Списки СМИ и организаций, которые планируется признать «иностранными агентами» или «нежелательным организациями», составляются на заседаниях Совета безопасности России. Об этом сообщает «Медуза»* со ссылкой на исследователя российских спецслужб Андрея Солдатова и еще три источника, знакомых с содержанием этих встреч или документов.
По словам Солдатова, за последние полтора года Совбез наладил тесные «рабочие контакты с руководителями соответствующих подразделений ФСБ». При этом ФСБ «не обладает возможностью намечать цели», в отличие от Совбеза, отметил он.
Исследователь российских элит Константин Гаазе, знакомый с участниками заседаний Совбеза, согласен, что Совбез играет ключевую роль в пополнении списка «иноагентов». По его словам, этот процесс требует согласованных действий ряда ведомств — Минюста, МИД, Роскомнадзора, Росфинмониторинга, Генпрокуратуры. Гаазе отметил, что сейчас процесс включения в реестр «иноагентов» занимает сутки, хотя раньше на это ушли бы месяцы. Такой быстрой координации действий может добиться именно Совет безопасности, подчеркнул эксперт.
При пополнении списка «иноагентов» Совбез взаимодействует с главой «второй службы» ФСБ (Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом) генералом Алексеем Седовым, сказал Солдатов. Также о взаимодействии «второй службы» ФСБ и Совбеза по вопросу «иноагентов» рассказал собеседник, близкий к администрации президента.
«Вторая служба» ФСБ написала большинство справок, предоставленных Генпрокуратуре и Минюсту в качестве аргументов для признания ряда организаций и СМИ «иноагентами», утверждают источники Солдатова в спецслужбах. «„Иноагенты“ — это сейчас их задача. Причем Седов лично этим занимается. Его люди и документы его службы очень часто фигурируют в разработках по иностранному финансированию и „иноагентству“», — сказал Солдатов.
Источник в Минюсте рассказал, что поручение о признании издания «Проект» «нежелательной организацией» пришло «пакетом от спецслужб». А внесения Дождя в список «иноагентов» добивались активисты, связанные с ФСБ, утверждает издание. В мае активисты патриотического альянса «Священная дружина» направили обращения в Генпрокуратуру и Следственный комитет с требованием признать Дождь «иностранным агентом». 21 августа одна из лидеров «Дружины» Валентина Боброва написала во «ВКонтакте», что именно организация стоит за признанием Дождя «иноагентом».
«Священная дружина» была создана при участии сотрудников центрального аппарата ФСБ, сказал «Медузе»* источник, знакомый с лидерами организации. Один из руководителей «Священной дружины» — православный активист, член прокремлевского радикального движения SERB Сергей Моисеев. Ранее «Медуза»* писала, что движение SERB курирует ФСБ. В свою очередь Дождь сообщал, что деятельность SERB курировал сотрудник Центра по противодействию экстремизму МВД майор Алексей Окопный.
Опрошенные изданием эксперты назвали ФСБ «основным оператором кампании против независимых СМИ». Сама спецслужба не комментировала эту информацию.
Как утверждается в материале, большинство активистов, написавших доносы на СМИ и организации, хорошо знакомы друг с другом и работали вместе. Например, Виталий Бородин, по жалобе которого «Проект» объявили «нежелательной организацией», знаком с Александром Ионовым, по заявлению которого «Медузу»* признали «иноагентом». В 2019 году они вместе готовили отправку гуманитарной помощи в Сирию, рассказал «Медузе»* их знакомый.
Кроме того, Ионов сотрудничает со структурами, связываемыми с бизнесменом Евгением Пригожиным, в частности, с «Фондом защиты национальных ценностей», который просил признать «иноагентом» «Медиазону». В свою очередь жалоба Ионова на американский Бард-колледж была направлена через структуру «Координационный совет некоммерческих организаций РФ» (КС НКО), которую возглавляет Антон Цветков — общественник, связанный с администрацией президента.
Как отмечает издание, в жалобах Ионова и Бородина процитированы публикации телеканала RT об иностранном финансировании «Медузы»* и «Проекта». В тексте «Медузы»* утверждается, что RT в целом и появившийся на сайте издания в 2018 году раздел «Расследование RT» стали важным инструментами для обоснования признания СМИ и журналистов «иноагентами». В беседе с «Медузой»* Бородин сказал, что материалы RT вдохновляют его на то, чтобы писать жалобы. В свою очередь Ионов поделился, что он несколько раз лично встречался с главредом сайта RT Евгением Шипиловым, который, по данным источника, курирует работу отдела расследований. «Медуза»* со ссылкой на источники пишет, что в расследованиях могут использоваться материалы спецслужб и документы, полученные в результате хакерских атак.
*По решению Минюста России «Медуза» включена в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента
Фото на превью: Wikimedia Commons