Прямой эфир

«Впечатляющие документы свободы»: в Германии вышла книга с выступлениями Навального

Заметки
6 273
13:14, 04.08.2021

В немецком издательстве Droemer Knaur вышла книга «Алексей Навальный. Не молчать!». Она состоит из четырех речей политика, произнесенных им при разных обстоятельствах после возвращения в Россию из Германии, где он лечился от последствий отравления «Новичком». Речи на немецкий язык перевела Александра Берлина, а предисловие к книге написал немецкий политик, общественный деятель и правозащитник Герхарт Баум.

Обложка книги «Алексей Навальный. Не молчать!». Издательство Droemer Knaur

«Это пламенный призыв к справедливости, человеческому достоинству и другой, свободной и счастливой России», — так речи Навального описываются в предисловии к книге. Она вышла как в твердом переплете (8 евро), так и в виде электронной книги (7,99 евро). 

«Мне кажется, между Германией и Россией отношения ближе и сложнее, чем между Россией и любой другой страной в Европе; для многих немцев Россия — все еще страна загадочная и удивительная, а тут еще история человека, который пережил попытку убийства и решил стать мучеником, вполне достоевские страсти», — рассказала Дождю Александра Берлина, которая делала перевод речей политика.

«Пока Навальный лечился в Германии, его фамилию здесь узнали все; разумеется, книга его речей не будет интересна большинству, но политически заинтересованная интеллигенция — численно вполне достаточное меньшинство, чтобы имело смысл издание», — объясняет она, напоминая, что одновременно в другом издательстве вышла книга «Nawalny: Seine Ziele, seine Gegner, seine Zukunft» (Навальный: цели, противники, будущее). 

По словам Берлиной, все книги с речами Навального были раскуплены еще по предзаказу, и издательство будет выпускать дополнительный тираж.

Первое из опубликованных выступлений Навального в книге — «Не бойтесь — выходите на улицы!». Это обращение, записанное им из химкинского отдела полиции, где 18 января состоялось выездное заседание городского суда. Тогда суд в экстренном режиме арестовал политика после возвращения из Берлина. Вторая речь под названием «Владимир Отравитель Трусов. Именно так он войдет в историю» — это последнее слово Навального в Симоновском районном суде, который удовлетворил требование ФСИН заменить Алексею Навальному условный срок на реальный по делу «Ив Роше». Навальный в своем выступлении отсылает к расследованию собственного отравления и звонку предполагаемому участнику атаки на него. 

Третья речь — еще одно последнее слово под названием «Россия будет счастливой», с которым Навальный  выступил на заседании Мосгорсуда по жалобе защиты политика на замену ему условного срока на реальный по делу «Ив Роше». И четвертая речь — «Вы используете прошлое, потому что вам не хочется говорить про настоящее» — последнее слово Навального на процессе по делу о клевете на ветерана ВОВ Игната Артеменко.

В своем предисловии к книге Баум вспоминает 90-е годы в России, которые он провел в стране. «Страна снова смогла вздохнуть свободно, советская диктатура исчезла.<…>  Свобода снова стала возможной: без шпионажа, без цензуры, со свободой предпринимательства, религии, собраний, выражения мнений и печати. Страна нашла себя, процветала сначала демократически, культурно, а затем и экономически», — вспоминает Баум.

Далее он описывает, как советские войска покинули Афганистан, как от советского режима избавлялись страны Восточной Европы, вспоминает, как сначала СССР, а затем и Россия обсуждала ядерное разоружение, осуждала нарушения прав человека в мире, и как Путину аплодировали после речи в Бундестаге в 2001 году. «Почему я это описываю? Я хочу опровергнуть тезис, что Россия не способна быть свободной», — объясняет Баум.

«И теперь мы вновь видели этих свободолюбивых людей на впечатляющих уличных выступлениях, к которым призывал Навальный. Какое мужество потребовалось, чтобы утром пойти на митинг, не зная, будут ли вас вечером пытать в тюрьме. Насколько сильной должна быть воля к свободе, желание бороться с несправедливостью, бедностью, угнетением, игнорированием воли народа на выборах, с дерзкой самонадеянностью небольшой группы людей, которая грабит страну и использует государственные органы для своих собственных целей, и смело утверждает, что представляет Россию», — пишет Баум.

«Выступления Навального в суде — впечатляющие документы свободы, в том числе и для будущих поколений. Такие же, как и выступления Сахарова в изгнании», — уверен Баум. «Режим стоит на глиняных ногах», а Путин «боится людей», продолжает он. «Навальный показал в суде, насколько мизерны пенсии ветеранов войны. Молодое поколение открыло для себя интернет, а это означает, что, несмотря на все усилия режима, масштабы коррупции известны по всей стране. Фильм о "дворце Путина" на Черном море посмотрели на YouTube более 115 миллионов раз. У Навального хватает смелости открыто говорить об этом и назвать виновных. Он лично бросает вызов Путину», — пишет Баум. Ответная реакция режима, его драконовские методы, попытки уничтожить и Навального, и его соратников не может «потушить огонь», уверен автор.

«У Навального хватило смелости вернуться в страну после отравления. В страну, которая обычно дает людям выбор: либо подчиниться, либо эмигрировать, — продолжает Баум, — Он не делает ни того, ни другого. Как и икона белорусского движения за свободу Мария Колесникова. Она порвала свой паспорт, чтобы не допустить депортации из Беларуси. Сейчас она находится под стражей с сентября 2020 года».

«Благодаря этой жертве оба получают дополнительный авторитет. Навальный — символ стремления россиян к свободе. Но одновременно и он, и Мария Колесникова — это нечто большее», — пишет Баум. «Что мы можем сделать, что мы должны делать?» — задается вопросом автор. Главное, по его словам, не забывать и при каждой возможности напоминать и требовать освобождения Навального и Колесниковой — «при каждой возможности, в каждом разговоре с Путиным».

«Так называемые „сочувствующие России“ преуменьшают жестокость путинского режима. Мы должны осознавать этот режим так же, как его осознает Навальный. И не молчать. Мы в долгу перед ним и перед многими людьми, которые хотят свободы в России», — заканчивает свое вступление Баум.