Что у Путина в голове? Готов ли он воевать с Украиной или все-таки блефует? Сейчас весь мир всерьез бьется над ответом на этот вопрос. И строит планы: как предотвратить катастрофу и как реагировать, если катастрофа неизбежна.
«Это сильно повлияет на отношение к России в мире — к ней будут относиться совсем иначе. Россия заплатит огромную цену», — заявил президент США Джо Байден.
Администрация Джозефа Байдена, очевидно, приняла политическое решение — заняться украинским вопросом. Судя по количеству заявлений, угроз и предупреждений на всех — в том числе и высочайшем — уровнях, Вашингтон, во-первых, считает перспективу российского вторжения вполне реальной. А во-вторых, готов действовать. Нет, речь не идет о том, чтобы вступать в войну с Россией — подобный сценарий не рассматривается. Речь о том, чтобы ударить по Москве разрушительными санкциями.
«Я совершенно ясно дал понять президенту Путину. Если он вторгнется в Украину, последствия для его экономики будут катастрофическими», — сказал Байден.
Слепо верить в серьезность намерений Байдена было бы ошибкой. Он, как мы убедились за последние месяцы, категорически против радикальных мер, и пока не пройдены некие красные линии, делает ставку на дипломатию.
С другой стороны, есть множество оснований предполагать, что прямая военная агрессия против Киева для 46-го главы Белого Дома и есть та самая красная линия. Ведь война в Европе — это грандиозный кризис, который так или иначе коснется всех, в том числе и США. Одним словом, когда президент Байден, госсекретарь Блинкен, советник по нацбезопасности Салливан и ряд американских законодателей выступают с предупреждениями в адрес Путина, то, думаю, это вполне отражает истинный ход мыслей американского политического истеблишмента.
«Российское вторжение повлечет за собой разрушительные экономические санкции, подобных которым мы никогда раньше не видели», — сказал сенатор США Боб Менендес.
Никогда раньше не видели — это, очевидно, отключение России от международной платежной системы SWIFT. То есть наша банковская система оказывается в изоляции — на первом этапе уж точно. Неизбежны значительные экономические потрясения, особенно во всех сферах, связанных с международными платежами. Дмитрий Медведев как-то говорил: лишить Россию SWIFT — все равно что объявить войну.
«Обсуждался вопрос о том, чтобы отрезать нас от системы верификации платежей. Это вообще-то, что называется, удар под дых, это, по сути, объявление войны», — говорил Дмитрий Медведев на посту премьер-министра в декабре 2019 года.
С другой стороны, по словам специалистов, и это не катастрофа — Европе необходимо оставаться в торговых отношениях с Москвой, покупать нефть и газ, а значит найдутся другие платформы.
Среди предполагаемых ограничений называют также санкции против российских банков, обслуживающих правительственную элиту — прежде всего ВЭБ. Рассматриваются и персональные санкции против российских олигархов — тех, кто поддерживает режим и кто благодаря близости к режиму обрастает бесконечными активами. Большинство из них, утверждают американские эксперты, держат свои миллионы вне России.
«Я думаю, мы можем уверенно сказать, что это триллионы, не только в недвижимости, но и в частных акционерных капиталах, в университетах, в музеях, во всех возможных инвестициях в США, а также в Европе», — высказал мнение член Хельсинкской комиссии, сотрудник Конгресса США Пол Массаро.
В своих мемуарах Джо Байден писал, что после событий в Крыму в 2014 году он советовал президенту Обаме, своему на тот момент начальнику, увеличить поставки в Украину летального вооружения. Но 44-й глава американского государства предложения своего заместителя проигнорировал. Теперь вопрос к 46-му — на какие риски и какую степень вмешательства он готов пойти. Пока Байден заявляет, что не намерен отправлять в Украину американских военных. Но в случае необходимости будет принято решение о переброске дополнительных американских и натовских сил в Восточную Европу — Альянс готов защищать своих членов от «любого нападения России».
Собственно, это и есть главный кошмар Путина. Точнее так: в путинской картине мира последовательность действий обратная. Он видит усиление западного военного блока у российских границ и как бы отвечает на угрозу. Ведь в чем основная идея режима: враг у ворот, Украина (которую в представлении российских чиновников и государством-то не назовешь, которая на самом деле плоть от плоти Русь и люди там русские), вот эта Украина под влиянием Вашингтона приближается к НАТО.
«Нас не может не беспокоить перспектива возможного принятия Украины в НАТО, потому что за этим, безусловно, последует размещение там соответствующих военных контингентов, баз и угрожающего нам оружия», — заявил Владимир Путин.
Вот он — торг. Нехитрая расшифровка путинских слов заключается в предложении прекратить военную активность у границ Украины, гарантировать отказ от вторжения в обмен на гарантии невступления Киева в НАТО. На это в Брюсселе отвечают традиционными отговорками о самостоятельном выборе независимого государства и суверенном праве Украины стремиться в Альянс.
«Каждое суверенное государство имеет право выбирать свой путь. Путь Украины будут решать только Украина и союзники, Россия не может контролировать этот процесс. Отношения НАТО с Украиной будут устанавливаться 30 союзниками и Украиной, а не кем-либо еще», — заявил глава НАТО и бывший премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг.
Эти заявления о праве наций — в том числе и постсоветских — на самоопределение смотрятся очень демократично и естественно.
Но к сожалению при первой же попытке рассмотреть ситуацию с близкого расстояния наступает разочарование. Украину — как и Грузию — не принимают в НАТО, в обозримой перспективе не примут и не собираются. Это секрет полишинеля. Западная Европа, а теперь и Джо Байден — страшно опасаются раздражения Путина. Именно во избежание недовольства Москвы в апреле 2008 года на саммите Альянса в Бухаресте Киеву и Тбилиси не дали план действий по членству. С тех пор сменились несколько генсеков НАТО, сменились лидеры стран-участниц блока, а официальные лица Свободного мира все повторяют одну и ту же фразу.
«Ни одна страна не имеет права вето в вопросах о членстве в НАТО. Украина, как я уже говорил, имеет полное право определять свое будущее во внешней политике», — сказал Министр обороны США Ллойд Остин.
Когда же? Когда они вступят?
«В 2008 году Альянс подтвердил, что его двери открыты для Украины и Грузии. Если они будут стремиться к членству и выполнять требования, этот процесс будет двигаться вперед», — заявлял государственный секретарь США Энтони Блинкен.
Киев и Тбилиси давно соответствовали бы критериям, если бы не соседство с Россией и принципиально негативная позиция Путина.
Парадокс еще и в том, что у обеих стран — территориальные проблемы, созданные при самом деятельном участии Москвы. Приняли бы Украину и Грузию раньше — не было бы ни войны в Южной Осетии, ни так называемого присоединения Крыма, ни конфикта в Донбасса. Но теперь регионы со спорным статусом — препятствие на пути к членству. Запад все пытается не обострять, что приводит к прямо противоположному результату. И тем не менее, никакого НАТО Тбилиси и Киеву в обозримой перспективе не видать. Неужели Путин этого не понимает? Неужели боится подвоха и в страшных снах видит, как Киев — мать городов русских — вероломно проскальзывает у него — Путина — под носом во вражеский военный союз?
«Все так немножко посмеиваются над Зеленским, говорят, все это болтовня, ничего здесь не будет и так далее. У меня другое мнение», — сказал Путин в интервью на телеканале «Россия 24».
А может, идея о приближении НАТО нужна российскому президенту лишь для того, чтобы увериться самому и заставить поверить других в необходимость переходить к решительным действиям для восстановления империи? Недаром именно сейчас он вернулся к теме главной в его представлении геополитической катастрофы 20-го столетия.
«Что такое распад Советского Союза? Это распад исторической России под названием Советский Союз», — сказал президент Владимир Путин.
Это из документального фильма «России 1» — очередного произведения машины госпропаганды, направленного на утверждение исторической роли действующего главы государства: объединитель земель, хранилец скреп, мессия. Крах советского государства стал трагедией как для него самого, так и для подавляющего большинства граждан страны — уверен Путин. И кажется, эта уверенность позволяет ему делать вывод о том, что широкие народные массы только о том и мечтают, чтобы вернуть былую мощь и былые размеры. Есть ведь пример Крыма — всенародное ликование тогда автоматически привело к росту рейтинга власти. А значит, именно воссоединение территорий бывшего СССР должно спасти и Россию, и его лично.
«В результате распада СССР 25 миллионов этнических русских оказались за рубежом помимо своей воли и, как у нас в народе говорят, в одночасье. Повторю тезис свой о том, что русский народ оказался самым большим разделённым народом в мире, и это, безусловно, трагедия», — сказал Путин на пленарной сессии Валдайского клуба.
Так президент возвращается к тезису о русских людях, нуждающихся в защите и помощи.
«То, что сейчас происходит в Донбассе, мы с Вами хорошо видим, знаем, и это, конечно, очень напоминает геноцид», — сказал Путин.
Разве может национальный лидер сложа руки наблюдать за геноцидом русского населения? Вокруг Путина достаточно тех, кто прямо призывает его взять Донбасс. Чего стоит одна только Маргарита Симоньян, демонстративно потирающая руки в предвкушении боевых действий!
«Восемь лет убивают наших людей у нас под боком только за то, что они наши. Человек, не сочувствующий Донбассу, не имеет права называться русским. Да и человеком-то — с большой натяжкой», — написала Симоньян в своем телеграм-канале.
И самое главное: когда Путина спрашивают, будет ли Россия воевать с Украиной, он не дает однозначного ответа.
«Дело не в том, чтобы вводить войска — не вводить, воевать — не воевать, а дело в том, чтобы наладить отношения по созданию более справедливого устойчивого развития и учету интересов в области безопасности всех участников международной деятельности», — сказал Путин.
На этом фоне официальный представитель МИД России Мария Захарова обвиняет НАТО в отправке «боевиков под видом инструкторов» — в Украину. А замминистра иностранных дел Сергей Рябков не исключает возможность повторения Карибского кризиса. «До этого может дойти. Вполне», — говорит он. Карибский кризис — это когда Советский Союз и США оказались в шаге от ядерной войны.
В Белом Доме рассуждают — правда, довольно невнятно — о возможной встрече некоторых членов НАТО с представителями Москвы. Одновременно с этим помощник госсекретаря США Карен Донфрид в эти дни посещает Украину, Россию и Брюссель, чтобы совершить очередную попытку снизить напряженность. Но что-то пока шансы на успех туманны. Здесь уже были и Нуланд из Госдепа, и Бернс из ЦРУ. И госсекретарь Блинкен звонил коллеге Лаврову, и Байден Путину звонил, два часа с ним говорил, а толку мало. Вообще толку от общения этих двух мужчин мало. Сколько было ожиданий, предположений и прогнозов перед их июньской встречей в Женеве? Обратите внимание: среди главных тем переговоров были все та же концентрация российских войск у границ Украины, а еще ситуация с правами человека в России. Прошло полгода. Что мы видим? Видим еще более агрессивное наращивание российского военного присутствия в украинском направлении и закатывание гражданского общества в России в асфальт. Навальный все так же сидит, оставшиеся на свободе оппозиционеры разъезжаются из страны кто куда, преследуют всех подряд (в том числе и уважаемых ученых), иностранных агентов — сотни, старейший правозащитный центр страны пытаются прикрыть. Значит, повлиять на Путина Байден не в состоянии.
Дело ли в самом Байдене или будь у власти в США хоть Франклин Рузвельт ничего бы не изменилось — вопрос открытый. Американские республиканцы — в частности, видный сенатор от Техаса и бывший кандидат в президенты Тед Круз — уверены, что глава БД развязал Путину руки, допустив завершение строительства газопровода «Северный поток-2».
«Путин не проснулся однажды с решением вторгнуться в Украину; Он многие годы хочет вторгнуться в Украину. Он это сделал в 2014-м. Но он не стал совершать полноценное вторжение, поскольку ему была необходима энергетическая инфраструктура Украины, чтобы транспортировать российский газ на европейский рынок. Украинская энергетическая инфраструктура — это ее страховка против вторжения России. „Северный поток-2“ — альтернативный путь для российского газа в Европу. Так что если „Северный поток-2“ начнет работать, то Украина останется беззащитной», — заявил сенатор от штата Техас Тед Круз.
И кстати, с Тедом Крузом солидарна новая руководитель немецкого МИДа. Анналена Бербок заявила, что не видит оснований для ввода в эксплуатацию российского газопровода, поскольку пока он не соответствует нормам европейского законодательства.
«„Северный поток-2“ не соответствует требованиям европейского энергетического права. И вопросы безопасности все еще не решены», — сказала Бербок.
Кроме того, в случае «дальнейшей эскалации» конфликта между Россией и Украиной «Северный поток-2» не может быть подключен к сети, — сказала Бербок. Я бы на эту историю обратила особенно пристальное внимание: газпромовский многомиллионный проект очень много значит для Кремля, и не исключено, что Москва угрожает Западу войной в Украине в том числе и для того, чтобы получить наконец разрешение на запуск. Затягивание процесса в этом контексте не помогает разрядке. Наоборот.
И пока мировая пресса продолжает размышлять, каковы же мотивы и мысли российского президента, он — что бы глава Кремля на самом деле ни планировал — уже наверняка доволен. Mr Putin вновь у всех на устах.
Он уже добился возвращения того самого многополярного мира, о необходимости которого рассуждал на мюнхенской конференции по безопасности в 2007 году. Именно тогда российский президент впервые сформулировал мысль о том, что единственный центр силы в лице США не допустим и невозможен. Что навязывание позиции одного государства всем остальным Россия не потерпит. Тогда многие эксперты интерпретировали слова Путина как знак начала новой Холодной войны. Сегодня в том, что холодная война идет — никто, пожалуй, не сомневается. Россия, а также конечно Китай — обеспечили реальность, при которой снова актуальны такие понятия как «гонка вооружений», «сдерживание» и «баланс сил». Вторгаясь в Украину — если эта открытая война все-таки состоится — Владимир Путин будет считать, что таким образом отвоевывает свое место на карте мира у американцев. Для него это, конечно, противостояние с США прежде всего. И сейчас на Западе боятся недооценить настрой русского самодержца, разместившего около 100 тысяч своих солдат у границ соседа.
«Любое использование силы на границах строго запрещено международным правом. Россия должна осознавать, что военная агрессия в отношении Украины повлечет за собой огромные последствия и будет дорого стоить», — сказано в официальном заявлении «Большой семерки» о ситуации в Украине.
«Нет никакой альтернативы тому, чтобы и дальше добиваться деэскалации конфликта, безопасности и сотрудничества в Европе и нужно создать перспективу для нашего будущего», — заявил канцлер Германии Олаф Шольц.
«Я призываю вас помолиться за дорогую Украину, за все ее церкви и религиозные общины и за весь ее народ, чтобы нынешние трения были разрешены с помощью серьезного международного диалога, а не оружия», — Папа Римский Франциск выразил поддержку Украине.