Прямой эфир

«Штраф РКН будет брать сам с себя»: шеф-редактор The Insider прокомментировал возможное наказание издания по закону об «иноагентах»

Здесь и сейчас
2 185
21:06, 17.11.2021

Роскомнадзор потребовал оштрафовать издание The Insider* на 500 тысяч рублей, соответствующий документ уже направлен в Таганский суд Москвы. Причина — отсутствие маркировки «иноагента» на сайте. Ранее агентство ТАСС распространило информацию о том, что власти требуют даже заблокировать The Insider*, но потом выяснилось, что юридически заблокировать его сразу невозможно. Обсудили штраф и возможную блокировку сайта с шеф-редактором The Insider* Романом Доброхотовым.

«Штраф РКН будет брать сам с себя»: шеф-редактор The Insider прокомментировал возможное наказание издания по закону об «иноагентах»

Роман Доброхотов, шеф-редактор The Insider, которого я по ошибке уже объявила иноагентом. Извините, Роман, здравствуйте.

Не надо забегать вперед.

Вы знаете, мне кажется, я немножко уже перебарщиваю, потому что каждый раз, когда я упоминаю какое-то название средств массовой информации, хочется сказать «признан иностранным агентом», но иногда это еще не так. Спасибо, что присоединились.

Вы можете разъяснить, вас штрафуют или все-таки уже блокируют?

Что касается штрафа, то это абсолютно юридически ничтожное решение, поскольку невозможно взять штраф по этой статье с иностранного юридического лица. То есть в принципе процедура такая могла бы быть, если бы действительно, скажем, в Европе существовала бы аналогичная статья и можно было бы каким-то образом начать судебное производство на территории европейской страны, но это невозможно, поскольку ни одна европейская страна не признает такого решения суда, и поэтому штраф РКН будет брать сам с себя.

Никаких формальных мер они за пределы России не могут распространить, единственное, что они могут, это заблокировать доменное имя Insider в России. Ну что же, они вот Telegram уже заблокировали, всё, не работает Telegram, теперь, видимо, будут блокировать The Insider. Посмотрим, чем это кончится.

Я так понимаю, что вот этот штраф с вас нужно взыскать, точнее, нужно сделать так, чтобы вы его не выплатили, потому что очевидно, что вы не будете его выплачивать, для того, чтобы иметь основания для блокировки уже вашего издания.

Что дальше будет происходить? Есть ощущение, что блокировка состоится, причем в обозримой перспективе, мягко выражаясь.

Ну, как я уже сказал, что я надеюсь, что эта блокировка будет настолько же эффективной, как и блокировка Telegram.

Я имею в виду, как вы дальше будете работать? Ясно, что Telegram не смогли заблокировать, а вот МБХ, например, смогли заблокировать, «МБХ медиа».

Здесь тоже спорный вопрос. Не столько смогли заблокировать, сколько редакция сама решила закрыть и «МБХ медиа», и «Открытые медиа». Работает, например, проект «Досье», который формально тоже заблокирован, но все его материалы любой желающий двумя кликами может открыть с территории России или, например, в том же Telegram почитать.

Так что здесь это технический вопрос, как именно будет обходиться блокировка. Очевидно, что это будет такая гонка, гонка на вооружения, потому что, с одной стороны, есть много разных методов обхода блокировок, но есть и много разных новых способов, которые сейчас тестирует Роскомнадзор по блокированию.

Но все-таки есть, например, явно инструменты, которые недоступны сейчас Роскомнадзору, то есть, если они не готовы, например, сейчас блокировать YouTube, если они не готовы блокировать на территории России тот же Telegram, то как они остановят распространение наших материалов, например, вот в этих соцсетях, на этих платформах? То же самое касается Facebook, то же самое, ну в Twitter придется ставить ссылки, тогда уже будет работать система зеркал, это все решаемые проблемы.

И здесь важно еще, что The Insider является как бы одним из первопроходцев, очевидно, что за нами последуют и другие российские медиа. Если нас будет в итоге много, то очень сложно будет команде Роскомнадзора все это контролировать и закрывать все зеркала, все доступы к площадкам. Так что я думаю, что это будет малоэффективное решение, и я очень надеюсь, что большинство россиян все-таки научится пользоваться VPN, и тогда вообще отпадет вся эта головная боль с блокировками, поскольку они ну просто станут бессмысленными.

Прежде чем вы покинули Россию, я напомню нашим зрителям, что Роман Доброхотов находится вне территории Российской Федерации, вы заявляли, что не будете выполнять никаких требований российского законодательства, после того, как The Insider был признан, собственно, иностранным агентом.

Вы не жалеете об этом решении? Если бы этого решения не было, если бы вы следовали этим требованиям, то не было бы и штрафа, например.

Я немного уточню, я сказал не то, что я не буду соблюдать никакие требования российского законодательства, я сказал, что не буду безумные требования российского законодательства, придуманные по инициативе российского президента Владимира Владимировича Путина, признанного на территории России нежелательным президентом.

Если все остальные правила российского законодательства, которые существовали до Путина, я соблюдаю, и законопослушный человек, просто в носу колокольчик я не хочу носить.

Да, разумеется, я имею в виду эти требования, связанные со статусом иностранного агента.

Да, абсолютно не жалею, отвечая на ваш вопрос, и призываю всех остальных тоже не идти ни на какие компромиссы, просто потому, что это будет отрубание хвоста кошке по частям. То есть все равно всех закроют, заблокируют и так далее, но сначала еще поиздеваются.

Но это ведь связано еще и с тем, Роман, что The Insider зарегистрирован не в России.

Конечно-конечно. То есть я никаких вопросов по поводу, скажем, телеканала Дождь, которому очень сложно было бы работать в условиях блокировки, никаких вопросов не возникает. Я имею в виду о таких изданиях, как The Insider, которое существует в онлайн-пространстве и на которое невозможно надавить так, как можно, скажем, на «Эхо Москвы» или на Дождь, поскольку у вас очень много ресурсов внутри страны, которые очень легко перекрыть.

Наверное, все.

Ну, да, у вас можно взять и забрать, не знаю, студию закрыть, видеокамеру отобрать, а у таких изданий, как мы, в общем ничего не отберешь. Можно осложнить немного жизнь, прикрывая доступ к доменному имени, но я думаю, что в этой «гонке вооружений» мы, скорее всего, останемся победителями.

У меня последний завершающий вопрос. Смотрите, много сейчас споров и в журналистском сообществе, и в обществе в целом, касающихся того, можно ли работать, освещая события в России, из-за пределов России, можно ли сохранить актуальность в эмиграции.

Уже прошло некоторое время с тех пор, как вы уехали, как вы отвечаете себе на этот вопрос?

Сегодня вышло очередное расследование, связанное с «вагнергейтом», у нас снова рекордный трафик, и мне кажется, оно достаточно актуальное. Новости опять же, которые у нас выходят там каждые полчаса, преобладающее большинство из них связано с Россией. У нас, кстати, достаточно большая команда остается работать из России, мы набираем и новых сотрудников и в России, и за ее пределами.

И люди идут к вам?

Более того, у нас давно не было такого количества предложений, как в последнее время.

Прекрасно.

Поэтому я в этом смысле настроен хорошо. С расследователями сложнее, компетентных расследователей мало, но это всегда было так. А в остальном в принципе никаких проблем нет, я думаю, что мы будем только сильно наращивать и наш штат сотрудников, и нашу аудиторию.

Интересно, что в итоге получится из этих инициатив «Справедливой России» в Государственной Думе, я еще раз напомню, что они вот предложили изменить немножко законодательство и признавать только через суды «иностранными агентами» средства массовой информации. Но ничего о том, чтобы аннулировать уже признанные, решения уже принятые по некоторым СМИ, речь не идет.

А я призываю наших зрителей подписать петицию, которая сохраняет актуальность, петицию о прекращении этого закона об иноагентах, она размещена, в общем ее можно легко найти в интернете, она размещена на сайте Change.org.

Я благодарю Романа Доброхотова, шеф-редактора The Insider.

Спасибо.

Спасибо вам. The Insider признан иностранным агентом Министерством юстиции Российской Федерации, напоминаю я всем заинтересованным лицам.

*По решению Минюста The Insider и «Росбалт» включены в реестр СМИ, выполняющих в России функции иностранного агента

Фото: Роман Доброхотов / Личный архив