Подготовка к выборам в Госдуму движется полным ходом. ЦИК решил закрыть онлайн‑трансляцию с избирательных участков из-за ее «дороговизны». То есть, три дня голосовать не дорого, а вывести трансляцию в общий доступ — на это денег уже не хватит. Это при том, на организацию выборов в Думу в 2011 году было выделено 11 млрд рублей, в 2016 — 12 млрд, а сейчас — 21 млрд. Убедительно. О том, кому позволят наблюдать за выборами в сентябре — в сюжете Богдана Бакалейко.
В интернете очень много подборок с нарушениями на выборах. Они появились благодаря открытым онлайн-трансляциям с участков. С их помощью любой мог стать и становился фактически наблюдателем. Но на будущих выборах в Госдуму этой возможности не будет. В центральной избирательной комиссии посчитали и решили что «такое удовольствие» стоит очень дорого, а зампредседателя ЦИК Николай Булаев вообще уверен, что из трансляций делали «сплошные фейки»:
«В текущей ситуации больше всего будут страдать те люди, кто „привык отслеживать избирательный процесс, сидя на диване“. „Они будут страдать, потому что им на участки ехать не хочется. А здесь они посмотрели, что-то записали, что-то скомпилировали, вырезали. Они делают сообщения, запускают фейки и дальше их тиражируют или тиражируют то, что было когда-то и где-то, даже не в России“».
Несмотря на отсутствие денег на трансляцию, выборы 2021 года станут рекордными по затратам. На их проведение ЦИК возьмет из бюджета 21,5 млрд рублей. Для сравнения в 2016 году потратили в два раза меньше. Отчасти это связано с коронавирусом — четверть суммы уйдет на средства индивидуальной защиты. Однако поверить, что у ЦИК нет денег на открытую трансляцию, сложно, ведь показывать ситуацию на участках в реальном времени все равно будут, но лишь в специальных центрах наблюдения. Таких организуют 86 по всей стране, и, по уверению ЦИК, туда может зайти абсолютно любой и посмотреть камеры. Кроме того, закрытая трансляция все три дня будет доступна кандидатам.
«Заявление ЦИК о том, что трое суток трансляции в интернет того, что происходит на избирательных участках, это дорого, я считаю несостоятельным. Все телекоммуникационные проекты состоят из двух частей — это капитальные затраты и операционные затраты. Капитальные затраты на самом деле были уже давно сделаны со времен 2018 года», — сказал Михаил Климарев, глава «Общества защиты интернета».
Получается, что на 86 физических центров деньги есть, а на отдельный открытый сайт с трансляцией для людей — нет. А те, кто отслеживали избирательный процесс из дома, очень помогали находить нарушения. Фактически, вся страна могла это делать. В 2012 году, когда впервые запустили трансляции, в интернете появлялось много видео с нарушениями, и сразу после этого программу с установкой камер практически заморозили на четыре года.
«Многие видеозаписи были получены захватом с экрана видеотрансляции, и наконец мы дошли до такого времени, когда ЦИК понял, что лучше вообще-то и не транслировать», — говорит член совета движения «Голос» Андрей Бузин.
В свою очередь, ни одна партия не сможет самостоятельно просмотреть все видеоматериалы со всех камер. В стране 100 тысяч избирательных участков, и всем надо понять, что даже если сделать рестрим видеонаблюдения на избирательных участках, то армию, которая будет сидеть и 72 часа смотреть, сложно себе представить. На просмотр всех записей уйдет около 8 миллионов часов.
Поэтому остается только записываться в наблюдатели, и, как говорят депутаты, лучше это делать заранее. Фактически, только у них и членов ЦИК с правом избирательного голоса есть возможность предотвращать нарушения на выборах. Хотя понятно, что физически на месте за всем не уследить. Ну а открытые видеотрансляции, как потом уточнила глава ЦИК Элла Памфилова, регионы могут запускать сами, если у них, конечно же, есть на это деньги. Интересно, найдутся ли они хоть у кого-нибудь.
Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ
*По решению Минюста России «Медуза» включена в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента