Ковидные ограничения, принятые для проведения осеннего голосования, ставят под угрозу прозрачность выборов. Согласно рекомендациям Роспотребнадзора, наблюдатели и СМИ на участках должны будут стоять строго за нарисованными комиссией линиями на полу и снимать только оттуда, а к самим членам комиссии нельзя подходить ближе чем на 1,5 метра. Сами члены УИКов тоже должны будут держать дистанцию, и тут возникает вопрос — как с такого расстояния следить за подсчетом голосов. Кроме того, любого участника выборов можно будет изолировать в «специально оборудованном помещении» при появлении симптомов ковида. И это при том, что ранее в Центризбиркоме отказались от видеотрансляции с участков в интернете, а само голосование решили провести в несколько дней. Как все это отразится на самом волеизъявлении граждан и результатах голосования — обсудили с Григорием Мельконьянцем, сопредседателем движения «Голос».
*Движение «Голос» и информационный ресурс golosinfo.org не входят в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента. Приносим извинения за ошибку, допущенную в прямом эфире.
Мельконьянц отмечает, что правовой статус этих рекомендаций не определен — они не утверждены приказом Роспотребнадзора и не зарегистрированы в Минюсте. Кроме того, буквальное их соблюдение делает невозможным осуществление полноценной работы самих избирательных комиссий, контроль за соблюдением процедур. Также, по мнению собеседника Дождя, эти рекомендации могут быть использованы против наблюдателей и членов комиссии, если они попытаются зафиксировать нарушения. Например, таких людей могут отстранить от работы на участке, сославшись на то, что они якобы несут угрозу заражения коронавирусом для других сотрудников и избирателей или недостаточно часто меняют средства индивидуальной защиты. «К оппозиционным наблюдателям, к независимым наблюдателям будет повышенное внимание, так что нужно себя вести внимательнее, но при этом обязательно идти в наблюдатели и обязательно контролировать эти выборы», — добавил он.
Мельконьянц рекомендует идти наблюдателем на собственный избирательный участок. «Если наблюдатель знает, за чем наблюдать, будет контролировать целостность пломб, соблюдение процедур, то мы, может быть, не по 100% участков, но по большому количеству участков можем узнать реальную явку, реальное распределение голосов. Это все возможно, но нужно, чтобы люди поверили, пошли на избирательные участки и стали наблюдателями. Наша задача — убедить людей, что это очень важно», — сказал он.
Фото: Сандурская Софья / Агентство «Москва»