YouTube подводит итоги года. Расследование Алексея Навального о дворце Путина стало самым популярным видео в российском сегменте. Ролик ФБК (признан экстремистской организацией и запрещен в России) «Дворец Путина. История самой большой взятки» просмотрели более 119,8 миллионов раз. В расследовании рассказывается об умопомрачительном дворце в Геленджике с хоккейным стадионом, винодельней, аквадискотекой и комнатой грязи, стоимость которого составляет около миллиарда долларов. В расследовании говорится, что резиденцию преподнесли Путину в качестве взятки российские олигархи. Обсудили успех расследования и его последствия с соратницей Навального Марией Певчих.
Мария, здравствуйте.
Здравствуйте, Анна. Добрый вечер, зрители Дождя.
С одной стороны, этот фильм — это эпический успех, как мы теперь видим, за год равного не было в российском сегменте. С другой стороны, можно ли говорить о том, что именно после этого фильма какие-то события и в истории всех вас, команды Навального, стали уже окончательно необратимыми или приняли какой-то более драматический оборот?
Вообще отсчитываете ли вы от этого фильма те драматические последствия, которые потом, собственно, мы наблюдали?
Да, отсчитываем. И безусловно, мы не знаем никаких деталей по поводу того, как конкретно там обсуждалось это и как реагировали на это власти, но абсолютно точно, что, условно, ФБК (признан экстремистской организацией и запрещен в России) существовал до большого расследования про Путина и после большого расследования про Путина, но формально ФБК существовал буквально пару месяцев после этого.
Конечно, мы понимали, что мы делаем, мы понимали, какой у этого будет резонанс. И даже если отбросить всю политическую патетику, можно просто банально об этом рассуждать: у человека была дача, в которую загнали, как минимум, миллиард долларов, то есть таких других мест не бывает и таких роскошных других вилл не существует, и огромное количество людей потратило огромное количество денег и совершило очень много преступлений, и мы его своим расследованием этой дачи лишили, он при всем желании не сможет ею пользоваться дальше, просто по соображениям безопасности, я так думаю.
Я не думаю, что там будет апарт-отель, я вообще не думаю, что там что-либо будет. И естественно, это материальный ущерб, который мы причинили Путину. Я думаю, конечно, за это он нас не простит.
Можно ли сказать, что если бы не этот фильм, дальнейшие события, связанные с преследованием всей вашей команды, развивались бы иначе, как вы думаете?
Это всё, естественно, какие-то там догадки, сослагательное наклонение, но я думаю, что как бы на эту тему спекулировать можно, я считаю, что вполне достоверно можно предположить, что у Алексея Навального мог бы быть другой приговор, или, условно, ФБК не разгромили бы так быстро. То есть мы повысили ставки со своей стороны, и с противоположной стороны ставки повысились пропорционально, поэтому я думаю, что мы на самом деле просто ускорили неминуемое и обострили этот конфликт, который продолжается много-много-много лет.
Наверное, если бы мы не выпустили этот фильм вообще, или выпустили бы его позже, или выпустили бы его раньше, жизнь могла бы сложиться по-другому, но не факт, что лучше и не факт, что хуже, этого мы уже никогда не узнаем. Мы сделали то, что мы сделали. Я до сих пор уверена, что время выхода этого расследования, то, как оно было выпущено там, в день приговора Алексею, это, учитывая все обстоятельства, это лучший способ выпустить этот фильм.
И тот факт, что впервые за долгое-долгое время Путину пришлось оправдываться за этот дворец, устраивать какие-то там сессии со студентами, где он рассказывал, что там про какой-то фотошоп и про мультфильм, и про то, что он не плавал в этом бассейне, это значит, что мы все сделали правильно. И уж я не знаю, понесли ли мы из-за этого больший урон, чем могли бы, это уже не имеет никакого значения принципиального.
Но в принципе, в чем глобально урон Путина, кроме того, что он не может пользоваться дворцом? То есть получается, что произошло с вами, мы видим, вас попытались как бы уничтожить и как команду, и как организацию, и как каждого лично. А что с Путиным-то, кроме того, что он дворцом не может пользоваться?
Произошло то, с чего вы начали разговор со мной вот только что, пару минут назад. Вы когда делали подводку, я ее слушала, вы объясняли это, вы описывали дворец, роскошество и так далее, но кроме этого, там на первых местах стояло что-то про аквадискотеку, комнату грязи, ну и соответственно, когда люди вспоминают эту историю, они вспоминают, я не знаю, комнату для игры в автомобили, личное казино и даже свой собственный стрип-клуб. И ершик, конечно же, господи, ершик для унитаза, который стоит 800 долларов или что-то такое.
В память ста миллионам россиян, или сколько конкретно там взрослых людей это посмотрело, засели эти образы, засели образы, которые надломили большого, мощного геополитика и стратега Путина, человека, который вершит судьбы мира. Как бы этот образ треснул, и из-под него там внутри оказался маленький ничтожный человечек, который проводит свое время в аквадискотеке, или там это человек, который строит себе дома домашний театр там настоящий, чтобы привозить туда, не знаю, какого-нибудь Филиппа Киркорова, или еще каких-то звезд, или Лепса, или кого он там любит, или «Любэ», чтобы они перед ним выступали. Человек, который может позволить себе в современной России, консервативный политик, который строит себе дома стрип-клуб — это, безусловно, рушит тот образ Путина, который Путин так старательно столько лет строил.
И мне кажется, что вот если есть какая-то физическая потеря имущества, вот, условно, эти деньги пропали, это надо всё либо перестраивать, либо сносить, либо строить заново, а есть еще и такие моральные потери, потери как капитала его имиджевого, потому что Путин уже, после того как мы показали Путина во всех этих комнатах Людовика XIV, и Путина с машинками, и показали каждую комнату, которую могли, включая его императорские покои, эту спальню сумасшедшую и всё такое — после этого Путин уже никогда не будет прежним.
И никакие амфоры и полеты со стерхами эту проблему не решат. Мы сделали его нелепым, смешным, и это понравилось людям, это очевидно как-то резонировало с людьми, иначе откуда 120 миллионов просмотров.
То есть вы никогда не жалели об этом фильме, о том, что вы его выпустили в принципе? То есть то, что вы обрели, не знаю, резонанс, который получился, он оправдал ваши ожидания и ущерб все равно несоразмерен?
Мы никогда не жалели о том, что мы выпустили этот фильм. Возможно, его стоило выпустить раньше, кто его знает, возможно, его стоило выпустить в другое время, но жизнь сложилась так, что какие-то вещи мы просто не контролируем. Кто знал, что в августе 2020 года Путин решит отравить Алексея Навального «Новичком», что Алексей очнется после комы в Берлине, и все уже к тому моменту будут знать, что это был «Новичок», будут подозревать ФСБ и так далее, и нам надо будет как-то ответить?
То есть сама жизнь нас подтолкнула к тому, чтобы поторопиться с этим расследованием, сделать его, может быть, на чуточку мощнее, чуточку интереснее там и масштабнее, чем мы обычно это делаем. Ну вот жизнь сложилась таким образом, что время идеальное, оно как бы вот рухнуло на нас, мы просто собрались с силами и это сделали.
О каких сожалениях может здесь идти речь, я категорически не понимаю. Может быть, я не знаю, разве что, если бы у нас там был еще месяц-два, может быть, мы бы еще нашим зрителям побольше чего-то интересненького рассказали, но это уже такие, знаете, творческие муки. В целом фильм хороший, я его недавно пересматривала, и всем вам советую его пересмотреть.
Фильм хороший, ошибок в нем нет, неточностей в нем нет. И он, как бы год прошел, и он состарился очень правильно. А то, что мы слышим с другой стороны, что мультфильм, мультфильм, этого не существует, достаточно интересно возвращаться ко всему этому, уже зная, чем закончилась эта история.
Хорошее выражение про то, что этот фильм состарился, как хорошее вино, которое там них производят.
Спасибо большое. Не могу не напомнить, что ФБК признан в России, к сожалению, экстремистской организацией, его деятельность на территории страны запрещена.