Прямой эфир

«Меня сделали козлом отпущения». «Новая газета» нашла мужчину, которого РИА ФАН назвало организатором убийства российских журналистов в ЦАР

Новости
2 728
15:40, 30.07.2021

«Новая газета» опубликовала интервью с гражданином Франции Домиником Кристофом Рэнето, которого РИА ФАН (связанное со структурами бизнесмена Евгения Пригожина) назвало организатором убийства российских журналистов Орхана Джемаля, Кирилла Радченко и Александра Расторгуева в Центральноафриканской республике в 2018 году. Мужчина сказал, что не причастен к гибели россиян и готов пообщаться с российскими следователями, но за три года они с ним не связывались.

Доминик Кристоф Ренэто. Фото: «Новая газета»

Материал РИА ФАН был опубликован в июне 2019 года после поездки в ЦАР «лицензированного детектива» Евгения Гвоздева и нескольких журналистов разных СМИ, в том числе корреспондента самого агентства Кирилла Романовского. Именно он дал Джемалю, Радченко и Расторгуеву контакты некого Мартина, представив его как своего знакомого, имеющего отношение к структурам ООН и знающего местную специфику. Романовский также настаивал, что с Мартином нужно общаться только текстовыми сообщениями якобы из-за плохой связи.

Мартин должен был встречать российских журналистов в аэропорту, обеспечивать им контакты и безопасность, но так и не объявился. После убийства россиян он исчез. В материале РИА ФАН говорится, что «в роли таинственного фиксера Мартина» выступал «руководитель одной из французских частных военных компаний» Доминик Кристоф Рэнето, которого «знают в ЦАР как беспощадного боевика, готового исполнить любой приказ».

Гвоздев также утверждает в статье, что Рэнето — «агент французской разведки, обвиняемый во множестве преступлений в целом ряде стран Африки», а также поддерживающий связь «с террористами из коалиции „Селека“ или даже управляющий некоторыми их отрядами». РИА ФАН называет Рэнето ключевой фигурой в деле об убийстве журналистов. В статье утверждается, что он якобы получил деньги от Михаила Ходорковского, которого РИА ФАН считает заказчиком убийства журналистов.

Романовский заявил, что смог бы опознать, тот ли это Мартин, которого он знал, «или это подставная фигура французских спецслужб», но Рэнето, по его словам, «прячут французские власти».

Вдова Орхана Джемаля, специальный корреспондент «Новой газеты» Ирина Гордиенко сообщила, что смогла найти Рэнето через коллег и взять у него интервью. По ее словам, мужчина открыто живет во Франции, но не может выезжать за пределы страны, так как его разыскивает Интерпол по запросу властей ЦАР — они обвиняют Рэнето в организации теракта в Банги в 2013 году.

«Меня сделали козлом отпущения и свалили ответственность за это убийство [российских журналистов — прим. Дождя]. Но я не причастен к их гибели. Я был бы счастлив ознакомиться с результатами официального расследования. С удовольствием встретился бы с российскими следователями и пообщался с ними, если это необходимо. Меня не сложно найти. Но за три года после убийства на меня никто из российских правоохранительных органов не выходил», — сказал Рэнето «Новой газете».

Он назвал себя специалистом по франкоговорящей Африке. По его словам, он более 25 лет занимается геополитическим консалтингом и вопросами, связанными с обеспечением безопасности французских граждан за границей. По словам Рэнето, сотрудники его «Агентства по безопасности и исследованиям» обеспечивали клиентам «гарантированные коридоры безопасности» через «договоренности и связи». В агентстве работали «бывшие спецназовцы, военные, сотрудники разведслужб, полицейские, служащие жандармерии». При этом Рэнето подчеркнул, что его компания не была ЧВК, так как во Франции наемничество запрещено, и его сотрудники не использовали оружие.

«Мы получаем информацию и предотвращаем угрозу. Вступая в вооруженный контакт, вы рискуете понести двусторонние потери, потерять и своих людей, и клиентов. Это непрофессионально. Должны работать мозги, а не оружие», — сказал Рэнето.

По его словам, до обвинений в убийстве журналистов он никогда не слышал имен Джемаля, Радченко и Расторгуева, а также Кирилла Романовского. Фамилию Ходорковского, по словам Рэнето, он «слышал», но «никогда с ним не встречался и даже заочно незнаком».

Мужчина также сказал, что никогда не имел отношения к структурам ООН, не называл себя Мартином, а в ЦАР последний раз был в марте 2004 года в качестве советника по стратегическому развитию бывшего президента Центральноафриканской республики Франсуа Бозизе. Рэнето также заявил, что не работал ни на какие спецслужбы, но имеет там контакты, и не участвовал в вооруженных конфликтах.

Имеющееся в интернете фото, на котором Рэнето стоит среди нескольких людей в форме с автоматом в руках, по его словам, было сделано в Нигере в 2011 году при участии бойцов Национальной гвардии страны, которые дали ему «попозировать» с оружием.

В феврале 2019 года Рэнето пытались задержать на Мадагаскаре по запросу властей ЦАР, но он избежал экстрадиции. «Вопрос решался на высоком уровне, понадобилось время, чтобы собрать и перепроверить информацию обо мне и удостовериться, что к теракту я не имею отношения», — сказал он.

Рэнето предположил, что к его задержанию могла быть причастна Россия. По его словам, он стал «личным врагом русских» после того, как Россия начала поставлять в ЦАР вооружения, военных инструкторов и оказывать республике финансовую помощь.

«И именно я информировал французское правительство об этом — какую бронетехнику ввозили в страну, какие вертолеты, какое оружие, сколько наемников ЧВК „Вагнера“ под видом инструкторов заезжало в ЦАР. <...> Русским стало известно, что информация во Францию шла от меня. Я стал их личным врагом. Думаю, они тщательно работали над тем, чтобы выдавить меня из Африки», — сказал Рэнето.

После того, как его имя оказалось в списках Интерпола, Рэнето, по его словам, ликвидировал свою компанию, распустил сотрудников и теперь занимается только «геополитическим консультированием».

Орхана Джемаля, Кирилла Радченко и Александра Расторгуева убили в ЦАР 30 июля 2018 года. Журналисты приехали в страну для съемок документального фильма о деятельности ЧВК «Вагнера», которую связывают с бизнесменом Евгением Пригожиным. По версии российского СК, журналистов убили местные жители, чтобы ограбить. Центр «Досье» утверждал, что эту версию придумали сотрудники структур Пригожина, а нападение на россиян было заранее спланировано.