«Россия больше не будет делать вид, что в ближайшей перспективе возможны какие-то перемены в отношениях с НАТО», — это слова Сергея Лаврова, министра иностранных дел. С 1 ноября российское представительство при Североатлантическом Альянсе в Брюсселе прекращает работу. Равно как и военная миссия связи НАТО в Москве. Закрывается и информационное бюро НАТО в российской столице.
Практически все отношения заморожены. Решение России предсказуемое, здесь еще 6 октября обещали ответить ассиметрично, и вот ответили. Дело в том, что Альянс первым объявил о сокращении российского представительства и высылке восьми российских дипломатов. Тогда, без малого 2 недели назад, в МИДе возмутились: с одной стороны, представители военного блока предлагают возобновить диалог, а с другой — сокращают постпредство. Мария Захарова назвала это настоящим лицемерием. Ну теперь никакого лицемерия. Ждем объявления НАТО вражеской нежелательной организацией и запрета Альянса на территории РФ.
Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков сообщил, что президенту «сложно общаться с главой Украины Владимиром Зеленским». Все потому, что тот упорно называет Россию участником конфликта в Донбассе. А это, по словам Пескова, не так.
И действительно, если сам факт участия Москвы в войне на востоке Украины Кремль признавать не готов, то о чем общаться в принципе? Ясно же, что для президента Зеленского Донбасс — абсолютный приоритет. Он понимает и все понимают, что без Путина процесс урегулирования с мертвой точки не сдвинется. Путин же, нисколько не смущаясь, гнет свою прежнюю линию: нас там нет. Опыт подсказывает, что если потребуется, мы там неожиданно обнаружимся — как было с зелеными человечками в Крыму.
Но пока такой необходимости в Кремле явно не видят. Пока нынешний статус-кво Владимира Путина устраивает. Тем более, что он явно раздосадован методами Зеленского в политической борьбе с пророссийской оппозицией и лично Виктором Медведчуком, не последним для президента России человеком. В выходные украинский лидер, кажется, потроллил коллегу: предложил обменять Медведчука, против которого в Киеве возбуждено уголовное дело, на украинских граждан. Но для этого, мол, подтвердите российское гражданство фигуранта. Идею об обмене и наличии паспорта Российской Федерации отверг в понедельник сам Виктор Медведчук. Сейчас он находится под домашним арестом в ожидании суда.
Несколько месяцев назад, по данным «Коммерсанта», Россия предлагала Украине проект итогов возможной встречи президентов Владимира Путина и Владимира Зеленского:
«В Кремле считают, что на встрече можно было бы договориться о восстановлении полноценных дипломатических отношений и согласовать возвращение послов в Москву и Киев, снять взаимные торгово-экономические ограничения и отменить санкции в отношении физических и юридических лиц».
Договариваться в Москве, если верить «Ъ», были не против даже о продлении контрактов на транзит газа через Украину после 2024 года, а это особенно существенный фактор для Киева. Но ни слова о Крыме. А что касается Донбасса, то в проекте Кремля упоминалась лишь готовность поддержать мирные соглашения Киева с так называемыми ДНР и ЛНР. Ну то есть в очередной раз Москва сделала вид, что в Украине идет гражданская война без участия третьих лиц. Разумеется, принять подобный подход в Киеве не смогли. Повлиять на Кремль не удалось, очевидно, и Виктории Нуланд.
Заместитель госсекретаря США буквально прорвалась в Россию — ей разрешили въезд только после того, как американцы выдали визу сотруднику российского МИДа Константину Воронцову. Для нее этот визит, без всяких сомнений, много значил. Как минимум 3 десятилетия Нуланд занимается Россией, и одна из ее главных задач на посту в Госдепе — это восстановление отношений. Хотя бы движение к восстановлению. Но чего удалось добиться, если не считать прогулки по парку «Зарядье» в последних лучах осеннего московского солнца? Боюсь, ничего. Замминистра иностранных дел России после встречи с американской гостьей высказался нарочито жестко:
«И знаете что? Мы можем даже заморозить работу дипломатических представительств как в Вашингтоне, так и в Москве, если так будет продолжаться».
Поход Виктории Нуланд в администрацию президента не то чтобы радикально отличался от визита в МИД. Переговоры с Дмитрием Козаком, отвечающим за украинское направление, привели лишь к повторению давно заученных фраз: Донбассу нужен особый статус, минские договоренности должны исполняться. Но минские договоренности не исполняются и не будут исполняться, поскольку Москва и Киев трактуют их по-разному. Что с этим делать — ответа нет. Нуланд в России с журналистами не общалась, пресс-конференцию не проводила, а значит, делать однозначные выводы о бесполезности визита нельзя.
Но сигналы от представителей Москвы не обнадеживают. Конечно, хорошая новость в том, что влиятельный человек из администрации Байдена прибыл в Россию и с кем-то поговорил. Лучше так, чем никак. Ведь в том же Донбассе ситуация осложняется. Да, широкомасштабные боевые действия не ведутся, но напряженность никуда не делась. В прошедшие выходные стало известно, что мониторинговая миссия ОБСЕ в Донбассе приостановлена. Это произошло после того, как у штаб-квартиры миссии в Донецке собрались двести человек с требованием освободить офицера сепаратистов.
«Из-за нашей заботы о безопасности и исходя из наших правил относительно безопасности мы приостановили свою деятельность», — сказал глава Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине агентству «Рейтер».
Украинские военные не скрывают, что взяли в плен представителя непризнанной Луганской народной республики в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня, Андрея Косяка. В Киеве заявляют, что гражданин России Косяк входил в группу российских военнослужащих, которые выполняли тайную разведывательную миссию.
Сергей Гармаш, журналист, представитель Донецка в ТКГ по Донбассу: Он вышел за зону, на которой давались гарантии нашей стороной для разминирования, и вел, фактически, разведывательные действия на позициях, оставленных украинскими военными в то время, поскольку это является зоной разведения сил. Он был задержан, при задержании он был вооружен, оказалось, что у него было оружие, хотя это является нарушением правил. После, когда начали выяснять его личность, оказалось, что он еще проходит в Украине по уголовному делу об убийстве, он подозреваемый в убийстве, которое было совершено еще в 2010 году. Также при задержании у него был обнаружен российский паспорт, выданный в 20-м году.
Этот, казалось бы, мелкий эпизод в большом конфликте указывает на то, что договариваться внутри Киев и самопровозглашенные ДНР-ЛНР не будут. Но это и без Косяка понятно. Важнее, на мой взгляд, то, что последним независимым международным структурам в регионе мешают работать. Тем более, что ОБСЕ, наряду с Украиной и Россией — член трехсторонней контактной группы по урегулированию. И это единственная структура, к участию в которой допускают сепаратистов.
Сергей Гармаш, журналист, представитель Донецка в ТКГ по Донбассу: Они мониторят и фиксируют то, что происходит. Они не могут препятствовать завозу российских вооружений, но они могут наблюдать то, что они видят. Они могут слушать и фиксировать количество нарушений режима прекращения огня, то есть количество выстрелов. Они информируют международную общественность о том, что происходит в реальности на Донбассе. Поэтому они нужны Украине, безусловно. Но еще больше они нужны все-таки России и ОРДЛО, поскольку — еще раз напоминаю — кроме Минска и ОБСЕ, которая проходит, фактически, под процессуальным руководством трехсторонней контактной группы, под процессуальным руководством Минска, их де-факто не существует юридически нигде. Они заинтересованы больше всего, это их главная вообще цель субъективизации как субъекта геополитики. Поэтому я считаю, что это все, скажем, блеф, шум, давление психологическое, политическое, но все вернется на круги своя.
Вот этот подвешенный статус Донбасса не помогает, мягко говоря, интеграции Киева в НАТО, на которой так настаивает президент Зеленский. На этой неделе с визитом в Украине и Грузии — глава американского Минобороны Ллойд Остин. И он, по всей видимости, попробовал подбодрить украинских политиков, заверить их в поддержке. Вновь сказаны все слова о территориальной целостности Украины и принадлежности Крыма. Но с сепаратистскими регионами вступление в Североатлантический Альянс — дело почти невозможное. И это — одна из причин, по которым отсутствие всяких подвижек по Донбассу устраивает Владимира Путина.
Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России: Вступление Украины в НАТО стало бы наихудшим сценарием. Это сценарий, который выходит за красные линии национальных интересов России. Это тот сценарий, который может вынудить Россию принять активные меры для обеспечения собственной безопасности.
Фото: kremlin.ru