Минюст не предоставил Дождю документы, на основании которых телеканал включили в реестр СМИ-«иностранных агентов». В ответе, который получил из министерства телеканал, нет объяснения причин, по которым ведомство отказалось предоставить эту информацию.
Дождь обратился в Минюст как средство массовой информации, воспользовавшись правом запрашивать информацию в госорганах. Это право гарантировано телеканалу законом о СМИ (статья 39). Телеканал отправил запрос как в электронном виде, так и по почте, обратившись по адресам, указанным на сайте Минюста России. Согласно статье 40 закона о СМИ, отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. При этом в уведомлении об отказе должны быть указаны: причины, должностное лицо, принявшее такое решение, и дата отказа.
В запросе, который Дождь отправил 23 августа, телеканал попросил предоставить несколько документов, в том числе, копию распоряжения Минюста о включении Дождя в реестр «иностранных агентов», копии документов, поступивших от органов государственной власти, послуживших основанием для включения телеканала в реестр, а также письмо МИД России о согласовании включения Дождя в реестр, направленное в Минюст России.
Дождь также попросил Минюст разъяснить, какие материалы должны сопровождаться указанием, что телеканал признан «иноагентом».
Ответ Минюста пришел 27 августа. В нем Минюст почти дословно процитировал часть 7 статьи 6 закона «О СМИ», но из-за того, что при ответе представитель ведомства убрал из цитируемого куска слово «физичекое лицо», в тексте письма появилось сразу две языковых ошибки. Они сильно затрудняют понимание смысла ответа.
В своем ответе Минюст описал признаки СМИ-«иноагента», сообщил, что основанием для включения в реестр «иностранных агентов» является «заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации».
Представитель Минюста также утверждает, что в соответствии с требованием действующего законодательства 23 августа в адрес Дождя было направлено уведомление о включении в реестр. Однако на момент получения письма и публикации новости (то есть через неделю после решения Минюста о включении телеканала в список «иноагентов») Дождь не получал никаких уведомлений.
Отвечая на вопрос о маркировке материалов, Минюст заявил, что права и обязанности СМИ-«иноагентов» предусмотрены законом «О СМИ» и приказами Минюста, а форма указания статуса утверждена Роскомнадзором.
Ни один из запрашиваемых Дождем документов министерство не предоставило. В тексте письма нет объяснения причин, по которым издание не получило этих документов, а также информации о должностном лице, принявшем решение их не предоставлять, и дате, когда решение было принято.
Минюст включил Дождь в реестр СМИ-«иностранных агентов» 20 августа. Выступая на встрече с Советом по правам человека 23 августа, представитель Минюста заявил, что Дождь включили в реестр после обращений Роскомнадзора и Росфинмониторинга. По данным Минюста, первое ведомство сообщило, что Дождь распространяет материалы других «иностранных агентов», второе ведомство утверждало, что телеканал получает иностранное финансирование.
На следующий день Минюст заявил, что Дождь признали «иноагентом» из-за того, что телеканал получил более 130 тысяч евро от Евросоюза по договору с Еврокомиссией «за освещение отношений между ЕС и Россией». Кроме того, Росфинмониторинг, как утверждают в Минюсте, установил, что телеканал получал «опосредованное иностранное финансирование через российские фонды».
На Дожде выходила серия партнерских передач в рамках проекта «Россия — это Европа», созданных на деньги ЕС. В разные годы финансирование Евросоюза на создание похожих материалов получали и другие российские СМИ. При этом Дождь ежеквартально с 2018 года отчитывался об этих контрактах перед Роскомнадзором и у себя на сайте и никогда не скрывал от органов власти эту информацию.