Прямой эфир

Кандидаты от оппозиции снимаются с выборов. Это попытка власти перехитрить «Умное голосование»?

Здесь и сейчас
9 735
21:49, 25.08.2021

«„Единая Россия“ должна выиграть честно и безоговорочно, не оставив оппонентам никаких шансов», — так считает председатель партии Дмитрий Медведев. Накануне на съезде «Единой России» он вновь обозначил всю серьезность намерений партии власти, которая сейчас обладает конституционным большинством в Госдуме. Что же касается оппозиции, то при всей серьезности ее намерений, перспективы туманны. Участие в выборах не гарантировано даже зарегистрированным кандидатам. Подробнее об этом рассказала Валерия Ратникова.

Кандидаты от оппозиции снимаются с выборов. Это попытка власти перехитрить «Умное голосование»?

9 миллионов человек — именно такой порядок цифр приводит признанное иноагентом движение «Голос»*, когда речь заходит о том, сколько россиян сейчас лишены права избираться в том числе из-за новых запретов для причастных к экстремизму. Все эти ограничения позволили снять самых опасных или непримиримых в отношении власти кандидатов задолго до дня голосования. Но это не конец. Пока команда Навального агитирует всех принимать участие в «Умном голосовании» и утверждает, что оно способно поменять ситуацию по крайней мере в одномандатных округах, избирательные комиссии продолжают отстранять кандидатов. Известны истории Романа Юнемана или, например, Льва Шлосберга, но есть и те, кто снимается сам, хотя имеет шансы победить. 

Депутат красноярского Заксобрания от ЛДПР Александр Глисков, который планировал побороться за думский мандат, неожиданно отказался соперничать с единороссом Александром Дроздовым. Так совпало, что этот одномандатный округ политолог Александр Кынев в своем большом докладе о выборах называл опасным для партии власти, или, по крайней мере, конкурентным. Но теперь, с тех пор, как вышел доклад, число кандидатов снизилось. Глисков уверяет: его просто очень просили жители не уезжать в Москву, а остаться в местном парламенте.

Александр Глисков, руководитель фракции ЛДПР в Законодательном собрании Красноярского края: Откровенно говоря, меня люди на встречах просто запозорили, на дворовых встречах — мы традиционно летом их в больших количествах проводим в Красноярске — говорят: „Ну куда ты собрался? Ты нам здесь нужен!“. И я, взвесив все «за» и «против», посоветовавшись с руководством партии... Партия сказала: «Решай сам!». <...> Решение мое, личное, продиктованное мнением избирателей в городе Красноярске.

В Свердловской области действующий депутат от «Справедливой России» Дмитрий Ионин сам отказался участвовать в предвыборный гонке. Версия Ионина: он просто хочет сосредоточиться на агитации за уральский список своей партии. Версия источников «Коммерсанта»: Ионин снялся, так как опережал по рейтингу единоросса Сергея Чепикова. В команде Навального видят за отказами кандидатов участвовать в выборах борьбу с «Умным голосованием».

Политолог Александр Кынев считает, что дело может быть в его докладе о выборах и его прогнозах. Там он описал порядка 50 потенциально конкурентных округов. Правда, в отличие от соратников Навального, Кынев считает происходящее скорее вредным для «Умного голосования»:

«После того, как вышел доклад, именно по этому списку началась прицельная работа. То есть буквально через два дня после выхода доклада снялся Глисков, один из кандидатов, который был в этом списке, и еще через несколько дней снялся Ионин. Еще два кандидата, которые были в этом списке, мне персонально сказали, что на них выходили из администрации, тоже настойчиво предлагали сняться. Но это не Москва, во многих регионах все-таки голосование персоналистское, люди голосуют в первую очередь за личность — если сильной личности нет, то, в общем, нет такого центра мобилизации».

Впрочем, некоторые выбывшие из гонки кандидаты заявляют прямо: этому способствовали местные власти. Коммуниста Петра Перевезенцева считали основным противником на выборах против исполняющего обязанности губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярева. Но он не смог пройти муниципальный фильтр. Вроде собрал даже больше подписей депутатов, чем нужно, но помешала формальность. Подписи не охватили все муниципалитеты — система фильтра действительно сложно преодолима. Перевезенцев списывает неудачу на то, что его посчитали нежелательным кандидатом. Но теперь протестные голоса в Хабаровске может собрать телеведущая Марина Ким, которая идет на выборы от «Справедливой России».

Но есть еще один инструмент для работы с оппозиционными кандидатами — поиск у них зарубежных активов. И речь даже не об известной истории Павла Грудинина. Накануне с выборов были сняты сразу 7 кандидатов — трое от «Яблока», трое от «Новых людей» и один от ЛДПР. Как утверждает Григорий Мельконьянц из «Голоса»* — массового снятия кандидатов с такой формулировкой раньше не было. А председатель партии «Яблоко» Николай Рыбаков говорит, что по крайней мере в случае с их кандидатами речь идет об абсурдных претензиях. К слову, снятся предлагали еще 10-ти яблочникам, но они решили судиться за право идти на выборы. 

Николай Рыбаков, председатель партии «Яблоко»: Наши кандидаты обладают единичными акциями некоторых компаний, например таких как «Яндекс», и предположить, что «Яндекс» является зарубежной компанией — ну, нормальный человек не может. Одна из кандидатов, которая решила в знак протеста сняться с выборов из-за таких вот наездов, извините, другого слова не могу подобрать, у нее была акция на 68 долларов, которую ей подарила дочь в качестве подарка символического на новый год. Но есть кандидаты, которые как молодые люди пытаются вкладывать, чтобы хотя бы небольшие деньги заработать, вкладывают в фонды, которые сами покупают акции, и через некоторое время тогда с таким законом вообще ни один молодой современный человек не сможет участвовать в выборах, потому что эти акции постоянно, ежедневно перепродаются, перепокупаются. Абсолютно какое-то пещерное, прошлое законодательство прошлых лет.

Стоит отметить, что у кандидатки в депутаты Марии Бутиной есть иностранные активы, и ей это, по счастливому стечению обстоятельств, не мешает.

Ситуация сложная и с агитацией оппозиционных кандидатов. Из примеров — Ярославская область, депутат Госдумы от «Справедливой России» и одновременно кандидат в депутаты Анатолий Грешневиков жалуется — обвиняет партию власти в давлении на рекламные агентства и недопуске до эфирного времени.

В Москве коммунист Денис Парфенов тоже столкнулся с трудностями, о чем он рассказал на своей странице в Facebook:

«Мэрия напрямую запретила рекламщикам работать с КПРФ. Мои представители продолжили работу по взаимодействию с рекламщиками. Во время переписки с одним из представителей рекламной организации было прямым текстом сказано, что департамент (очевидно, Правительства Москвы) не согласовал выделение рекламных поверхностей для кандидатов от КПРФ, в данном конкретном случае для кандидата от КПРФ Д.А. Парфенова»

Впрочем, подробнее рассказать о ситуации Парфенов Дождю не смог, его помощник сказал, что юрист штаба не советует общаться с иноагентами.

Надо сказать, что и на федеральном уровне, как отмечают эксперты, партии получают неравные возможности от государственных СМИ:

Григорий Мельконьянц, сопредседатель движения «Голос»*: Мы 9 недель занимаемся мониторингом федеральных каналов, новостные выпуски смотрим, и «Единая Россия» имеет огромное преимущество и по упоминаемости, и по продолжительности сюжетов, которые об этой партии показывают. К сожалению, на позапрошлой неделе где-то в два раза «Единая Россия» превышала в сумме эти показатели, по сравнению со всеми партиями, участвующими в выборах, вместе взятыми. На 9-й неделе — в полтора раза.

Как все эти факторы скажутся на результатах выборов? Однозначно это предсказать не может ни один из экспертов, с которыми общалась корреспондентка Дождя Валерия Ратникова. В команде Навального не берутся давать точных прогнозов о результатах «Умного голосования». Слишком часто меняются переменные. 

Иван Жданов, соратник Алексея Навального: В рамках такого давления сложно говорить о том, что вообще хоть какое-то нормальное голосование на этих выборах существует. Тем не менее, мы должны использовать даже такой механизм, чтобы поставить хоть какие-то палки в колеса «Единой России».

*По решению Минюста России Движение «Голос» включено в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента

Фото: Артем Геодакян / ТАСС