В Токио стартовали Олимпийские игры годовой давности — Олимпиада-2020. Это самые странные Олимпийские игры, страннее даже московских 1980-го года, на которые не приехала половина стран, и страннее лос-анджелесских 1984-го, на которые не приехала другая половина стран.
Эта Олимпиада, во-первых, пройдет без зрителей, по крайней мере без иностранных, во-вторых, может, ее вообще не будет, несмотря на то, что игры уже открылись — количество заражений коронавирусом в Токио росло всю последнюю неделю, и оргкомитет говорит, что будет принимать решения в зависимости от ситуации.
Больше сотни спортсменов уже не пустили, потому что они сдали положительный тест на ковид, а многие не едут сами — слишком все это сложно и непонятно. И это еще не все. Япония сама не хочет этих игр. Последний июльский опрос показал, что 78% японцев против игр, это чуть-чуть меньше, чем в мае, тогда было 83%, но все равно практически вся страна. Бывают голодные игры, а бывают неприятные игры. За три дня до начала Toyota, один из главных спонсоров Олимпиады, сняла с игр всю рекламу, а президент компании Аки Тойода не пришел на церемонию открытия.
Это решение показало, что производитель автомобилей дистанцируется от летних Олимпийских и Паралимпийских игр, которые должны начаться в пятницу, но уже были встречены публикой равнодушно, поскольку проводятся на фоне всплеска случаев заболевания коронавирусом в Токио. Опасения, что участие в непопулярных Играх может навредить, а не помочь имиджу, начинают разделять и другие корпоративные спонсоры.
А вслед за Toyota от игр дистанцировались другие спонсоры — Panasonic, Fujitsu, Asahi и так далее. Токийская Олимпиада порождает скандал за скандалом. Буквально накануне церемонии открытия подал в отставку ее режиссер Кентаро Кобаяси. В сети вдруг появилось видео скетча 1998 года, в котором он неудачно шутит про Холокост. Причем это уже второй креативный директор Олимпиады, который уходит со скандалом: в марте ушел Хироси Сасаки, после того, как он придумал номер, в котором известная плюс-сайз модель Наоми Ватанабе спускается на стадион с вертолета, переодетая в поросенка — в образе олимпига, просто Сасаки очень понравилась игра слов «олимпиг — олимпик», и он подал в отставку. Еще до него ушел бывший премьер и глава оргкомитета Игр Йоширо Мори, после того как порассуждал о том, что, если в советах директоров слишком много женщин, то заседания не кончаются никогда, потому что они очень много болтают.
Мы все знаем, что Япония странная страна. Там умные туалеты с тысячей кнопочек, подогревом, выбором запахов и встроенным биде, там майки с разметкой на спине, чтобы легко было назвать квадрат, где чешется, одежда для детей, которая заодно моет пол, улицы без названий, самые безумные шоу на телевидении, и, например, в рекламе бананов сморкаются бананами. И это я еще не начинал говорить про Годзиллу и про еду.
Есть понятное искушение ставить связанные с играми скандалы в этот же ряд — ну странные такие японцы, немного с другой планеты — но это будет большой ошибкой: для самой Японии — и не только для нее — это очень серьезный сюжет. Вот что пишет газета Washington Post:
Организаторы надеялись, что Олимпиада высветит лучшие стороны Японии, от традиций гостеприимства и вежливости до крайне низкой преступности и чистых, хорошо организованных городов. Вместо этого Игры уже продемонстрировали, что большая часть японской элиты, в основном состоящей из пожилых мужчин, по-прежнему распространяет взгляды, которые выглядят агрессивными и вызывают резкое неприятие. «Надо отметить, что разоблачение этих лидирующих мужчин вскрывает и принятие этих взглядов и действий в японском обществе, когда они не находятся под софитами мирового внимания — или, можно сказать, олимпийского огня», — пишет Минки Уорден, директор глобальных инициатив в Human Rights Watch.
То есть за таким слегка чудаковатым, в хорошем смысле, и просто прогрессивным фасадом на самом деле скрывается консервативное, патриархальное, во многих отношениях несовременное общественное устройство в современной Японии.
В мае был еще один скандал: правящая либерально-демократическая партия не смогла внести в парламент приуроченный к Олимпиаде закон против дискриминации ЛГБТ — попытка закончилась скандалом, а гомофобные реплики некоторых членов парламента разошлись в прессе.
Тем не менее, тренд очевиден, и это глобальный тренд: на нынешних играх рекордно большое представительство открытых ЛГБТ-спортсменов — всего 163 атлета, это почти втрое больше, чем 4 года назад в Рио. Перед этой Олимпиадой впервые в истории был изменен девиз олимпийских игр: «Быстрее выше сильнее — вместе». А девизом этих игр в Токио — «Единство в разнообразии» — особенно гордится глава Олимпийского комитета Томас Бах.
К чему я это рассказываю? А к тому, что России, очевидно, повезло, что игры в Сочи были уже давно — представьте себе, что сочинская Олимпиада, допустим, следующей зимой, а сейчас Дума принимает свой любимый закон о запрете гей-пропаганды, с которым у Путина и тогда, 7 лет назад, было очень много проблем с олимпийским движением. Этих игр сейчас просто не было бы. Зато теперь членам российской сборной выдали памятки — как отвечать в Токио на разные каверзные вопросы и не сдать при этом ни пяди родной земли.
«Скажите, вы разделяете лозунги олимпийского движения? — Без комментариев». Раньше к спортсменам приставляли сотрудников КГБ, а теперь просто выдают методички — согласитесь, это большой прогресс. Меня особенно умиляет мысль, что Олимпиада не должна становиться площадкой для акций и жестов, когда она как раз и является такой площадкой — и в глобальном масштабе. А что от такой методички может быть польза, демонстрирует последний пост в инстаграме знаменитой российской фигуристки Татьяны Навки. Навка увидела состязания по художественной гимнастике между мужчинами и без объявления войны сначала испытала культурный шок, а потом пришла к очень глубоким выводам:
…счастлива, что в нашей стране такого нет и, надеюсь, никогда не будет. Мужское останется мужским, а женское женским! И мои дети никогда не увидят такое и не будут считать, что это норма. Кто же вырастет в западном обществе с такими тенденциями?!
Хэштег «Навка_в_шоке». Лично я в шоке от того, что вызывает шок у Татьяны Навки — она все-таки профессиональная спортсменка, а не автор поправок к Конституции: в фигурном катании делать мужчинам макияж, значит, можно, а в гимнастике не допустим. А, ну да, точно — у нее же зимние виды спорта, — а сейчас лето. Но в любом случае, пожалуйста, снабдите Татьяну Навку методичкой, и когда ее спросят, как ее дети пострадают от просмотра соревнований по мужской гимнастике и как ее личная гомофобия сочетается с олимпийской хартией, пусть она лучше скажет «no comment», «никогда не сталкивалась», чем то, что она собиралась сказать. Есть разнообразие по-олимпийски, а есть разнообразие по-российски — вот оно. Как вы знаете, у российской сборной два талисмана — Медведь-неваляшка и Шапко-кот, — и они разные:
Если вы еще их не знали, то самое время познакомиться. Мишка-неваляшка и Шапко-кот — это талисманы нашей команды. Они разные, у каждого свой характер и мнение обо всем, что происходит вокруг.
«Мишка — весельчак и компанейский», — объясняет Олимпийский комитет, — «а кот серьезный и основательный, но может и подколоть, но всегда по-доброму». Ну не знаю насчет по-доброму. Давайте не держать нас за дураков, посмотрите Шапко-коту в глаза. Это гопник, который в два часа ночи в абсолютно безлюдном переулке подошел к вам стрельнуть сигарету, и если еще раз внимательно посмотреть, то хорошо видно, что он произносит «че ***». Неслучайно Шапко-кот, если его перевернуть, идеально подойдет для двух-трех бутылок пива. ОКР утверждает, что у этих маскотов у каждого свое мнение, но в это не очень верится — ну то есть у кота, конечно, — «не понял ***, повторить что ли ***», — а вот спросите Мишку-неваляшку, и он ответит: «спорт вне политики», а больше всего он хочет услышать российский гимн — в общем, если у Путина когда-нибудь все-таки будет преемник, то это будет помесь медведя с шапко-котом. А вместо гимна — правильно, российские спортсмены будут слушать Первый концерт Чайковского.
Идеально. Безупречно. На этот раз я вообще не иронизирую. Ну, вы знаете: флаг и гимн запретили после скандала с допингом, «Катюшу» не разрешили тоже, ОКР предложил Первый концерт Чайковского, и это отлично. И музыка классная, и Сталин за ней не маячит, как у Александрова, может, так и оставим? Помните, когда Путин возвращал Советский гимн уже больше 20 лет назад, он так и сказал: допускаю, что мы с народом ошибаемся — может, действительно, он ошибся? Но если всерьез, то России с этой Олимпиадой повезло дважды: это настолько странные ковидные игры, что на унижение российской сборной никто пока особо не обращает внимания — в том числе и российские телеканалы, разве что известный менеджер спортивных телетрансляций Тина Канделаки запускает в инстаграме флешмоб «We will ROC you», и ее уже поддержал Сергей Лавров:
Я уже видел достаточно остроумные кричалки или такие мемы, взяты слова из американской песни: We will ROC you, — мы вас вот будем «рок».
ROC — это аббревиатура, Российский олимпийский комитет, под флагом которого выступает Россия, а это тоже триколор и, конечно, большой шаг навстречу России со стороны спортивного арбитражного суда, который сократил срок наказания с четырех лет до двух и разрешил если не сам флаг, то национальные цвета — в Корее Россия выступала под нейтральными олимпийскими кольцами. Заметим в скобках, что Всемирное антидопинговое агентство, WADA, сильно недовольно этим послаблением в адрес России. Логика Тины Канделаки и российской пропаганды в целом понятна: наших ребят — наших спортсменов — не остановить, как бы им там за бугром этого не хотелось бы. На этой Олимпиаде Россия — жертва политического заговора, и это нормально, такое случается сплошь и рядом:
В этом мире политизировано все. Начиная с безобидного голосования «экспертов» на Евровидении, где Греция всегда отдаст высший балл Кипру, судейства на Евро – 2020 матча с англичанами, за которым пристально и чуть ли не в обнимку в вип-ложе наблюдали принц Чарльз и президент FIFA, и заканчивая предстоящей Олимпиадой в Токио.
Да-да, вы не ослышались: крупнейший допинг-скандал в мировой истории приравнивается к пенальти в полуфинале Евро между Англией и Данией. Ну, допустим даже, пенальти спорный. Но какое это отношение имеет к тому, что российские спортсмены до сих пор платят своей репутацией за принятое в Кремле семь лет назад решение организовать вместо Олимпиады соревнования между сотрудниками ФСБ по проносу банок с мочой и коктейлем «дюшес» от Григория Родченкова в опечатанные помещения? Вкратце, содержание предыдущих серий: сначала триумф в Сочи, затем знаменитый уже фильм Хайо Зепельта про допинг в российской легкой атлетике, потом бегство Родченкова и его сенсационные признания про коктейль «дюшес», буквально сразу же после этого вдруг один за другим скоропостижно погибают два функционера Антидопингового агентства, Вячеслав Синев и Никита Камаев, оба в расцвете сил, и из 21-го года, после истории с Навальным, как вы сами понимаете, их внезапная гибель смотрится уже совсем иначе — забейте «Камаев-Синев» в «Яндексе» и первой же строчкой в поиске окажется «новичок», — и еще в январе журналист Христо Грозев подтверждал, что Bellingcat расследует и их гибель, несмотря на то, что они умерли — с большой вероятностью были убиты — в Москве, а в Москве схватить отравителей из ФСБ за руку гораздо труднее:
Грозев: ...даже по тем, которые в Москве случились, можно доказать с высокой степенью вероятности, что эта группа была, имела причастность к их убийству на основе того, что эта же группа следила за ними при каждой или при большом количестве поездок по стране. То есть, если по этим двум, о которых вы говорили, оказывается, что есть такое слежение, а мы это проверим, то сможем все-таки это опубликовать, хотя не будет на 100% уже доказано. Но еще раз хочу сказать, что меня то, что пугает и вообще шокирует, это то, что почти каждая доказуемая гипотеза, которую мы проверяли, она оказывается связанной с этими людьми, то есть скорее всего окажется, что эти два тоже связаны с этими людьми.
Фишман: Значит ли это, что вы этим занимаетесь?
Грозев: Мы этим занимаемся тоже.
А мы по-прежнему ждем. Но конкретно сейчас Россия платит не за Сочи, а за то, что уже в 2018-м году российская РУСАДА — агентство по борьбе с допингом — не передала вовремя в Лозанну базу проб за 2015-й год, а когда все-таки передала, WADA тут же нашла в ней следы манипуляций и махинаций, и за это Россию наказали снова — тем самым запретом использовать символику и гимн страны на турнирах. Как на это ответил российский спорт? Уволил главу РУСАДА Юрия Гануса, — и это отдельная крутая история: как во главе контроля над допингом в России вдруг оказался принципиальный менеджер, променявший на эту работу высокие позиции в промышленных компаниях. Так вот, Ганус бил в набат и требовал — в том числе лично от Путина — вовремя передать WADA базы данных с пробами, пусть даже в них будет допинг: раз поймали — надо это признать и исправлять ситуацию, а не заметать ложь и фальсификации под ковер, но хорошо известно, что это не стиль работы российской власти. Поэтому против Гануса провели спецоперацию, нашли, к чему придраться, и теперь борьба с допингом снова под контролем у российских властей. А российский спорт и честные спортсмены продолжают расплачиваться за то, чего лично я не мог понять никогда. Зачем обманывать олимпийское движение и рисовать себе иконостас из золотых медалей вместе с первым местом в общем зачете? Ради чего Олимпиада в Сочи покрыла позором российский спорт? И чем для России кончатся эти игры?
Чтобы избежать инцидентов в этом году, российских спортсменов проверяли больше, чем остальных. «Не буду скрывать, очевидно, что по результатам прошлых лет риск российских спортсменов оценивается выше» — заявил директор Международного агентства по тестированию Бенджамин Коэн. «Планы по тестированию основываются на оценке риска. Мы принимаем в расчет множество факторов».