Главная новость последних дней — грядущие QR-коды. С первого февраля следующего года без заветного квадратика нельзя будет ни на шоппинг, ни на концерт, ни на поезд к родственникам. Что же говорит о подобных мерах экономическая наука? Тем более, что Россия не первая, можно обратиться к чужому опыту.
По задумке QR-коды должны заставить вакцинироваться тех, кто по каким-то причинам этого еще не сделал. Но проблема в том, что, как доказывают работы экономистов, специалистов в поведенческих науках, принуждение к вакцинации может навредить и борьбе с вирусом, и экономике вообще. То есть если заставлять вакцинироваться, то наотрез отказываться от прививки могут начать и те, кто как раз собирался, но сомневался, хотел подождать, посмотреть, что из этого выйдет.
Вот результаты одного из таких исследований, опубликованные в авторитетном международном научном журнале Академии наук США. Ученые задавали еще не вакцинированным людям два вопроса: первый — готовы ли вы сделать прививку при условии, что вакцинация добровольная? Второй вопрос, тем же самым людям: готовы ли вы привиться, если будет объявлена обязательная вакцинация и государство за всем этим проследит?
Удивительным образом, как только речь заходила об обязательной вакцинации, от которой по идее никуда не деться, доля готовых привиться не росла, а снижалась! А знаете, где проводился этот опрос? В Германии, население которой вроде как славится тем, как строго следует правилам. Впрочем, аналогичные выводы ученые получали и по другим странам. Почему же так происходит?
Вот что говорят научные исследования: во-первых, у многих срабатывают внутренние установки на сопротивление какому-либо внешнему контролю. Такие люди говорят об ограничении их свобод и настаивают на своем праве самостоятельно принимать решения. На протестах против QR-кодов из любой точки мира можно увидеть плакаты с лозунгами о борьбе против рабства — теперь и в России, например, в Екатеринбурге.
Во-вторых, из-за принуждения может отключиться альтруизм. Для части людей решение сделать прививку — это возможность показать себя хорошим гражданином, полезным своему сообществу. Но когда появляется обязаловка, внутренняя мотивация такого рода ослабевает — получается, порыв принести пользу согражданам будто бы никому и не нужен.
В-третьих, принуждение становится антирекламой. Логика такая: раз власти что-то хотят навязать, значит это в добровольном порядке никому не нужно, так что лучше не связываться. Что еще хуже, принудительные меры сводят на нет эффект полезного конформизма, большого помощника в вакцинации. «Куда все — туда и я» — с прививками это работает только в случае добровольной вакцинации. А если вокруг прививаются по указке, пример не будет заразительным, указывают ученые.
Да, российские QR-коды в нынешнем виде — это далеко не полный синоним обязательной вакцинации, о чем нам не забывают напоминать власти, например, вице-премьер Татьяна Голикова, представлявшая правительственный законопроект:
«В данном случае мы с вами — партнеры, мы вам ничего не навязываем, мы с вами вместе должны одинаково переживать за наших близких, друзей и за страну в целом».
И тем не менее QR-коды — это один из элементов принуждения со всеми негативными последствиями. Увы, власти, причем не только в России, к ученым прислушиваются далеко не всегда, особенно если речь о человеческой натуре и поведении людей.
Но есть и почти арифметическая проблема QR-кодов — затраты на их проверки и борьбу с черным рынком должны окупаться выгодами и по крайней мере должны быть известны! Но у нас в России ситуация загадочная, в официальной пояснительной записке сказано: «Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». То есть то ли пусть бизнес сам разбирается и государство расходов не несет, то ли просто пока ничего не считали, там разберутся. А нам с вами остается разбираться самим, самим слушать, что говорят ученые.
И вот еще одно вредное последствие принуждения к вакцинации, которое еще сильнее подрывает доверие людей к власти, причем не только в вопросах коронавируса — это удар по экономическому развитию. Ведь доверие к государству — это не только про рейтинги и результаты выборов, это возможность проводить экономическую политику.
Ну например, государство хочет сдержать рост цен и говорит: инфляция под контролем! Но если люди ему не верят, то слыша такое они станут готовиться к худшему, поспешат купить что-то дорогое, пока цены не стали еще выше. От этого инфляция еще больше ускорится и государству снова придется думать, как же с ней бороться. Звучит знакомо, правда?