Через год после регистрации «Спутника V», который президент Владимир Путин назвал первой вакциной против коронавируса, российский препарат занимает далеко не лидирующие позиции на рынке. А страны, остановившие выбор на «Спутнике», страдают от срывов поставок. Что помешало российской вакцине?
После того, как Россия 11 августа 2020 года первой в мире зарегистрировала вакцину от коронавируса, власти начали заключать контракты на экспорт «Спутника V». К июлю число стран, заказавших российскую вакцину, достигло 69, говорится в официальном твиттере «Спутника V». По словам представителя Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), которого цитирует Bloomberg, фонд заключил соглашения на производство 1,6 миллиарда доз в этом году. Но амбициозным планам российских властей стать ведущим игроком на рынке мешает неспособность выполнить свои же собственные обязательства.
With registration in #Chile, #SputnikV is now authorized in 69 countries✌️ pic.twitter.com/p8YWjhtyAU
— Sputnik V (@sputnikvaccine) July 22, 2021
В конце июня первой латиноамериканской страной, потребовавшей вернуть аванс за срыв поставок «Спутника V», стала Гватемала. Еще в начале апреля правительство Гватемалы заплатило около 80 миллионов долларов за 8 миллионов доз российской вакцины, но получило только 150 тысяч. К 28 июля, по данным РФПИ, ситуация уладилась: в твиттере «Спутника V» сообщалось, что «вопреки сообщениям некоторых СМИ» существующие контракты с Гватемалой не разорваны, а пересмотрены по срокам, а российская вакцина «пользуется огромным спросом благодаря выдающейся эффективности и безопасности».
C серьезными проблемами столкнулась также Аргентина — страна, которая начала использовать «Спутник V» одной из первых. О поставках «Спутника V» Аргентина договорилась с Россией еще в ноябре 2020 года, а массовую вакцинацию запустила в конце декабря. Но к середине лета в Аргентине сложилась критическая ситуация. По подсчетам местных СМИ, к июню страна получила от России около 8 миллионов доз первого компонента вакцины и почти в пять раз меньше (около 1,5 миллиона) второго. Из-за этого властям пришлось увеличивать срок между двумя уколами до трех месяцев, а многие из тех, кто привился первым компонентом «Спутника V», ждут второго до сих пор.
В начале июля аргентинские СМИ опубликовали письмо, которое советница президента страны Сесилия Николини написала руководству РФПИ, основному экспортеру «Спутника V» за границу. В письме она просила прислать хотя бы миллион доз второго компонента вакцины до 10 июля, чтобы привить пожилых аргентинцев в выходные. Всего, как следовало из письма, Аргентина на тот момент ожидала еще 18,7 миллионов доз по июльскому графику поставок. Россия второй компонент привезла, но не 10–11 июля, а 13-го, и не миллион доз, а 550 тысяч.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал перебои поставок в Аргентину «не срывом, а задержкой», и заявил, что главный приоритет — удовлетворение потребностей россиян в вакцинации. В РФПИ пообещали ускорить поставки в Аргентину и уточнили, что пересмотр достигнутых договоренностей не обсуждается.
В конце июля в Бразилии губернаторы северо-восточных штатов заявили, что Россия задержала поставку 1,1 миллиона доз, которых ждут в стране.
Филиппины получили партию в 50 тысяч доз второго компонента только после нескольких недель сообщений о том, что людям, сделавшим первый укол, приходится подолгу ждать.
Среди других латиноамериканских стран, которые к середине лета столкнулись со срывами поставок — Мексика, Боливия и Гондурас. Не в полном объеме получают заказанные препараты Ангола и Гана. Но сильнее всего от срыва поставок, по подсчетам BBC, пострадал Иран — один из крупнейших заказчиков российской вакцины. В апреле власти страны заключили с Россией контракт на 60 миллионов доз «Спутника V». К июлю Иран получил только два миллиона.
О производственных возможностях России можно судить только по косвенным признакам и сообщениям в СМИ, которые порой оказываются противоречивыми. В конце прошлого года Минпромторг отчитывался о произведенных двух миллионах доз «Спутника V». К началу февраля, по данным источников Forbes, было выпущено уже около 16,2 миллионов доз. Но к апрелю это число выросло лишь до 20 миллионов доз — такие цифры называл один из разработчиков вакцины Денис Логунов.
В середине мая свои подсчеты опубликовало агентство Reuters — по ним получалось, что к этому моменту Россия произвела около 33 миллионов доз и экспортировала не более 15 миллионов доз вакцины. Агентство оговаривалось, что считает дозой оба укола.
В материале от 30 июля Bloomberg приводит свежую оценку, основанную на подсчетах аналитической компании Airfinity. Согласно ей, к концу июля Россия поставила 99 миллионов доз «Спутника V». Более половины из них, говорится в материале, предназначены для внутренних нужд. Airfinity приводит данные и по производителям других вакцин. Китайская компания Sinovac поставила клиентам 1,2 миллиарда доз, американская Pfizer — 951,2 миллиона, другая китайская компания Sinopharm — 874,8 миллиона, Moderna — 239,5 миллиона, а Johnson & Johnson — 45,3 миллиона.
Впрочем, даже оценка Airfinity по «Спутнику» далека от прогноза, который давал глава РФПИ Кирилл Дмитриев в марте. Тогда он говорил о готовности России обеспечить вакциной 700 миллионов человек в мире в 2021 году. Этот прогноз до сих пор актуален, пишет Bloomberg со ссылкой на РФПИ. И при таких планах сложно объяснить наблюдающиеся сбои в поставках потребностями внутреннего рынка: чтобы привить 60% взрослого населения России, нужно 69,8 миллиона вакцин, писал Reuters.
Что тогда мешает экспансии «Спутника V»? Страны, которые остановили свой выбор на российской вакцине, все чаще жалуются на проблемы со вторым компонентом препарата, пишет Bloomberg. Производство второй дозы оказалось более сложным, чем производство первой, объяснял в декабре один из источников WSJ. Он связывал это с тем, что второму компоненту требуется больше времени в биореакторе.
Задержки поставок составляющих для второй дозы замедлило развертывание производства «Спутника» в Индии, говорит Эрец Исраэли, исполнительный директор компании Dr Reddy’s Laboratories Ltd., которая владеет лицензией на распространение вакцины в стране. Индийские производители планировали делать 850 миллионов доз вакцин в год, но теперь непонятно, к какому моменту они смогут достичь этих показателей.
РФПИ ожидает, что все партнеры фонда, включая индийских, увеличат производство в сентябре, чтобы достичь целей, поставленных на год.
Пока же латиноамериканские страны, испытывающие недостаток второго компонента вакцины, ищут запасные варианты — и пытаются либо комбинировать «Спутник V» с другими препаратами, либо полностью перейти на продукцию других разработчиков. В частности, правительство Аргентины на этой неделе объявило, что договорилось с Pfizer о поставках 20 миллионов доз к концу года.
Россия теряет позиции даже на рынках постсоветских стран. Во вторник госсекретарь США Энтони Блинкен объявил, что 1,5 миллиона доз вакцины Moderna будут поставлены в Таджикистан — бывшую советскую республику, которую Россия считает важной стратегической площадкой. Эта новость стала известна в тот момент, когда министр обороны России Сергей Шойгу прибыл с визитом в Душанбе на переговоры.
Фото на превью: Victor R. Caivano / AP