Прямой эфир

Маша Гессен о приходе Медведева на журфак: "Впервые с 1937 года задерживают прямо на факультете"

Проповеди
27 704
13:33, 25.10.2011
Маша Гессен о стыде за бывших студентов Ясена Засурского, а ныне главных редакторов практически всех основных российских изданий и телеканалов.

Маша Гессен о приходе Медведева на журфак: "Впервые с 1937 года задерживают прямо на факультете"

Последние сутки я везде вижу и слышу слово «стыд». Его говорят и пишут применительно к тому, что произошло на факультете журналистики Московского государственного университета. А произошло вот что: на факультет приехал Дмитрий Медведев. Большинство студентов ни в аудиторию, ни даже в здание не пустили. Тогда группа девушек встала перед зданием и развернула обычные листы формата А-4 с вопросами, которые им не дали задать. Самым резким был: «Почему вы сидите в Twitter-е, когда Ходорковский – в тюрьме?». Девушек задержала полиция. Потом задержали еще одну группу, уже внутри здания. Итого 7 человек. 

Давайте разберемся, где тут стыд? Стыдно, что студентов, пришедших на занятия, не пустили в здание? Да ладно вам. Когда президент приезжает сюда, на «Красный октябрь», многих не пускают на работу, закрываются рестораны. А сколько людей не пускают на дорогу, когда по ней едет президент или премьер? Обычное дело. Обидно, возмутительно, но не стыдно. Стыдно, что задержали молодых людей только за то, что они держали бумажки с вопросами? Не скандировали, не призывали, не дай бог, к свержению действующей власти – просто стояли с бумажками. Думаю, ужасно нервничали. А сколько людей задерживают за то, что они держат бумажки с цифрой 31? А сколько задерживают за то, что они выходят из метро рядом с местом, где запланирован несанкционированный митинг? Обычное дело. Совершенно возмутительно, еще и противозаконно, но не стыдно. 

Кто-то написал, что впервые с 1937 года арестовывают прямо на факультете. Вот это уже ближе. Чувство стыда возникает, когда весь мир узнает о том, что мы хотели бы скрыть, в том числе, и от самих себя. Что это? А то, что такое приезд Медведева, такое холуйское поведение преподавателей и задержание студентов – это все совершенно закономерно. Знаете, почему? Об этом не принято говорить вслух. А потому, что с 1965 года факультет журналистики возглавляет один и тот же человек. С 1965 года. Еще до того, как возглавить факультет, Ясен Николаевич Засурский возглавлял кафедру международной журналистики. На эту кафедру не брали евреев и девушек. Кстати, девушек не брали еще в 90-е. 

Ясен Николаевич был деканом, когда закончилась оттепель. Ясен Николаевич был деканом, когда главным идеологическим врагом стали уже не капиталисты, а диссиденты, когда вся карательная махина работала на то, чтобы отловить горстку смельчаков и сгноить их в тюрьме. А Ясен Николаевич воспитывал людей, которые обслуживали эту махину, которые писали хвалебные статьи о ней и ругательные - о врагах режима. Ясен Николаевич был деканом, когда прорабатывали на комсомольских собраниях, а потом отчисляли тех, кто решил эмигрировать. 

В 1991 году закончилась советская власть. Казалось, в обществе все должно поменяться, и чуть ли не в первую очередь – пресса. Но в главном университете страны человек, который к тому времени четверть века учил студентов врать, остался на своем месте. Я ничего не знаю о личных убеждениях Ясена Николаевича Засурского. Может быть, все эти десятилетия в глубине души он любил правду. Но я знаю вот что: так не бывает. Человек, который 26 лет учил врать, не может оставаться на своем месте, он вообще не может учить. У него должен быть запрет на профессию. Но насколько я знаю, ни один из бывших студентов Ясена Николаевича Засурского, а это практически все главные редакторы всех основных изданий и телеканалов России, ни разу не сказал Ясену Николаевичу, что так не должно быть. Вот это – стыд. 

Именно поэтому Медведев мог вот так приехать на журфак, а полиция могла вот так задержать студентов. А внук Ясена Николаевича Засурского, который возглавляет кафедру на журфаке, мог вот так, на полусогнутых, приветствовать почетных гостей. Эта фотография обошла весь Рунет. Потому что за 20 лет на факультете ничего не изменилось, и не могло, по сути, измениться. 

А на следующий день президент журфака Ясен Николаевич Засурский осудил задержанных студентов. Он думает, что имеет на это моральное право.