Аналитики из Conflict Intelligence Team нашли в соцсетях новые видеоролики, на которых, как утверждается, видны передвижения российской военной техники в областях, граничащих с Украиной, а также в Крыму. Аналитики приходят к выводу, что размер военного контингента у границы сравним с тем, что был весной 2021 года перед встречей Владимира Путина и Джо Байдена в Женеве. При этом они не соглашаются с утверждением Bloomberg, который писал о крупнейшем с советских времен призыве резервистов и называл это признаком готовящейся оккупации территории Украины. Поговорили об этом с основателем расследовательской группы Conflict Intelligence Team Русланом Левиевым.
Руслан, здравствуйте.
Здравствуйте.
Почему видео, которое вам удалось обнаружить, вообще значимы? Как вы обратили на них внимание?
Потому что то, что мы видим на этих видеозаписях, уже никак нельзя объяснить некими учениями, неким перевооружением воинских частей, это совершенно определенный, как минимум, жест угрозы и Украине, и западным странам.
И вот это вот наращивание войск, оно довольно таки беспокоит, потому что то, что мы отмечали весной, техника, которая скапливалась в Воронежской области, тогда Минобороны сказало, что эта техника останется для учений «Запад -2021». Учения прошли, мы увидели, что техника начинает уезжать, но начинает уезжать не в места дислокации воинских частей, а в Смоленскую область, в Ельню.
Тогда мы подумали, что просто это они переезжают на зимовку, но хотя бы они уехали подальше от границы. Однако когда освободились полигоны в Воронежской области, мы увидели, что сейчас начала туда прибывать уже другая воинская техника, тем самым мы получили не одну точку скопления техники в Воронежской области на полигоне «Погоново», а целых три: это Ельня, Смоленская область, снова полигон «Погоново» в Воронежской области, и массово везется техника также в Крым.
По сути, если посмотреть на карту, выглядит так, как будто бы Россия со всех точек, где она соприкасается с Украиной своей границей, она начинает как бы так окружать своими войсками Украину. И это выглядит очень так зловеще и пугающе, скажем так. Это уже точно не учения, в принципе это уже и сам Владимир Путин не отрицает, что это не связано с учениями.
Так все-таки, вот на этих видео, которые вы обнаружили, что мы там можем наблюдать, какие признаки серьезной какой-то передислокации на этих вроде бы частных видео в TikTok вы заметили?
Во-первых, это, как минимум, то же самое, что мы видели весной, то есть опять же поезда с воинской техникой, с танками, с БТР, с ракетными системами залпового огня, которая везется в сторону границы России и Украины. Другие тревожные моменты…
Руслан, вы описывали, что конкретно вы увидели на этих тик-токах, что вызвало ваши опасения?
Помимо того, что мы видели на этих тик-токах то же самое, что и весной, то есть поезда с военной техникой различной, с танками, БТР, ракетными системами залпового огня, следующей в сторону границы России и Украины, заметили также некоторые тревожные сигналы, которые нас несколько пугают, скажем так.
Если мы весной видели поезда только с техникой, то сейчас мы видим поезда не только с техникой, но и с товарными вагонами, которые в соответствии с документами на них, с накладными, они везут взрывчатые материалы. А взрывчатые материала это, скорее всего, боеприпасы.
Обычно, когда аналитики говорят о стягивании войск к границе, они по этому моменту могут судить, что то ли это просто жест, то ли это просто учение, то ли это подготовка к боям. И обычно вот этот фактор — перевозка еще и боеприпасов, а не только техники, является таким одним из основополагающих, и в данном случае мы его видим.
Другой пугающий момент мы видели на тик-токе одного из солдат российских, где он сидит в военном КАМАЗе, снимает колонну военной техники, стоящую на дороге, и говорит, что вот он подписал контракт, а его на зиму отправляют «в поля» в командировку.
И вот эта вот фраза, командировка «в поля» на зиму, она очень такая пугающая, потому что звучит очень знакомо, это примерно то, что мы слышали в 2014-2015 годах, когда российских солдат отправляли якобы в командировку, якобы на учения временные, «в поля» Ростовской области, откуда они в дальнейшем внезапно оказывались на территории Донбасса и принимали участие в боях с войсками Украины.
А чьи еще тик-токи, я не требую конкретных имен, но как вообще обнаруживаются такого рода специализированные видео, в которых изображены те самые военные и военные перемещения, передислокации? Это всегда сами участники этих перемещений или это случайно снятые людьми кадры?
В подавляющем большинстве случаев это случайные люди, которые проезжали на машине и мимо них проезжает поезд, просто проходили через мост и видят, что под ними едет поезд с военной техникой. В целом за счет того, что у нас государство построено так, что всякие военные действия мы всегда отрицаем на уровне государственном, у нас в этой тематике, в сфере военной тематики, люди склонны к такому жесткому алармизму,.
То есть как только они видят поезд с танками, даже если это где-то там, не знаю, в степи, они сразу говорят: вот, скоро война. И именно с таким мотивом выкладывают подобные видеозаписи на таких, наверное, встревоженных чувствах в TikTok и некоторые другие социальные сети. Мы по таким тегам, по таким словам, ключевым фразам, по типичным саундтрекам находим эти тик-токи, анализируем их.
Конечно же, значительную часть отсеиваем, потому что в соответствии со справками, которые мы получаем, мы видим, что это, допустим, просто возврат с учений определенной техники, но часть видеозаписей остается как валидная, как имеющая отношение к переброске войск именно к границе России и Украины. И вот на основе вот этих оставшихся видеозаписей мы делаем материалы, в том числе тот, который вот опубликовали сегодня.
Как вы считаете, вот в принципе какие еще косвенные признаки свидетельствуют о том, что действительно зимой готовится какая-то операция, какие, вот если суммировать, что еще об этом говорит?
Прежде всего, скорее темп перевозки этой техники, потому что весной он был одновременно и более массовым, и более показушным, то есть…
А чем показушный от не показушного отличается, Руслан? Как отличить?
Во-первых, мы видели, что выгружали всю технику в городах, и они массово ехали автоколоннами через города, то есть как бы показывая местным жителям, чтобы местные жители их максимально сняли, выложили в соцсети и написали об этом.
Плюс лагерь стоял, который в «Погоново», под Воронежской областью, военные никоим образом не препятствовали журналистам, в том числе иностранным, которые приезжали туда прямо, грубо говоря, под стены лагеря, и спокойно на виду у солдат снимали все происходящее, и технику, и солдат. Они действовали нарочито открыто.
А начиная уже с сентября-октября, по тем видеозаписям, которые мы видим, мы видим, в том числе, как колонна техники сворачивает с дороги в поля, то есть там, где их не увидят, они стараются это делать как-то более скрытно, выгрузку техники на ж/д станциях.
И есть один такой интересный момент, мы не уверены, что это такое противодействие против нас, но по некоторым станциям ключевым, куда привозят военную технику, мы перестали получать справки РЖД, что в принципе довольно поразительно и странно для самой системы РЖД.
Что значит — такие справки?
Мы для своих вот эти вот текущих материалов используем официальную систему РЖД, по которой, если ты знаешь номер вагона, ты можешь узнать, где он сейчас находится, в каком он рейсе, откуда едет, с каким грузом и так далее. И то же самое, ты можешь сделать справку по любой железнодорожной станции: какие поезда на ней, чем они загружены и так далее.
Это официальная система, которой пользуются все гражданские грузоотправители и грузополучатели, то есть это не какие-то там «слитые» базы, это абсолютно легальная система, и зная номер вагона и номер поезда, вы можете добыть по нему информацию абсолютно официально.
По некоторым станциям, таким как Кантемировка, Клинцы, которые близки к границе с Украиной, по которым мы видим с земли видеозаписи, как там выгружаются танки, например, мы делаем по ним запросы, и нам впервые в нашем опыте многолетнем приходит ответ «Нет информации», например, или «Ошибка». И наши другие коллеги, которые тоже занимаются изучением вот таких вот подобных справок, они тоже говорят, что никогда раньше с таким не сталкивались, что это нечто новое совершенно. Есть такое ощущение, как будто бы государство пытается, заметило, по каким станциям мы делаем справки и пытается эти возможности изучить, эту информацию скрыть.
Спасибо большое.