В Швейцарии официально одобрили применение специальных капсул, которые можно использовать в целях добровольного ухода из жизни. Капсула сделана с помощью 3D-принтера, внутри находится газ азот. Фактически человек сможет сам нажать «смертельную кнопку». До этого в Швейцарии применялась непрямая эвтаназия, когда больному по его просьбе вводили специальные препараты. Обсудили эту новость с Павлом Тищенко, главным научным сотрудником Института философии РАН.
Добрый вечер, Павел Дмитриевич. Что вы скажете об этой конструкции?
Я думаю, что вообще практика ассистированного самоубийства, она уже достаточно широко распространена в мире, но то новое, что вносит эта капсула, заключается в следующем: делается попытка демедикализировать саму услугу, вытеснить врача из предоставления услуг. До этого только врачи помогали, и это принципиально важно.
Тем более, очень интересно, что психиатра разработчики собираются заменить искусственным интеллектом, это еще один сдвиг в совершенно необычную плоскость. То есть искусственный интеллект, а не живой психиатр будет оценивать, как состояние сознания, так сказать, человека, решившего уйти из жизни. Вот это вот момент совершенно необычный, и мне кажется, очень нетривиальный.
Можно ли сказать, что это гуманизация некоторая вот этой эвтаназии, то есть в данном случае как бы человек остается наедине сам с собой, сам принимает это решение?
То есть, если страна уже пошла по этому пути и разрешила эвтаназию, можно ли говорить о том, что в данном случае это еще какой-то шаг вперед?
Я все-таки уточню, разрешила страна не эвтаназию, а ассистированное самоубийство. Это очень важно почему, потому что если самоубийство не является преступлением, то помощь в оказании совершения самоубийства тоже не может быть преступлением. Вот такая здесь логика, и она также проходит в ряде штатов США и в ряде других стран. Но не активная эвтаназия со стороны врача, это все-таки особое.
Но то, что входит, я бы назвал это скорее профанизация, то есть спускание. Вот раньше эксперты, врачи решали, каково состояние пациента, насколько он нуждается в такой радикальной помощи, а сейчас будет решать искусственный интеллект.
Искусственный интеллект и сам человек.
Ну, сам человек, естественно, он в любом случае должен сам принимать решение. В свое время Джек Кеворкян специальную машину разработал, там тоже сам человек нажимал на кнопку, а он только помогал.
Да, но сейчас вообще человек может просто нажать на эту кнопку, я так понимаю, и всё.
Да.
А азот вот этот вот, с точки зрения как газа, который этому способствует, он как-то будет действовать незаметно? Как вот, есть такая практика вообще?
Здесь есть тонкий момент. Собственно говоря, эксперименты в этой области, публично, по крайней мере, не проводились, и заверения в том, что не будет никаких побочных эффектов, что человек легко уйдет, на чем они основаны? Там вроде бы какие-то частные моменты, какие-то случаи якобы были, но реально должны пройти своеобразные клинические испытания для того, чтобы сказать, хорошо или плохо.
Ведь по большому счету многое из того, что нам кажется смертельно действующим, железно убивающим, типа цианистого калия, например, или какого-то другого, на самом деле это не 100% гарантия. И здесь вот вся изюминка в том, что найти такое средство для ассистированного самоубийства или эвтаназии, там где она разрешена, чтобы человек действительно надежно уходил.
А то, что принимали, вводили пациентам вот эти медикаменты, этот момент изучен уже, да, то есть что они там безвредны, собственно говоря? Ну то есть я имею в виду как безвредны, не чувствуются человеком, который принял решение уйти из жизни.
Когда там уже несколько тысяч случаев, то скорее всего, они нашли такую дозу, которая действительно надежно убивает.
Я точно знаю, что такая была практика в США, вот была организация, она до сих пор есть, называется Hemlock Society, то есть «Общество цикуты», где люди сами друг другу рассказывают, как что делать, и в том числе, одна из рекомендаций была — собирайте барбитураты, снотворное, накопите их должное количество и спокойно уйдете сами. На самом деле большой процент этих людей, которые попробовали сами уйти, у них не получилось.
То есть, правильно я вас понимаю, Павел Дмитриевич, что для того, чтобы человек, вот если живет в Швейцарии или приехал специально для этого туда, нужно еще, помимо того что просто попроситься в эту капсулу, как-то вот пройти некие этапы подготовительные?
Да, безусловно. Любой человек вот сейчас должен пройти психиатрическое освидетельствование, должен получить соответствующее заключение врачей, что его состояние тяжелое, что действительно он страдает от болей и так далее, что у него огромнейшие проблемы, он не доживет достаточно, достаточно долго не проживет, поэтому это долгий процесс.
Сегодня вот эта компания с капсулой Sarco, она фактически упрощает всё. Онлайн-регистрация, онлайн проходишь тест с искусственным интеллектом, приходишь, получаешь специальный код, садишься в эту капсулу и отправляешь туда, куда собирался.
Куда хотел. Фактически, извините за черный юмор, QR-код получается, сейчас люди для жизни…
Да, абсолютно, они выдают специальный код доступа.
Код доступа на тот свет. Вот так мы продвинулись, такой технологический прогресс.
Врачей отодвигают от этого дела, здесь начнется какой-то интересный бизнес, по крайней мере.
Вот тут уже и дискуссия начнется, я думаю. Спасибо вам большое, Павел Дмитриевич.
Фото: The Mind Unleashed