Джозеф Байден — надежда прогрессивного мира, борец за ценности и освободитель Америки от Дональда Трампа. Он занимает пост президента почти 9 месяцев. И если до сих пор принято было воздерживаться от резких оценок его деятельности, потому что «он только начал, подождите», то теперь пора бы констатировать: 46-ый лидер США не справляется. Или справляется плохо. Свежее исследование от авторитетного института Гэллапа показывает, что рейтинг Байдена был бы самым низким в истории на данный момент президентства.
Одобряет деятельность Джозефа Байдена всего 42% американцев. А по данным опроса, проведенного изданием USA Today и университетом Саффолка, его рейтинг и вовсе скатился до 38%. У Дональда Трампа примерно в тот же период на посту было 37%, у Обамы — 52%, у Буша младшего — 88% (понятно, что здесь речь о периоде космической всенародной поддержке главы государства, последовавшем за терактами 11 сентября). Популярность Билла Клинтона составляла 47%.
Что не так с Байденом? Несложно догадаться, что главный удар по его репутации был нанесен после чудовищного вывода войск из Афганистана. Жертвы среди местного населения, убитые военнослужащие армии США, террористы-талибы* во главе страны и фактически потерянные 20 лет американского присутствия в Афганистане — это все он, Байден, его решение и его ответственность.
В момент афганского кризиса лидер свободного мира вдруг взял и рассказал миру, в том числе и той его части, которая мечтает быть свободной, что иллюзии пора отложить в сторону: США не намерены строить гражданское общество за пределами своих границ. Первостепенная задача Вашингтона — это защита интересов американцев. У вас проблемы с вашей властью? Так решайте их самостоятельно. Интересно, что по этому поводу думает Барак Обама, бывший руководитель Байдена?
Ведь выходит, что Байден фактически продолжает курс Дональда Трампа, который на самом старте своей блестящей политической карьеры объявил: Америка — прежде всего!
И если анализировать хозяев Белого Дома с точки зрения их внешнеполитической доктрины, то в чем же разница между 45-ым и 46-ым, если не считать пропасти в воспитании, умении грамотно выражать свои мысли и держать за руку первую леди? Да, Байден никогда не скажет, что Ким Чен Ын — классный парень или что ему нравится Путин. Но разве на деле это что-то меняет? В случае с Афганистаном мы вообще наблюдаем четкую преемственность: договоренности о выводе войск были подписаны Трампом, а Байден их уверенно выполнил, попутно попытавшись свалить на предшественника ответственность за фиаско.
Снижению популярности президента Байдена способствовали и объективно не связанные с его методами руководства страной обстоятельства. Например, распространение коронавируса и дельта-штамм. Прошедшим летом американцы осознали, что пандемия не заканчивается. Разочаровались, устали, обозлились.
США остаются мировым лидером по числу инфицированных, и отчаянные попытки президента побороть заразу, а вместе с ней и ативаксеров, не помогают. Из последнего: Администрация объявила, что с 4 января все большие компании с числом сотрудников от 100 и более человек обязаны либо вакцинировать людей, либо еженедельно тестировать на ковид. Республиканский Техас и другие консервативные штаты тут же запустили бой в федеральном суде. Мол, нас лишают конституционных прав и свобод! И даже канзасская губернатор Лора Келли (демократ) выступила против указа главы государства.
«Я не не считаю этот указ правильным или эффективным решением для Канзаса. Уже слишком поздно вводить федеральный стандарт, поскольку разработаны системы и стратегии, адаптированные к нашим конкретным потребностям.»
Ясно, что Байден принимает непопулярные решения с большей смелостью, чем предшественники, ведь переизбираться он скорее всего не планирует (официального заявления об этом не было, но вряд ли 78-летний политик, получивший от Дональда Трампа кличку «спящий Джо» не без оснований, решит сидеть в овальном кабинете до 2028 года). С другой стороны, страдает ведь не только его личная карьера, но и образ Демпартии в целом. Его действия прямо отражаются на шансах будущего кандидата в президенты от либералов. И одновременно растут шансы будущего кандидата от консерваторов (не исключено, что в этой роли мы вновь увидим Дональда Трампа).
Как пишет CNN, раздражает избирателя и внутренняя возня в Демократической партии: президенту не всегда удается протолкнуть свои интересы в Конгрессе. И это, конечно, чудесно с точки зрения эффективности демократии, но с точки зрения эффективности власти — не совсем. На прошедшей неделе демократы проиграли на выборах губернатора Вирджинии. И это серьезный удар. После целой серии побед «синих» (в том числе и на последних президентских выборах) штат, казалось, определился с приоритетами и занял либеральную позицию, но республиканцы взяли реванш. Разочаровала президентская партия и в штате Нью-Джерси, где победа ей далась гораздо тяжелее, чем ожидалось. До промежуточных выборов в Конгресс остается еще год, но все говорит о том, что демократы уступят оппонентам десятки кресел в Палате представителей.
На самом деле, по уже сложившейся традиции, партия кандидата, победившего на президентских выборах, спустя 2 года проигрывает по итогам голосования в Парламент, тут ничего нового. Вопрос лишь в том, как проигрывает. К примеру, при Трампе, на выборах 2018 года, республиканцы потеряли аж 40 мест в Палате представителей. Сейчас в нижней палате Конгресса демократы в большинстве, но от оппонентов их отделяет совсем немного: 221 кресло против 213-ти. Почти нет сомнений, если, конечно, не случится чудо, что американские либералы не просто потеряют большинство, но проиграют консерваторам с оглушительным треском. На прореспубликанском Fox News уже потирают руки в ожидании праздника.
Доверие к Байдену снижается как среди республиканцев, так и среди демократов и независимых избирателей. Вместе с тем, чтобы не было никаких сомнений, скажу, что на образ президента в глазах его аудитории отношения с Москвой никак не повлияли. Ну то есть тот факт, что глава самой мощной державы на планете сначала обещал победить в исторической схватке с автократией, а затем высказал лишь дежурную озабоченность преследованием оппозиции и прессы в России, он, конечно, прискорбный, но не то чтобы возмутительный с точки зрения большинства граждан Соединенных Штатов. Ведь прямой связи между действиями Байдена и катастрофой в России, как это было с Афганистаном, нет. И здесь так называемый прагматизм Белого дома — самая, пожалуй, безопасная стратегия. Обратите внимание: даже разговоры о персональных санкциях против ближайшего окружения Владимира Путина пока затихли.
Они — санкции — может и будут. Тут Байден, вероятно, окажется бессилен против конгрессменов, считающих ограничительные меры необходимыми. Но сам он санкций избегает, он за конструктивность. И правда, пора уже окончательно осознать: спасение гражданского общества в России — дело рук самого гражданского общества.
*Решением Верховного суда России движение «Талибан» признано террористическим и запрещено на территории РФ
Фото: MICHAEL REYNOLDS / EPA