К 15 июля, согласно указу правительства Москвы, 60% сотрудников общепита должны были привиться первой дозой вакцины от коронавируса. В случае его неисполнения бизнес ожидают штрафы или приостановка работы на 90 дней. Основательница сети семейных кафе «АндерСон» Анастасия Татулова отмечает, что ее компания начала вакцинацию сотрудников еще до выхода указов в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации. При этом на работников не оказывали давление, не принуждали и не грозили увольнением, а разъясняли необходимость вакцинации. «Мы просто старались по-человечески объяснить, что один заболевший моментально тянет за собой весь заболевший отдел, люди болеют правда очень тяжело, у нас есть сотрудники, которые уже три месяца по больницам, и мне кажется, что это лучший аргумент, гораздо лучше, чем угрозы», — добавила она. Подробнее новые правила работы заведений общепита обсудили с Татуловой в эфире Дождя.
Здравствуйте, Анастасия!
Здравствуйте!
Как вы оцениваете эту кампанию по вакцинации 60% сотрудников основных предприятий общепита? Успешна ли она, нужна ли она была? Получилось в кафе «АндерСон», например, такое провернуть?
Мы ничего не проворачивали, мы вакцинируем сотрудников. Мы на самом деле начали это делать раньше, чем вышли какие-то указы, потому что ситуация становилась все хуже и хуже. И в целом люди болеют, болеют тяжело, и поэтому мы начали разговаривать с сотрудниками задолго до указов. Единственное, что, конечно, мы шли совершенно другим путем: мы не угрожали, не увольняли, мы просто разъясняли, делали зумы с врачами, личным примером все показывали. То есть мы просто старались по-человечески объяснить, что один заболевший моментально тянет за собой весь заболевший отдел.
Люди болеют правда очень тяжело, у нас есть сотрудники, которые уже три месяца по больницам. В общем-то, мне кажется, что это лучший аргумент, гораздо лучше, чем угрозы какие-то. Мне кажется, честно, все предприниматели, с которыми я общаюсь, тоже это все делают не из-за каких-то там угроз или санкций, а потому что тяжелая ситуация в городе, хотелось бы избежать локдауна всеми возможными силами.
Но в Москве еще более-менее адекватная, так скажем, ситуация, работают веранды, можно внутрь зайти по QR-кодам. В других городах все гораздо сложнее, в Петербурге все вообще закрыто.
Вы говорите, Анастасия, про то, что вы разговаривали с сотрудниками еще до всех указов мэрии и правительства. Это носило более такой профилактический характер или обязательный? Это же большая сейчас проблема, многие противятся вакцинации просто потому, что их заставляют.
Слушайте, к сожалению, вот так у нас в стране сложилось, что очень низкий уровень доверия к тому, что говорит власть. Я считаю, что кампания по вакцинации была провалена и поэтому получилось немножечко, что крайний ― бизнес. Но, в общем-то, нет никому не угрожали, мы разъясняли. Но, знаете, печально, конечно, но во многом страна так устроена, что, к сожалению, не все то, что говоришь нормальным, хорошим языком, тоном и поступками, работает. Почему-то лучше работает тактика…
Кнут, нежели пряник.
Тактика, да, угроз и запугиваний. К моему великому сожалению, это действительно имеет место быть, поэтому иногда я даже, честно говоря, могу понять и губернаторов, и мэров, которые вводят, может быть, чуть жестче санкции, чем нам хотелось бы, просто потому что неуправляемой ситуация становится.
Но в целом я считаю, что недоработка в том, что кампания вакцинации непродуманная, непоследовательная, непостоянная. Это точно есть, и это мы сейчас расхлебываем. Я очень надеюсь, что начавшийся этот тренд с вакцинацией, потому что мы видим точно абсолютно совершенно изменившееся уже отношение, у нас сначала было больше чем 60%, по опросам, людей, которые отвечали в анкете, что они ни за что вообще не будут делать никакую прививку, ни за деньги, ни за угрозы, ни под угрозой увольнения, никак не будут делать. Сейчас у нас таких людей в компании уже меньше чем 20%. В целом уже первым компонентом мы очень много привили, у нас под 70%.
Если говорить о бизнесе, помогают ли, спасают ли его хоть как-то QR-коды? По моему личному впечатлению, в Москве QR-кодами, даже если они у кого-то и есть, пользуются люди крайне редко. Заходить внутрь, понятное дело, когда есть летние веранды, бессмысленно, да?
К сожалению, да, к сожалению, это правда. Но вы должны понимать, что летних веранд в Москве всего три тысячи, а предприятий ― 18 тысяч, и поэтому то, что происходит сейчас в отрасли, ― это очень сложный период. И мы, конечно, все-таки надеемся на то, что это временная мера, и очень ждем, когда ее отменят, потому что очень тяжело тем, у кого нет веранд. Рестораны закрываются каждый день, уже сейчас мы имеем закрытых почти 200 ресторанов за неполных три недели этого фактически локдауна для отрасли.
Закрыты бизнесы? Прошу прощения, Анастасия, именно бизнесы закрыты или приостановлена деятельность? Например, зимой-весной многие на 90 дней останавливали свою работу, потом как-то медленно, но все-таки возвращались к работе. Сейчас вы говорите о полном закрытии или о приостановлении деятельности?
Вы знаете, сейчас это сложно сказать. Это количество тех, кто сейчас не работает. Насколько они откроются, наверно, знаете, будет зависеть, конечно, от того, насколько долго мы в этом состоянии пробудем, потому что надо платить аренду. В общем-то, кто-то распустил сотрудников, кто-то платит зарплаты. Это все очень такой тяжелый сейчас груз на предпринимателях. Поэтому никто вам сейчас не ответит на этот вопрос, это будет понятно тогда, когда мы начнем выходить. Мы очень надеемся, что нам осталось немножко.
Фото: Анастасия Татулова / FB