Прямой эфир

Полиции разрешили вскрывать машины, проникать в дома и не представляться: что меняет подписанный Путиным закон

Заметки
23 548
19:01, 21.12.2021

Во вторник, 21 декабря, Владимир Путин подписал принятые до этого Госдумой поправки к закону о полиции, которые существенно расширили полномочия полицейских. Теперь правоохранители могут вскрывать машины, представляться не сразу, а только после пресечения преступлений, и проникать в дома, если свидетели или очевидцы сообщат, что там находятся подозреваемые. Дождь разбирается, что еще теперь разрешено полицейским и какие последствия это может иметь.

Что нового разрешили полицейским

Поправки к закону о полиции касаются в основном полномочий полицейских — и довольно значительно их расширяют. Теперь сотрудники полиции смогут:

  • Проникать в жилые помещения для задержания подозреваемых, на которых укажут потерпевшие или очевидцы.

Проникать в жилье в случае опасности полицейские имели право и раньше. Но если в прошлой версии закона фигурировала формулировка «вхождение», а «проникновение» добавлялось в скобках, то в новых поправках слово «вхождение» убрали. «Входить можно только через дверь, а проникать можно как угодно — например, через окно или подвалы», — отмечает адвокат Калой Ахильгов.

Кроме того, в этом пункте появилось и еще одно важное уточнение. Если раньше необходимость проникновения в дом полицейские определяли сами, то теперь они могут делать это еще и со слов потерпевших или свидетелей, которые указывают, что в доме находятся подозреваемые. Свидетели же, в свою очередь, на практике иногда оказываются связаны с самими полицейскими, не говоря уже о том, что могут ошибаться, отмечает Ахильгов.

  • Вскрывать транспортные средства в случае опасности и на основе слов потерпевших или очевидцев.

Статья о вскрытии автомобилей новая — в предыдущей версии закона ее не было — и в ней тоже в качестве одного из оснований фигурируют показания потерпевших или свидетелей, заявляющих о подозреваемых. Кроме того, полицейские смогут вскрывать транспортные средства (к которым относятся также водные и воздушные суда и железнодорожные составы), чтобы спасти жизнь, обеспечить безопасность, пресечь преступление, проверить сообщение об угрозе теракта и провести осмотр, если они считают, что внутри есть «предметы или вещи, изъятые
из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные».

«Такое, что человека вытаскивали из автомобиля, разбивая окно, и раньше было», — говорит адвокат Мансур Гильманов. По его словам, наиболее удивительное основание для вскрытия — это осмотр. «Это же просто визуальный осмотр, когда сотрудник сравнивает VIN-код или смотрит салон через окно. Как можно это делать, вскрывая транспортное средство?» — задается вопросом Гильманов. 

  • Представляться только после пресечения правонарушения.

В этом пункте закона меняется последовательность. Раньше полицейский был обязан представиться гражданину при обращении. Теперь же в закон добавился пункт о том, что если совершается правонарушение или возникают «обстоятельства, угрожающие жизни и здоровью», то в первую очередь полицейский должен отреагировать на них — и только потом назвать свои должность, звание и фамилию. «Это распространяется и на сотрудников полиции, которые работают в штатском, — поясняет Гильманов. — Человек может быть в шоке от действий граждан, которые никак себя не обозначают, а потом выяснится, что это сотрудники полиции».

  • Требовать назвать фамилию, имя и отчество у граждан, обратившихся к ним.

Кроме того, теперь гражданам самим придется полностью представляться, обращаясь к полицейским — то есть полностью назвать фамилию, имя и отчество. Раньше делать этого было не нужно — теперь же полицейский вправе этого потребовать, если вы подошли к нему. «Эти моменты с одной стороны несущественные, но они определяют порядок общения с сотрудником полиции», — говорит Ахильгов.

  • Проводить личный осмотр в границах оцепленной территории.

Теперь полиция сможет не просто оцеплять территории (раньше в законе фигурировала более узкая формулировка «участок местности») в случае опасности (например, для преследования или предупреждения массовых беспорядков), но и проводить личный осмотр граждан и осмотр транспортных средств в пределах оцепления. Гильманов отмечает, что это «странная формулировка». «Никаким иным законом личный осмотр не регламентирован и нигде не прописан, кроме закона о полиции», — говорит он.

Что говорят эксперты

«Принятие этого закона было ожидаемым, поскольку аналогичные полномочия уже имеются у сотрудников Росгвардии», — говорит Гильманов. По его мнению, поправки ничего хорошего не сулят простым гражданам, которые в основном контактируют как раз с полицией, а не с Росгвардией. 

Научный сотрудник Института проблем правоприменения Екатерина Ходжаева, однако, отмечала, что часть нововведений можно оценить положительно, поскольку они восполняют пробелы в законе. Она приводит в пример вскрытие автомобилей, объясняя, что полицейским и так приходится это делать, если нужно кого-то спасти, но потом такое вскрытие сложно оформить, а кроме того, оно грозило проверками руководства и санкциями самому полицейскому, который «хотел добросовестно выполнить свою работу». Однако, оговаривается Ходжаева, нововведения были бы не так уж страшны, если бы «у нас была полиция „здорового человека“ — то есть если бы российский полицейский действовал всегда как добропорядочный правоприменитель».

Ахильгов отмечает, что теперь полицейские почти ничего не обязаны — из закона исчезло само это слово. В формулировках, где сотрудник полиции был обязан пресекать, представляться, разъяснять и обеспечивать, словосочетания «обязан + глагол» заменили глаголами в настоящем времени: теперь полицейские просто представляются, разъясняют, обеспечивают и принимают меры.

До внесения новых поправок закон о полиции не менялся практически десять лет с момента своего принятия. Поправки, которые, как объясняет Ходжаева, МВД продвигало с 2018 года, были внесены в Госдуму в мае 2020 года, а в первом чтении приняты спустя семь месяцев — в декабре. Еще через год документ прошел второе чтение, а на следующий день — третье и последнее.

Фото на превью: Кирилл Кухмарь / ТАСС