Зимина. Вот уж кто настоящий меценат, так это Зимин. Мне довелось быть немного знакомой с ним лично, еще со времен „Коммерсанта“ и сейчас, в новую эпоху несколько раз пересекались. Эта новая эпоха давила на него, и государство выдавливало деятельность Зимина из России. А он все равно многим помогал. Издавал книги, учебники, выдавал гранты на фильмы и большие проекты. Для думающих и мыслящих. Помогал независимой прессе, журналистам. В нынешних реалиях власти могли бы записать Дмитрия Зимина в иноагенты. По сути его Фонд „Династия“ стал первой ласточкой вот таких разгромов. Но Дмитрий Борисович Зимин — великий Гражданин и великий Просветитель. Спасибо ему за всё!»

Роман Баданин*, журналист

«Умер очень важный для нынешней России человек. Точно более важный, чем 100 процентов персонажей, показываемых по российскому ТВ. Соболезную Борис Зимин и всем родным и близким. Вы и так знаете, как много ваш отец сделал для своей страны. Это наверное должно облегчить тяжесть вашей потери»

Сергей Лукашевский, директор Сахаровского центра*

«Почти 12 лет назад Дмитрий Борисович поверил в меня. В то, что новая команда в Сахаровском центре* может сделать что-то успешное и важное. Поверил первым. Когда не было почти никакого финансирования, а перспективы были туманны. И мы получили поддержку фонда Династия. А все остальные (в том числе западные фонды с разными известными названиями) появились уже потом. Посчитав его пример своеобразной гарантией. Такое помнишь всю жизнь с неиссякаемой благодарностью. После тех, кто тебя любит, самые важные люди в жизни -- те, кто были готовы в тебя поверить»

 

Илья Бер, издатель и главный редактор «Проверено.Медиа»

«Очень грустный сегодня день. Умер великий человек Дмитрий Борисович Зимин. Он был уникальным и сделал для России, для её науки и культуры, больше, чем, возможно, любой другой из ныне живущих людей. И это не преувеличение. Мы доживём до времени, когда ему будут ставить памятники.

Мне повезло. У меня есть фотография с ним, сделанная на митинге. Он просто шёл среди людей, скромно, ничем не выделяясь. Его никто не узнавал»

Константин Сонин, экономист, профессор Чикагского университета и ВШЭ

«Умер Дмитрий Зимин, выдающийся филантроп — человек, который вошёл в новейшую историю России, сделав больше всех для того, чтобы русская наука не просто процветала, а чтобы всем, всем россиянам было понятно, что и зачем делают учёные.

Я не знаю, больше ли всех он потратил денег на образование и просветительство. Может, кто-то в истории России и больше. Может, и нет. Но определенно — никто и никогда в истории России не думал об этом так структурно, не подавал пример и не создавал образец, как Зимин. Никого не было похожего на него в последние десятилетия — и это будет счастье, если появится кто-то, кто сделает жизнь с него.

Дмитрий Борисович несколько раз приходил на мои публичные лекции и я каждый раз думал — вот что такое я могу знать, чего он не знает? Он был не просто выскочкой, выигравшим в лотерею в 1990-е — он как раз был первым супербогатым, чье богатство не имело отношения к приватизации. Он не просто хотел помочь просвещению — он знал как это делать, он делал это лучше всех. <...>

Как и у каждого великого человека, в истории Зимина есть и дни поражений. Весь смысл Фонда Династия состоял в том, чтобы поддержка науки происходила не по воле одного человека, а системно, структурно. Когда идиотские законы сделали этот проект невозможным - по мне, это сравнимо, в русской истории — с убийством Кондратьева, Вавилова, травлей Егорова — он закрыл его. И остался сам все тем же умным, позитивным человеком»

Виктор Шендерович, писатель, журналист

«Умер Дмитрий Борисович Зимин. Один из немногих праведников, ради которых стоило не предавать огню этот содом... Огромная, честная, великолепная жизнь, светлая память»

Леонид Волков, соратник Алексея Навального

«Дмитрий Борисович Зимин был великим гражданином и патриотом. Его будет очень не хватать. Его будут помнить. Он понимал, что для будущего страны нет ничего важнее образования, просвещения, ценностей. Нам бы всем тоже не забывать»

Лев Шлосберг, член федерального политкомитета партии «Яблоко»

«<...> Он двигал жизнь и о его жизни напишут хорошие книги. Когда Россия станет цивилизованной страной, то уважающее себя правительство принесёт родным Дмитрия Зимина официальные извинения за непотребное поведение опаскудившегося российского государства.

В Москве при нормальной власти Дмитрию Зимину поставят простой человеческий памятник: пожилой человек в очках с тихой улыбкой смотрит на потомков из будущего, которое он приближал всеми своими силами, но до которого не дожил»

Варвара Горностаева, главный редактор издательства Corpus

«Сегодня у нас огромное горе, у всех нас. Умер Дмитрий Борисович Зимин. Человек, который сделал для России столько, сколько не сделал никто — в своем личном человеческом качестве.

Ученый, а после один из первых успешных российских предпринимателей, он стал и одним из первых и самых крупных филантропов в стране. В 2002 году Дмитрий Борисович основал и возглавил Фонд „Династия", который многие годы поддерживал и развивал фундаментальную науку. Именно Зимин возродил издание научно-популярных книг в России, и не просто возродил, а сделал это направление одним из самых успешных и популярных, чтобы не сказать модных направлений российского книгоиздания. Но в 2015 году власти объявили Фонд „Династия“ „иностранным агентом“, Зимин был оскорблен этим решением, и Фонд был закрыт. Такая благодарность государства человеку, который вкладывал деньги, талант, ум и энергию, чтобы помочь своей стране стать лучше, богаче, просвещеннее

<...> Дорогой Дмитрий Борисович, спасибо Вам за все. Вы подарили нам всем невероятную возможность стать лучше, образованнее, гуманнее. Вы придавали нам сил — просто своим существованием рядом, своей стойкостью, верой в науку и силу человеческого разума. Мы никогда этого не забудем»

Михаил Фридман, совладелец «Альфа-групп» и LetterOne (основной владелец Veon и «Вымпелкома»), комментарий РБК


«Дмитрий Борисович Зимин сыграл в российском бизнесе выдающуюся роль. Будучи выходцем из Советского Союза, он создал одного из лидеров новой индустрии и вывел первую российскую компанию на New York Stock Exchange. Он был не просто выходцем из СССР, а успешным человеком, реализовавшим вполне амбициозные цели в условиях советской системы. При этом Зимину удалось реализовать свои таланты и в современной России. Вот это уникальный случай!

[После продажи «Вымпелкома»] он спонсировал различные научные разработки. Это, безусловно, заслуживает уважения и восхищения.

Дмитрий Борисович – человек незаурядный по широте своих интересов и взглядов. Между прочим, при такой безобидной внешности в каких-то ситуациях он мог быть достаточно жестким и даже в хорошем смысле слова агрессивным. Я думаю, что с этой стороны его мало кто знал. Но без этого вряд ли он смог бы построить такую большую компанию. Он умел быть разным. Но чем бы он ни занимался, он всегда добивался выдающихся результатов».

Дмитрий Гудков, политик 

«Зимин – это образец российского предпринимателя. Сделавший „Билайн“ с нуля, сам, выбитый государством из страны, продолживший поддерживать российскую науку, даже несмотря на то, что его фонд «Династия» объявили иностранным агентом (он получал деньги с зарубежного счета Дмитрия Борисовича).

Я помню митинг в Москве против того позорного решения – но он, конечно, не помог.

Все эти годы было ощущение, что мы боремся против лавины: и Зимин делал все, что мог: спасал науку и культуру, поддерживал ученых, зная, что однажды России понадобятся не только люди со списанными диссертациями.

Другое время – то, которое он ждал – обязательно наступит. И тогда Россия вспомнит одного из своих лучших сыновей – Дмитрия Зимина». 

Леонид Парфенов, журналист

«В 88 лет закончилась одна из самых удивительных жизней наших современников. Дмитрий Зимин сделал большую карьеру в оборонной промышленности – единственной советской отрасли мирового уровня. И уже в „предпенсионном“ возрасте оказался способен на фантастическую конверсию, став основателем „Билайна“. А потом – новый крутой поворот: уже очень состоятельным человеком, Зимин отошел от дел и почетным президентом своей компании занялся благотворительностью. Его фонд „Династия“ финансировал научные исследования и выпуск научной литературы, а премия „Просветитель“ поощряла лучших популяризаторов знаний. Стыд и срам, Зимину прилетело клеймо „иноагента“ – ну, раз он средства расходовал и со своих иностранных счетов. Однако ветеран сумел продолжить работу. По делу мы общались однажды – Зимин помог с запуском фильма „Цвет нации“. Было много других встреч и каждый раз я поражался веселой уверенности Зимина: разум победит невежество и никогда не поздно узнавать новое! Спасибо Вам за эти уроки, дорогой Дмитрий Борисович». 

Нюта Федермессер, учредитель благотворительного Фонда помощи хосписам «Вера»

«Умер Дмитрий Зимин. Человек, разбогатевший для других. Это путь»

Николай Усков, редакционный директор российского Forbes

«Не стало Дмитрия Борисовича Зимина. В России мало людей, которых без всяких «но» можно назвать совестью нации. Совесть вообще по нынешним циничным временам какое-то недоразумение. Дмитрий Зимин - человек, который доказал: можно жить, придумывать, работать, помогать даже в такой России, даже в таком мире. Я помню, как этот прекрасный человек расплакался, когда я, будучи руководителем «Сноба», вручал ему премию «Сделано в России». Он был тронут, а я стеснялся несоразмерности нашего признания его заслуг. Грустно»

Ася Казанцева, научный журналист

«Дмитрий Борисович Зимин был человеком, благодаря которому Россия была свободной — интеллектуально. В девяностые научно-популярная литература практически исчезла, а благодаря его фонду „Династия“ она возродилась. Сначала фонд поддерживал перевод лучших западных книг, а потом учредил премию „Просветитель“, без которой едва ли был возможен расцвет научно-популярной литературы, написанной на русском языке, потому что премия и ежегодный хоровод событий вокруг нее были стержнем всей околокнижной культурной жизни. Присмотритесь, добрая половина научпопа на вашей книжной полке напрямую связана с усилиями Зимина, и вторая половина связана с ними косвенно, за счет появления среды. Это не единственная крутая вещь, которую он сделал, просто самая очевидная для меня.

Мы были знакомы шапочно, несколько раз разговаривали на его просветительских мероприятиях. Я в основном робела и трепетала. Но, мне кажется, он меня помнил, потому что он вообще всех помнил, и до самого последнего времени сохранял живой, деятельный и активный интерес к миру. Мало кто сможет так много, как Зимин, сделать для общества, но стоит стремиться к тому, чтобы перенять у него хотя бы эту способность, неугасающее любопытство. Кажется, с ней здорово».

Алексей Кудрин, глава Счетной палаты

«Мало кто столько сделал для развития российской науки, как Дмитрий Зимин. Великий меценат. Невосполнимая потеря».

*По решению Минюста России Роман Баданин включен в реестр СМИ, выполняющих функции «иностранного агента»

*По решению Минюста России «Сахаровский центр» внесен в реестр НКО, выполняющих функции «иностранного агента»