Глава МИД России Сергей Лавров возглавит комиссию «Единой России» по международному сотрудничеству и поддержке соотечественников. По словам президента Владимира Путина, сообщившего о назначении, Лаврову на этом посту предстоит очень многое сделать. Екатерина Котрикадзе в своей авторской колонке изучает дипломатическую карьеру Лаврова и его роль в существующем режиме.
Министр иностранных дел Сергей Лавров возглавит комиссию по международному сотрудничеству и поддержке соотечественников за рубежом. На эту должность дипломата назначил Владимир Путин, на встрече по итогам успешной предвыборной кампании. Президент принял у себя первую пятерку из списка «Единой России», в том числе двоих министров — обороны и иностранных дел. Они были использованы в качестве так называемого паровоза: у правящей партии дела с популярностью не фонтан, поэтому было нужно представить широким народным массам лица, скажем так, приличные. Ну и разумеется, ни Шойгу, ни Лавров в Думу не пошли, а остались на своих местах. Этот финт у нас не нов, но не перестаю удивляться: прямой обман избирателя налицо.
Впрочем, техника паровозов, которую применяют не только в партии власти, но и вообще везде, в том числе и в «Яблоке», меркнет на общем фоне выборного карнавала. Никому нет дела. Слишком много других проблем.
Министры даже для виду не явились на праздник «Единой России», после ее убедительной победы над непримиримыми конкурентами.
У каждого на пике власти в России — свой профиль. Глава Минобороны совмещает защиту отечества с ролью сопровождающего в президентских выездах в тайгу…
А вот министр иностранных дел Лавров в дружеских отношениях с Путиным не замечен. В отпуск вместе они не ездят. Лавров — не про Сибирь и горных козлов, он про Нью-Йорк, Берлин и прочие столицы, где сражаться приходится на идеологическом фронте. На днях глава российского МИДа выступил на генеральной ассамблее ООН.
Сергей Лавров — лицо российской дипломатии — ничего нового с высокой трибуны не сказал. Но не то чтобы от него ждали сенсаций. В мире привыкли: российский министр — за исключением некоторых непредвиденных ситуаций сдержан и спокоен. В большинстве случаев он выступает за все хорошее против всего плохого, говорит о международном праве, которое нельзя нарушать. О справедливости, которую нужно отстаивать. О сильных, которые не должны задевать слабых, просто потому что могут. В общем, очень здраво говорит министр Лавров.
Проблема в том, что Сергей Лавров рассуждает так, будто это не Россия нарушила международное право в 2014 году, присоединив Крым. Как будто не Россия, объявляет всех, кто не под контролем власти, иноагентами и нежелательными. Как будто не Россия по праву сильного разбила четырехмиллионную Грузию на три куска. Министр Лавров как опытный человек сориентировался в геополитических реалиях, поймал настрой своего руководителя и теперь в каждом выступлении клеймит США.
В любой непонятной или понятной ситуации глава российской дипломатии обращается к американцам, которые виноваты буквально во всем, даже в том, что у нас пенсии низкие и цены высокие.
«Недавно президент Байден заявил об отказе от использования военных методов, чтобы переделывать другие страны. Ожидаем, что США сделают следующий шаг и откажутся не только от силовых, но любых других методов навязывания своей модели развития», — сказал Лавров, выступая на общеполитической дискуссии 76-й сессии Генассамблеи ООН.
Сергей Викторович Лавров пришел на должность министра иностранных дел 17 лет назад, в марте 2004 года. Из всех чиновников он выделялся своим интеллигентным видом и незаурядным умом.
«Я его помню еще в институте. Я не знаю, помнит ли он меня, потому что я учился на пару курсов моложе, но я его хорошо помню в институте, — рассказывает в интервью Дождю бывший глава МИД России Андрей Козырев, который фактически привел Лаврова на должность. — Он был секретарем комитета комсомола, и пользовался симпатией и уважением среди ребят. Тогда уже идеология воспринималась очень скептически, и никто особо этим там не интересовался, это была скорее роль такого хорошего парня, организатора мероприятий, поэтому идеологии там было мало, и поэтому он тогда производил очень хорошее впечатление. Потом я его порекомендовал на свое место, когда уходил из союзного МИДа. Я был тогда самым молодым начальником управления, потом, когда Советского Союза не стало, я стал министром иностранных дел России и сделал его своим заместителем. Это было очень тяжелое время и все мои замы сильно уставали, и периодически они все приходили ко мне и говорили: „знаешь, мне тяжело, отправь меня куда-нибудь за границу“ и я тут же соглашался, понимая что это действительно сложно. И я его (Лаврова) отправил в ООН и он потом много лет был представителем в ООН, поэтому ООН — это для него родной дом».
По словам Козырева — он сейчас живет в США и выступает категорически против нынешней российской власти, в те годы он видел в Лаврове не просто человека разумного и профессионального, но и своего в смысле идеологическом.
«Конечно, воспринимал как соратника, поэтому, думаю, и он ко мне относился как соратнику по делу, а дело состояло в том, чтобы создать новый облик России, а также преследовать новые интересы, которые состояли бы в том, чтобы Россию включить в крупное поле развитых государств. Нам туда нужно стремиться, а не отгораживаться. Тем тяжелее мне сейчас видеть, что он до такой степени мог сделать опять поворот на 180 градусов. Мне это больно», — сказал Козырев.
Точкой невозврата стал, кажется, Крым. В момент, когда нужно было определяться с принципами и формулировать смыслы, Сергей Лавров выбрал сторону. И сегодня в стенах ООН он повторяет то, что сказано бессчетное множество раз.
«Крымчане ведь спасались от ультрарадикалов, совершивших госпереворот в Украине, который был поддержан Западом. То есть к власти в Киеве пришли „свои“, а их — по западным правилам — надо брать под защиту и выгораживать», — сказал Лавров во время выступления на 76-й сессии Генассамблеи ООН.
Запад топчет память о Великой отечественной, сносит памятники освободителям, в общем теряет человеческий облик. Эта речь министра обошлась, впрочем, без упоминания духовного разложения Запада. Историй о трансгендерах в этот раз не было. Напомню, летом «Коммерсантъ» опубликовал статью Лаврова, где среди прочего есть такое утверждение: «В школах ряда западных стран детей в рамках учебных программ убеждают, что Иисус Христос был бисексуалом».
Надо ли говорить, что нигде никто этому не учит? А глава МИД что-то перепутал. То ли видео из TikTok принял за чистую монету, то ли (если верить разъяснениям Марии Захаровой) оказался под впечатлением новости в религиозном издании о школьной постановке Шотландского профсоюза учителей, в которой Иисус представлен трансгендером. Трансгендером, не бисексуалом, но дело конечно не в этом. Отчаянный поиск доказательств морального падения Запада вывел уважаемого дипломата на скользкий путь распространения, скажем мягко, спорных, непроверенных данных. Как совместить этот образ с репутацией профессионала высокого класса, которая закрепилась за российским министром в западных дипломатических кругах?
«Он успешный дипломат и это можно по-разному понимать. Тот кто добивается каких-то результатов для своей страны — это одно, а тот кто добивается каких-то результатов для правящего режима своей страны — это, конечно, другое. И с этой точки зрения я думал, что Лавров на месте, он действительно за счет своих дипломатических способностей добивается определенных успехов», — отметил Козырев.
«В профессионализме Лаврова не сомневаются даже самые злостные оппоненты. Его авторитет непоколебим», — заявила официальный представитель МИД Мария Захарова на брифинге.
Так Мария Захарова ответила на расследование команды Алексея Навального, в котором утверждается, что подруга Сергея Лаврова и ее родные ездят с ним в рабочие командировки на служебном самолете. Кто-то наверняка подумал: вот и до главы МИД добрались. Мы сейчас этому расследованию оценок не даем, а просто констатируем: без Сергея Лаврова невозможно представить теперь уже не только внешнюю, но и внутреннюю политику. Он стал одним из главных ораторов путинской России.
И теперь демонстративно жмет руку диктатору Лукашенко, искалечившему свой собственный народ.
К позиции одного из лидеров партии «Единая Россия» Сергей Лавров пришел человеком, который свой выбор сделал.
«Ведь Лавров ничего не может сделать даже если бы хотел, потому что политика не оставляет никаких иллюзий», — добавил Козырев.