До выборов в Госдуму осталось меньше трех недель. В последний день в самую последнюю очередь Центризбирком зарегистрировал самый длинный и самый главный список — партии «Единая Россия». Как изменился рейтинг «Единой России» за 20 лет правления Владимира Путина, что сейчас происходит с партией власти и чего ожидать на предстоящих выборах — об этом в авторской колонке Михаила Фишмана в программе «И так далее».
Финишная прямая. Всех, кого надо, зарегистрировали, кого не надо — записали в причастных к экстремистской деятельности и лишили права на участие в выборах задним числом, сначала нарушив сразу в двух местах Конституцию, а потом окончательно запутавшись в том, кто же все-таки должен снимать кандидатов с выборов — то ли Минюст, то ли ЦИК, то ли еще кто-то. Но кто бы ни снимал, результат один, верно?
В последний день в самую последнюю очередь Центризбирком зарегистрировал самый длинный и самый главный список — партии «Единая Россия». Здравствуйте, «Единая Россия», а правда, что вас зарегистрировали в самый последний момент, чтобы меньше времени осталось на обсуждение задекларированных доходов ваших кандидатов, а то неловко?
Так или иначе, «Единая Россия» движется к заветной победе. В бой пошли тяжеловесы: глава МИДа Сергей Лавров отправился в предвыборное турне. Вот он в городе-герое Волгограде — рассказывает ветеранам, что атака на Сталина равняется атаке на наше прошлое. Называете Сталина кровопийцей — значит, пересматриваете итоги Второй мировой войны — эту не новую, в целом, мысль министр проиллюстрировал красивой фотосессией на Мамаевом кургане: он в сопровождении губернатора и девушек в гимнастерках. Вот Лавров открывает памятник Александру Невскому в МГИМО. Вот он в Екатеринбурге рассказывает, что Россия обречена быть самостоятельной с такими гражданами как вы, — говорит Лавров, обращаясь к участникам флешмоба, которые танцуют перед ним под патриотическую песню Газманова. Можно предположить, что если бы голосование за «Единую Россию» превратилось в такой же флэшмоб, Россия стала бы крепкой как никогда, но с этим пока проблемы.
К финишу кампании партия Путина подходит не в лучшей форме. Данные и ФОМ, и ВЦИОМ показывают, что «Единая Россия» в последнюю неделю августа переживает самый низкий уровень популярности как минимум за последние 15 лет. Это неудивительно. Пять лет назад, в 2016 году «Единая Россия» не шла, а влетала в Думу на волне главной победы Путина, и это тогда называлось «крымским консенсусом». Теперь она идет на выборы на фоне многолетней экономической депрессии, растущей бедности, а также ею же и принятых решений — повышения пенсионного возраста и обнуления сроков Путина. Совсем другая картина.
В была 2016 году рейтинг Путина составлял 86%. Теперь — 61%, и это чуть ли не исторический минимум. Впрочем, соцопросы были проведены до того, как Владимир Путин подписал указы об обещанных им еще на съезде партии выплатах: пенсионерам по 10 тысяч рублей. Причем впервые дают и работающим пенсионерам — в прошлом году во время карантина такого не было. Еще одна раздача силовикам и военным, вплоть до курсантов — и это вдобавок к 10 тысячам на каждого школьника, которые Путин уже раздал в июле. Как говорил в похожей ситуации Володя Шарапов, спасибо тебе, папаша, за доброту, за щедрость, 20 бутылок водки смогу купить. По замыслу, это должно позитивно повлиять на выбор со стороны избирателей.
«С моей точки зрения, выдача денег, конечно, влияет, но она влияет не на всех, а прежде всего на тех, кто связывает свои надежды с государством, с правящей партией. На эти слои населения это действительно влияет. Здесь есть задача мобилизовать „своих“ по-максимуму. Почему это происходит сейчас? Можно, конечно, спекулировать, но мы видим, что последние пару месяцев начали ухудшаться настроения, ожидания по поводу будущего начали идти вниз. То есть, видимо, решили взбодрить именно на фоне проседания настроения, проседания оптимизма, которые мы наблюдаем последние пару месяцев», — говорит директор «Левада-центра»* Денис Волков.
Что такое 10 тысяч рублей для пенсионера? Это почти полтриллиона рублей для бюджета, и в расчете на год на фоне всех пенсионных выплат — прибавка к пенсии в размере 5,5%. Добавьте к ней 6,5% официальной индексации по официальному уровню инфляции от Центробанка — и вы получите рост пенсий на 12% в этом году. Впрочем, 6,5% официальной инфляции — это, очевидно, не та цифра, на которую ориентирован сегодня кошелек пенсионера, да и любого небогатого человека.
Исследование «Ведомостей» показало, что покупательная способность россиян в первом полугодии упала в 64 регионах России. Средняя стоимость продуктов для приготовления борща к июлю 2021 года выросла до 314 рублей, что на 13% выше, чем в начале года. Доходы россиян росли намного медленнее. На них в этом году можно было купить в среднем 102 блюда на семью из четырех человек — и это минимум за последние пять лет.
13% роста цен на борщ и 12% роста пенсий в этом году. Разовый, потому что выборы. Для семьи, в которой два пенсионера, это 20 000 рублей сразу в руки — огромные деньги. Выборы в России неслучайно превратились в силовую спецоперацию, а журналистов неслучайно скопом записывают в иноагенты.
Свежее исследование Райффайзенбанка: каждый второй россиянин экономит на постоянной основе, и еще 27% добавились в этом году — это 2/3 населения страны. Из них треть экономят на продуктах. Свежее исследование аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza показало: каждый десятый гражданин России получает зарплату в 100 000 рублей и больше. Но из этих 10% обеспеченных россиян треть живет в Москве, остальные еще в нескольких регионах — Ямал, Чукотка, Петербург. А в подавляющем большинстве регионов столько не получает и каждый десятый.
Это и есть картина той охватившей Россию бедности — настоящей бедности, в которой и проходят выборы 2021 года. Правительство с 1 сентября увеличивает субсидии на детское питание в школах — разумно: а то детям дома есть нечего.
20 лет назад выигравший в борьбе за ельцинское наследство Владимир Путин создал «Единую Россию», партию власти, слив в одно целое свое единство с лужковским «Отечеством» и «Всей Россией» Шаймиева и Рахимова. Обещали удвоение ВВП, среднюю зарплату в 2700 долларов, 6−7%-й рост экономики, стремительный рост среднего класса — в общем, чего только не обещали. Ну мало ли чего вам обещали, говорит теперь государственная пропаганда.
Получается, как? Обещает власть, допустим, построить мост через реку. Годы идут, моста нет. Но оказывается, это значило в целом наводить мосты — повышать контакты между людьми. Или построить больницу — а больницы нет, но статистика показала снижение респираторных заболеваний — 5 лет назад, в июле.
Допустим, верить обещаниям «Единой России» не надо — надо следить за направлением хода мысли. Договорились. С какой же программой «Единая Россия» идет на выборы сейчас? Окей, проехали, кто прошлое помянет, тому глаз вон.
Что партия Путина предлагает России сегодня? Как она видит будущее? Есть, конечно, предвыборная программа. В ней 15 разделов. Но, во-первых, ее никто не читал, включая тех, от чьего имени она написана. Во-вторых, там больше нет обещаний типа «удвоим средний класс в стране к 2025 году».
Чтобы понять, с чем партия Путина идет на выборы, надо читать местную прессу. К примеру, в Новосибирске «Единая Россия» открывает новую спортивную площадку во дворе. В Астрахане власти обещают к 2030 году обустроить набережную Волги. В Смоленске обсуждают, как дать горячую воду к отопительному сезону. В Архангельске ремонтируют дорогу. В Вологде открывают умные пешеходные переходы. В общем, партия конкретных дел. В Самаре ждут новые автобусы. И не только в Самаре.
Это все здорово — и автобусы, и турник, и новый асфальт, и горячая вода, — но как и в случае с доплатами пенсионерам возникает вопрос: можно ли измерить политическую успешность скамейками во дворе или даже объемом обещанного Путиным материнского капитала? Можно ли и надо ли измерять ее приуроченной к выборам раздачей конкретных благ или просто денег? Как давно эти автобусы уже были бы у российских школьников, если бы они были не подарками и подачками от властей, а производной от экономического роста — роста инвестиций, увеличения рабочих мест, процветания частного бизнеса, роста доходов населения, роста налоговой базы? Всего того, что было — причем всерьез было — в первых программах Путина, но за эти 20 лет было уничтожено его единственным искренним стремлением, его настоящей программой, которую ему удается выполнить на все сто — бесконечно сидеть у власти. И чтобы не отвечать на эти вопросы, лучше всех и лаконичнее всех сформулировали предвыборную повестку единороссы города Курска:
«Единая Россия» четко определила акценты избирательной кампании на региональном уровне. «Курянам — поддержку, проблемам — решение», — таков месседж партии в регионе.
Четко. Емко. Жестко. Идеальная программа. Проблемам — решение. Недостаткам — устранение. Обещаниям — выполнение. Мечтам — сбывание. Фабрики — рабочим. Земля — Крестьянам. Вода — рыбам. Воздух — птицам. Курянам — поддержка. Россия — наше отечество. Смерть — неизбежна.
Заметьте, возможности курянам не предлагают. Только поддержку.
Раздавать по праздникам деньги и подарки — это первый пункт предвыборной программы Владимира Путина на выборах 2021 года. А второй пункт лучше всего иллюстрирует неофициальный ролик «Единой России», в котором к герою во сне приходят Сергей Лавров, Сергей Шойгу и еще на всякий случай врач Денис Проценко. Это продолжение известной серии из мотивационных роликов, где герой в страшном будущем, потому что не пошел на выборы — и вот у него дома «гей на передержке», а ребенка усыновляет гомосексуальная пара. Этот ролик не такой омерзительный, зато затянутый. В нем герой во сне оказывается на месте Лаврова и Шойгу — тут он и понимает, наконец, что он сам не знает, что надо делать и вообще ничего ни в чем не понимает, значит, надо голосовать за Шойгу, Лаврова и за врача Проценко в придачу. Смысл простой: вы ничего не понимаете, так что сидите дома и доверьте нам ведение важных дел. И чтобы до всех дошло, что у России и ее избирателей есть только два союзника: армия и флот.
Во второй серии того же ролика снимается лично Владимир Путин:
— Не жалко вам будет Шойгу с Лавров в Думу-то отпустить?
Путин: Жалко. Они на своем месте хорошо работают.
Это, кстати, отдельный вопрос — хорошо они работают или нет. Но главное — это ловкость рук: как замести под ковер главную тему — на что потрачены 20 лет и почему в России такая бедность? Вывести на сцену Шойгу с Лавровым. В ролике, кстати, герой по имени Егор еще решительнее, чем они, хочет жахнуть, нажать на кнопку, всех разбомбить, в отличие от Шойгу, Лаврова и по умолчанию Путина. Это как минимум большое преувеличение:
Опрос, проведенный этой весной, когда именно Путин и Шойгу подвели беспрецедентно крупную войсковую группировку к украинской границе, показал, что общественное мнение поделено пополам — 43% выступают за войну и ровно столько же против.
Насколько успешно тянут Шойгу и Лавров партию за собой? Как движется рейтинг партии? Отвечает директор «Левада-Центра»* Денис Волков:
«У людей есть свои герои. Для людей, которые голосуют за „Единую Россию“, важен Путин, для них важен Шойгу и Лавров, которые сейчас стоят во главе партии. Шойгу и Лавров — это самые популярные политики, особенно у электората „Единой России“. Особенно у тех, кто поддерживает власть. Для них они герои, и это очень естественно, то есть да, „ЕР“ усилили, но нельзя сказать, что это очень сильно повлияло, потому что они и так ассоциировались с властью, может даже не столько с „ЕР“, сколько с властью в целом, здесь все поставлено на свои места, не более того».
На этом фоне в Кремле ставят новые амбициозные цели. Планка повышена. Формула «45% на 45%» (45% — явка, 45% — за «Единую Россию») выкинута в мусорное ведро. Сверху уже спущены новые вводные: 50%+ на 55% (явка выше 50%, 55% — в среднем по стране за «Единую Россию»). Это больше, чем на прошлых выборах в 2016 году, когда на пике того самого «крымского консенсуса» явка составила почти 49%, а «Единая Россия» получила 54,2% голосов. В этом и задача — побить рекорд, показать, что за эти пять лет выросла любовь к власти. И заодно, что отвечающий за внутреннюю политику замглавы администрации Сергей Кириенко проводит выборы в Государственную Думу лучше, чем его предшественник и пока еще спикер Думы Вячеслав Володин.
На фоне едва ли не двукратного падения рейтинга «Единой России» по сравнению с 2016-м годом это выглядит как полный отрыв от реальности, но тем хуже для реальности — придется ей подстроиться под новые KPI. Списки всех избирателей старше 55 лет по всей стране уже передаются из собесов в избирательные комиссии — их всех будут обходить с урнами. Планка надомного голосования установлена в 20% явки для каждого региона. Общие показатели для Москвы снижены: явка — 40% и, конечно, без электронного голосования тут не справиться. К 1 сентября как в школу на электронное голосование записались уже 1,3 млн человек, рассказал мэр Москвы Собянин. Значит, к голосованию таких электронных избирателей будет уже два миллиона. Это почти на полмиллиона избирателей больше, чем на выборах в Мосгордуму и около трети от общего числа избирателей в столице. Не меньше 30% явки в Москве за счет голосования онлайн — невиданная, невероятная цифра.
Неудивительно, что скандал все-таки случился. Коммунистку Елену Селькову уволили из музея современной истории России — то есть, можно даже сказать, поменяли экспозицию — как она утверждает, за отказ от регистрации в системе электронного голосования. Директор музея Ирина Великанова это опровергла, но отказалась говорить с Дождем.
Так или иначе, два миллиона избирателей в системе электронного голосования сами по своей воле не появятся, несмотря даже на устроенный московской мэрией розыгрыш автомобилей и квартир. Может быть, электронное голосование исправит картину полного неверия власти в Москве, но в целом по России понадобятся другие методы. Как недоверие к партии власти в больших городах, плавно перетекающее в ненависть, превратить в ее убедительную победу? Как одряхлевший и замученный спортсмен, который сегодня бежит чуть ли не вдвое медленнее, чем пять лет назад, побьет свой рекорд пятилетней давности?
На самом деле, такой пример перед глазами есть: это поправки к Конституции, которые год назад собрали в процентах больше голосов в свою поддержку, чем сам Путин на своих выборах в 2018 году, при том что доверие к Путину резко упало после пенсионной реформы. Как они этого добились, эти замечательные и талантливые поправки? Почему они так быстро бегали, били рекорды? Правильно: благодаря самым масштабным фальсификациям результатов голосования в современной истории. А в четверг «Новая Газета» опубликовала аудиозапись с тренинга по фальсификации результатов выборов в подмосковном Королеве. Чиновница с голосом, похожим на голос советника главы Королева, рассказывает, что надо делать:
«Помимо надомного голосования, на которое должно прийтись 20% от явки, основным механизмом решения задачи должны стать дубликаты избирательных списков. «Один — для наблюдателей, другой — для избирателей», — уточнила женщина с голосом, как можно предположить, похожим на голос советника мэра, избегая произносить вслух числительные. Судя по реакции аудитории, все ее прекрасно поняли. Списки «для избирателей» — реальные, в них голосующий расписывается при получении бюллетеня. Подсчитав число подписей, легко выяснить реальную явку. Списки «для наблюдателей» — фальшивые, в них заранее проставят количество подписей, необходимое для получения результата «ЕР» в 45%».
Видимо, Подмосковье идет по мягкой московской планке — 45% для «Единой России». В общем, можно зачистить всю политическую оппозицию в стране. Можно лишать права избираться в депутаты за участие в политическом митинге. Можно записать Навального в экстремисты. Можно выдавить из страны одних диссидентов, посадить в тюрьму других, а всех независимых журналистов в стране записать в иностранные агенты. Можно раздавать людям их собственные деньги из бюджета и даже в экстренном порядке чинить дороги. Но этого будет недостаточно, чтобы показать Владимиру Путину на этих выборах поддержку хотя бы даже относительного большинства. И не помогут даже Шойгу с Лавровым.
*По решению Минюста России «Левада-центр» включен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента