Неужели эпоха уходит? «Первый канал» решил не продлевать контракт с телекомпанией «ВИД» на производство легендарной российской передачи «Поле чудес». Вместо этого руководство канала решил договориться с американцами из CBS о покупке официальных прав на телевикторину Wheel Of Fortune («Колесо фортуны»), оригинального формата «Поля чудес». Ожидается что новая программа выйдет со слегка изменившимся названием и форматом — «Наше Поле Чудес», но ее ведущим останется Леонид Якубович. «Тридцать один год программе — это так много, что не грех и встряхнуться», — так телеведущий прокомментировал смену формата. Обсудили новость с журналистом «Эха Москвы» Ариной Бородиной.
Арина, здравствуйте, благодарен за участие в нашем эфире.
Здравствуйте. Спасибо.
Расскажите вообще, что произошло, и почему пришлось менять формат «Поля чудес» и вообще договариваться с американцами. Вроде даже без их лицензии 30 лет снимали программу. Зачем сейчас?
Я честно вам скажу, что знаю, наверное, не больше вашего, поскольку тоже получила пресс-релиз Первого канала, в котором вот они сообщили то, что вы сейчас сказали. Могу предположить лишь, зная реалии медиа и телевизионного рынка, что, наверное, Первый канал и телекомпания «ВИД», кто владеет правами на «Поле чудес», уже, как вы справедливо сказали, уже 31 год, о чем-то не договорились.
И в результате, наверное, этих недоговоренностей возникла вот такая ситуация, когда на Первом канале появится обновленный формат с другим названием. Но главное — это остается Леонид Якубович, потому что он, мне кажется, он уже давно больше, чем ведущий, как я говорю, это национальные телебренд, а можно даже и без теле, а просто национальный бренд.
Арина, мне кажется, что и Якубович, и «Поле чудес», это даже, может быть, больше, чем бренд, это одна из скреп. Зритель видит Якубовича, и он спокоен, в стране все спокойно.
А я и говорю — это национальный бренд, совершенно верно. Я всегда это говорю, это одна из неотъемлемых частей, знаете, как там ансамбль «Березка», Леонид Якубович…
Оливье на Новый год.
Оливье на Новый год, если продолжить вот эту цепочку, то безусловно, «Поле чудес» будет в этой цепочке ну в первой пятерке реалий в стране. Я думаю, что нет, наверное, за это время ни одного человека в России и в Советском Союзе еще тогда, кто бы не знал «Поле чудес» Леонида Якубовича, даже если никогда в жизни не смотрел ни минуты этого шоу. А уж наверняка еще и большая часть населения так или иначе включала хотя бы раз в жизни «Поле чудес».
Так и хочется крикнуть, как Якубович: «Автомобиль!».
Но давайте поговорим о тех взаимоотношениях, которые есть у Первого канала с телекомпанией «ВИД». Кто «ВИДом» руководит и почему могли возникнуть какие-то конфликты после тридцати лет сотрудничества?
Володя, понимаете, какая штука, если бы я сейчас работала, например, в газете «Коммерсант», как когда-то, но я не работаю в ней уже восемь лет, и поэтому я так активно за этими процессами не слежу, а так бы меня заставили писать заметку на первую полосу. И тогда бы мне пришлось взять комментарий у Александра Любимова, который и является представителем телекомпании «ВИД», у какого-то менеджмента телекомпании «ВИД», у Первого канала, дополнительно к тому, что они дали в пресс-релизе.
А так я могу лишь предполагать, как человек, что называется, насмотренный, ну и по привычке следящий за какими-то телевизионными изменениями, что, повторюсь, они вероятно о чем-то не договорились. Например, программа «Жди меня», которая также принадлежит телекомпании «ВИД», уже достаточное время как не выходит на Первом канале, как вы, наверное, знаете или слышали, а выходит на канале НТВ. Это тоже вопрос договоренностей, наверное, каких-то денег, естественно, каких-то бизнес-решений.
Предполагаю, что раз в этом пресс-релизе Первый канал благодарит «ВИД» за долголетнее сотрудничество, там же есть вот строчка, которая говорит о том, что их не устраивают выдвинутые условия, с нецелесообразностью заключения нового договора на предложенных каналу изменившихся условиях. Ну, возможно, «ВИД» захотел за «Поле чудес» получить по новому контракту на будущий год какую-то другую сумму денег, так обычно и бывает.
Самое плохое, что бы здесь могло быть, просто это было бы гораздо хлеще, несоизмеримо хлеще, чем уход там Андрея Малахова в свое время, это если бы Леонид Якубович ушел бы вместе с «Поле чудес» с канала. Потому что за этим заявлением, можно предположить, что если Якубович, слава богу, для Первого канала и наверное, все-таки для зрителей, которые привыкли его видеть на Первой кнопке, остается, то бренд-то «Поле чудес» остаются права у телекомпании «ВИД».
Поэтому либо программа «Поле чудес», то есть программа с названием «Поле чудес», появится на каком-либо другом канале, и тоже можно предположить, что это может быть канал НТВ, коль уж там есть «Жди меня», то наверное, тропинка эта уже, так сказать, проторена, либо, может быть, на другом каком-то канале конкурирующем.
То есть у нас может в скором времени быть две программы, «Наше Поле чудес» с Якубовичем…
И не наше, да.
И уже классическое, наверное, так можно выразиться, «Поле чудес», но к сожалению, без Леонида Аркадьевича.
Да-да, совершенно верно. Предположить можно два развития событий. Либо будет две программы с похожим названием, с новым ведущим на другом телеканале, это в том случае, если этот канал и эта компания просто предложит телекомпании «ВИД» какую-то значительную сумму, которая их устроит.
Либо стороны, то есть Первый канал и «ВИД», договорятся полюбовно, такое случается, хотя я не очень понимаю, как это может быть, но может. Они договорятся, например, и выпустит телекомпания «ВИД» заявление, что мы тоже благодарим Первый канал за долголетнее сотрудничество, и ОРТ еще, и закрываем программу. И «Поля чудес» не будет, будет только вот новая программа «Наше Поле чудес» с Леонидом Якубовичем.
То есть, собственно, два пути — либо два «Поля чудес» с видоизмененными названиями, либо одно «Поле чудес»», которое видоизмененное название, чуть-чуть обновленный формат, лицензия официальная, на Первом канале, и с Леонидом Якубовичем.
Я думаю, что для зрителя важнее здесь уже даже не «Колесо фортуны», хотя, безусловно, «Приз в студию!» это очень важно, потому что столько баек, и историй, и легенд про это шоу…
А сколько закруток вообще было принесено и поставлено на этот барабан!
Но главное же — это же Леонид Якубович, понимаете. Я всегда говорю, у нас есть четыре типа телеведущих, не типа, вернее, четыре основополагающих телеведущих. Над ними над всеми троими, я считаю, это Малахов, Галкин и Ургант, это Леонид Якубович, это вот вне времени и вне системы, и вне политического строя.
А Катя Андреева? Арина, а как же Андреева Катя?
Нет, я говорю все-таки не про информационных ведущих, я говорю про ведущих, которых знает страна и ждет их, разные аудитории, разные у них особенности. Я говорю о том, как мне кажется. Катя Андреева это Катя Андреева, это по другой кафедре, что называется, проходит.
И еще я хочу вам сказать, это тоже мне кажется очень важным. Вот, например, в прошлом году по итогам года, я в своих обзорах на «Эхо Москвы» это постоянно говорила, как из небытия был год «Поля чудес», у него неожиданно рванули рейтинги. То есть оно идет, идет, уже неважно, сколько человек его смотрит, какие у него цифры, но в прошлом году по итогам календарного года «Поле чудес» было самым популярным проектом года, которое чаще всего становилось самым популярным телелидером недели по стране в аудитории 18+, по данным Mediascope.
А почему так?
Это для меня необъяснимая была история. Связано ли это с социологией или с чем-то, ведь ничего не менялось, но я специально подводила, посчитала, сколько раз в году по итогам недели «Поле чудес» лидировало, ну это было очень много. Они были безусловным лидером, вот так работало.
Может быть, это COVID, может быть, пандемия, может быть, людям нужен был дополнительный позитив по пятницам, и это была какая-то та небольшая [неразб.], которая им говорила, что, товарищи, всё хорошо, мы на местах, вот видите, Якубович крутит барабан, значит…
Жизнь продолжается.
Какая-то стабильность хотя бы в этом есть. Может быть, в этом причина.
Арина, и вот тоже хочу понять, неужели договориться с Любимовым из «ВИДа» о деньгах сложнее и дороже, чем покупать права у американцев из CBS на «Колесо фортуны»? Вообще о какой сумме может в данном случае идти речь, если покупаются права на достаточно популярную передачу подобного характера?
Я честно вам скажу, для меня этот пресс-релиз был очень неожиданным, но неожиданным он именно в части, наверное, покупки лицензии. Она, не знаю, насколько может быть дорогой, правда, я не берусь гадать, потому что, повторюсь, я не держу руку остро на пульсе. Я надеюсь, что может быть, например, коллеги из «Ведомостей» или из РБК напишут об этом заметку, потому что это было бы интересно.
Но зная реалии телевизионные и зная отношения между топ-менеджерами, руководителями каналов, зная Александра Любимова много лет, я думаю, что здесь какая-то непростая история взаимоотношений, в том числе, и финансовых. И иногда бывает, вы знаете, бывали такие ситуации на моей памяти, когда проще купить, может быть, лицензию, чем сесть и договориться.
Но я, кстати сказать, все-таки это не исключаю, что может быть, днями мы услышим и заявление телекомпании «ВИД». Видите, никаких заявлений пока от «ВИДа» нет, и от Александра Любимова, который прежде всего ассоциируется с «ВИДом», но думаю, что тут какая-то непростая история. Я гадать не берусь, потому что, повторюсь, мне заметку писать про это не надо, мы вот можем с вами только предположить.
Мне интересно просто, знаете, если они разойдутся все-таки, на каком канале это может появиться, на канале «Россия-1» или на НТВ, кто денег даст больше. И нужно ли это кому-то, «Поле чудес» с ведущим NN, когда Якубович будет крутить барабан на Первом канале по-прежнему?
Арина, спасибо большое за эту беседу. Настоящее удовольствие, благодарен.
Фото на превью: wikimedia.com