В июне врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев, назначенный после ареста Сергея Фургала, объявил о своем намерении участвовать в выборах главы региона, успехов в избирательной кампании ему пожелал лично Владимир Путин. В программе «Деньги. Прямая линия» Маргарита Лютова и профессор географического факультета МГУ Наталья Зубаревич обсудили, возможна ли победа Дегтярева, учитывая его высокий антирейтинг, и будет ли со стороны властей попытка скорректировать эту ситуацию за счет трансфертов региону из бюджета на социальную сферу и инфраструктурные проекты.
А вот к вопросу о трансфертах опять же. Как думаете, учитывая, что на носу выборы и к ним какая-то, видимо, подготовка ведется, а часто это бывают и экономические какие-то еще пряники, будет ли в этом смысле какая-то региональная раздача, например, тем, где либо проблемный рейтинг, что называется, либо где свои выборы губернатора грозят?
Смотрите, сейчас я пройду испытание на вшивость. Я же считала и все президентские, и думские, и к думским пряников не раздавали. Вся нечеловеческая сила поддержки концентрируется в год президентских выборов, и такой была традиция. Сейчас, я думаю, это будет не региональная история. Во-первых, детям к школе.
Наше все.
Наше все, да. Детям к школе ― это будет такое оружие массового поражения. У кого будут проблемы с бюджетами, и так помогут, потому что вот у Коми еще по январю-апрелю был дикий дефицит бюджета, 13%. Смотрим на май ― все, подкинули. Это же не к выборам, это когда дыру надо затыкать, соответственно, Минфин сработал.
Поэтому они отслеживают это все в оперативном режиме по той простой причине, что мы должны понимать, что бюджет субъекта ― это три кита. Первый, который не про выборы, ― нацэкономика, ее доля 23%.
Это в среднем получается.
В среднем по субъектам.
У кого-то получается 6%, как мы говорили.
В Москве социалки намного меньше, потому что вот такая часть расходов на экономику.
По величине первый ― образование, 26%. И сейчас на уровень 23% выскочила соцзащита. Если добавляем остальные социальные сферы, сильно за 60%. Поэтому недопоставка помощи ― это удар по социалке: зарплаты бюджетников, выплаты социальным группам населения. Что же, они с ума сошли? Поэтому просто отслеживается ситуация, чтобы в бюджете были деньги на то, что обязательно к выборам должно быть выплачено, а не какой-то специальный бонус: «Вася, у тебя плохой рейтинг, мы тебе дадим на пряники, и ты, Вася, еще сделаешь региональную доплату». Я вас умоляю, мелко крошите, нет, не думаю.
Хотя все бывает в жизни, я вообще ни от чего не зарекаюсь, посмотрим. Меня знаете что будет интересовать со страшной силой? Хабаровский край. Как этот паренек пойдет-таки на выборы.
Это мы имеем в виду сына Сергея Фургала, который сейчас находится в заключении?
Нет.
А, Дегтярева.
Я фамилию его забыла.
Дегтярев, исполняющий обязанности. Вы про него.
Конечно, конечно. Вот как он пойдет с таким антирейтингом на выборы? Я просто буду помесячно считать, какова бюджетная ситуация, да, какие трансферты получил Хабаровский край и поможет ли это. Вот это такой уже политологический вопрос, а у меня экономический интерес, как экономические факторы влияют на политические результаты, потому что сильно нарисовать там вряд ли получится.
Ну да. И наоборот, как политические факторы здесь влияют на то, что у нас творится с деньгами.
Смотрите, лоббизм никто не отменял. Ну да, Азаров выбил мост, но этот мост надо было строить, извините меня, лет сорок назад, потому что ездить по плотине ГЭС уже сколько можно? Просто это инфраструктурная дыра, которую надо было закрывать, понятная и нужная. Поэтому там лоббизм лоббизмом, но иногда у власти просыпается здравое понимание необходимости, и я всегда очень радуюсь, когда оно просыпается.