В Москве с 28 июня заработала система QR-кодов о вакцинации или официально перенесенном коронавирусе для доступа в общепит. После введения данной меры рестораторы сообщили о резком (до 90%) падении числа посетителей и выручки. Валерия Ратникова о том, как московские рестораны переживают новую волну запретов.
За третью волну эпидемии отвечают рестораторы. Московские кафе, бары, рестораны уже целую рабочую неделю живут по новым правилам: вход внутрь только по QR-кодам. У меня такой QR-код есть, статус «переболел», правда, действовать он будет всего до 12 июля. Тогда пройдут те самые шесть месяцев с того момента, как я переболела. Потом хочу привиться, но новый код смогу получить еще через три недели, когда у меня будет два компонента вакцины.
Пока код у меня есть, но таких, как я, в городе всего несколько процентов, и рестораторы уже терпят огромные убытки. Так как бизнес справляется с этими новыми условиями и смогут ли предприниматели пережить очередную волну ограничений?
С сегодняшнего дня у вас все закрыто?
Георгий Мамаков, сооснователь сети рюмочных: Часам к семи скапливается уже полный зал. Самая моя любимая штука, это я сделал. Мы когда это строили все здесь… Это вот это маленькое зеркальце. Чтобы дочистить до вот этого, до какой-то натуральной стены, в общем, много всего было потрачено. И один из рабочих пробил гигантскую дырку вот здесь. Я, изрядно выпивши, вечером сидел и замазывал ее цементом. Увидел кусочек разломанного зеркала и вот сюда его впихнул. И на самом деле здесь все отражается, все, что здесь происходило все это время. Ничего не можем сделать, кроме как шутить и саркастировать по поводу этих мер ограничения, которые применены только к общепиту и ни к кому больше.
Три дня назад в инстаграме рюмочной «Зинзивер», появился такой пост: «С 1 июля закрываемся. Нет сил, нет веранды, нет справедливости». Оказалось, закрываются не навсегда ― на месяц, два, три, пока не снимут ограничения либо большинство не получит коды. «Это стратегическое действие. Каждое заведение сколько-то стоит в нуле. Есть сотрудники, есть охрана, есть фудкост», — говорит Мамаков.
Дмитрий Ицкович, сооснователь сети рюмочных: В той ситуации, в которой нам предложили работать, работать невозможно. Это для нас хуже локдауна. У нас отрицательная выручка будет такая, что мы просто можем умереть навсегда тогда. Поэтому было принято решение, пока идет вот такой период, приостановить деятельность. Мы закрываем, да, почти все наши проекты, оставляем один проект.
Насколько упала посещаемость?
Ицкович: Вот как по радио говорят, так и есть приблизительно. На 95%. В общем, это значит, что никого нет.
Что с сотрудниками, которые работают?
Мамаков: Мы отправили их в отпуск.
На месяц?
Мамаков: Да.
В оплачиваемый?
Мамаков: Нет. Это сложное и неприятное решение, но нам неоткуда взять деньги, чтобы им платить. Мы потеряем, не знаю, если бы это было без ограничений, миллионов 25 за месяц.
По мнению заммэра столица Владимира Ефимова, из-за введения QR-кодов выручка кафе, ресторанов и других общепитов сократилась всего на 15–20%. Предприниматели отвечают: это не так, потери в разы больше. По словам ресторатора Владимира Перельмана, владельца сети из 13 заведений, за эту неделю во все его рестораны с кодами пришла максимум тысяча человек. «Мы потеряли, конечно, гораздо больше, чем 15–20%, ― рассказывает Владимир. ― Я думаю, что на сегодняшний момент эта цифра стремится к 60%, может быть, 55–60%, день ото дня по-разному. Я уверен, что есть проекты, которые потеряли 90% и больше даже, у которых вообще нет веранд или бизнес которых настроен по-другому, они работают на банкеты или еще как-то и для них залы ― это основной источник дохода. В зале практически нет гостей. То есть я был шокирован, я думал, будет все-таки больше. Два, три, четыре стола в день максимум. Если веранды закроют двенадцатого числа, в смысле не продлят действие вот этого нововведения, что на верандах можно работать без QR-кодов, то ресторанам придется совсем плохо».
Общее число посетителей сильно упало?
Марианна Артилакова, хостес ресторана AQ Kitchen: Процентов на тридцать, наверно. Может, даже больше. Веранды, спасают только сейчас веранды. Если бы веранды не было или тоже там нужен был QR-код, то, к сожалению, вообще не было бы практически никого.
Пока летние веранды без обязательных для всех QR-кодов должны работать только до 12 июля. Потом непереболевшие и невакцинированные не смогут зайти и туда. Если веранды действительно закроют для всех посетителей уже через десять дней, помощь, которую предлагают бизнесу московские власти, едва ли серьезно изменит ситуацию.
«Любая помощь важна, нет маленьких денег, нет маленькой помощи. Это все фигня. Дадут миллион, будет счастье. Дадут двести тысяч, будет счастье. Дадут пятьдесят тысяч, тоже будет счастье», ― уверен Дмитрий Ицкович.
«Нам предложили по миллиону на предприятие в том случае, если мы выполним необходимые рекомендации, привьем 60% сотрудников, если будем следовать всем рекомендациям по QR-кодам и по социальному дистанцированию, вообще всем рекомендациям Роспотребнадзора, ― рассказывает Владимир Перельман. ― Выдержать это достаточно сложно, потому что люди прививаются неохотно, по QR-кодам, наверно, мы как-то будем еще справляться. По всем рекомендациями Роспотребнадзора мы справляемся с первого дня еще самой первой волны пандемии того года.
В масштабах большого бизнеса это, конечно, не деньги. В любом случае спасибо, у нас принято за все благодарить, но это не решит никакой проблемы, потому что в случае с локдауном мы договаривались с сотрудниками, все сотрудники честно понимают, что денег в компании нет, что если у них есть возможность содержать себя самостоятельно, уехать к маме на дачу и так далее, и так далее, они это делали. Со всеми арендодателями мы тоже могли говорить на волне того, что мы совсем не работаем. Сейчас ситуация иная, и договорные отношения такого рода невозможно себе представить».
Георгий Мамаков признается: «То, что сейчас, сложнее, конечно, потому что первый локдаун был официальным… Как это называется юридически? Обстоятельством непреодолимой силы. То есть мы могли апеллировать этим перед арендодателями, могли говорить это поставщикам. Сейчас ничего такого нет, мы вроде как работаем, но при этом у нас нет юридического обоснования для того, чтобы не работать».
Вслед за Москвой коронавирусные ограничения вводят и в других регионах. На Кубани, например, хотят полностью повторить пример столицы, более того, с 1 августа будут заселять в отели только привитых. В Бурятии вообще объявили тотальный локдаун.
С постепенным введением обязательной вакцинации в стране в регионах начинается дефицит препарата. Третья волна страшнее первых двух. «Ситуация практически везде сейчас плохая, в подавляющем большинстве регионов сейчас идет, продолжается подъем, причем этот подъем зачастую очень стремительный и во многих регионах идет такой рост, которого мы не видели ни во вторую волну, ни даже в первую волну, ― рассказывает аналитик открытых данных Александр Драган. ― Я сейчас оцениваю госпитализации прежде всего как такой самый надежный маркер для заболеваемости, которым сложнее всего манипулировать. В Бурятии, к примеру, госпитализации выросли за месяц с небольшим в 15 раз, в Иркутской области за последний месяц госпитализации выросли почти в 4,5 раза, перспективы пока непонятны. В Новосибирской области тоже совершенно чудовищный рост».
Главный виновник роста заболевших ― дельта-штамм коронавируса. Он гораздо заранее предыдущих вариантов. С ним мягкие ограничительные меры, скорее всего, не подействуют. Те же QR-коды уже пытаются подделать. Власти грозят уголовными сроками за такое мошенничество ― до двух лет.
Михаил Климарев, исполнительный директор «Общества защиты интернета»: Что делают мошенники, которые предлагают такие странички? Они просто делают обычную статическую страничку в интернете и генерят для нее код. А эта страничка очень похожа на портал «Госуслуги». Сделать это может буквально любой школьник. Как об этом не подумали работники ГИТ, я просто себе плохо представляю. Это верх некомпетентности.
С другой стороны, за последние дни россияне и правда стали активнее прививаться, и особенно это заметно в Москве. Ежедневное количество вакцинированных выросло чуть ли не в десять раз. Но точно ли тут дело в QR-кодах, обязательной вакцинации и других ограничительных мерах? «В Москве сейчас порядка 60–70 тысяч человек в сутки вакцинируются, записываются, ― говорит Александр Драган. ― В общем-то, при этом во многих регионах, в том числе и тех, где не объявлялась обязательная вакцинация, сейчас очень резко выросли темпы, где-то в три, где-то в пять раз.
Очень сильно поменялась риторика государственных СМИ, очень показателен в этом плане „Первый канал“. С января шла такая повестка, что коронавирус побежден, что заболеваемость непрерывно снижается, в том числе благодаря вакцинации. В июне резко поменялась риторика, причем риторика стала такой очень жесткой, людей начали откровенно запугивать».
Владимир Перельман, ресторатор: Наша страна традиционно умеет создавать большие национальные идеи, ради которых народ сплачивается. Мы как бы уже победили коронавирус пару месяцев назад, национальная идея была реализована. Мне кажется, что рано победили и надо еще раз ее воссоздать, разговаривать с нами всеми на языке реальности.
Предпринимателям остается надеяться на сознательность своих гостей: может, в ближайшие месяц-три многие все же привьются и получат QR-код. Если нет, выжить после новых ограничений смогут не все. «Мы посчитали: нашей компании при депрессивных прогнозах, при самых негативных запаса прочности хватит на месяца полтора-два в целом, ― объясняет Перельман, ― и это убытки, это не какие-то там один-два миллиона рублей. Это нужно будет компенсировать далеко за двадцать-тридцать, после этого они закончатся и, собственно говоря, компания будет в тяжелой финансовой ситуации находиться.
Мы на протяжении года занимались тем, что залатывали дыры, да, гасили долги и пытались встать на ноги и обеспечить подушку безопасности, про которую все так любили говорить. Мы накопили подушку безопасности, которую сейчас с радостью потратим, и дальше нас ждет осень. Ничего хорошего от осени я лично не прогнозирую. Все эти волны коронавирусные уже имеют сезонность».
Георгий Мамаков, сооснователь сети рюмочных: Мне кажется, что это будет длиться… Поскольку у нас публика тоже не простая, а специальная, это молодежь, достаточно образованная. Деды, которые к нам ходят, тоже достаточно образованные. Поэтому все прекрасно понимают, что надо привиться все-таки.
Мне кажется, что месяц ― и мы наберем критическую массу нашей публики, которая вакцинируется, и сможем дальше работать вполне, хотя бы вполсилы.
То есть ты веришь в образованность ваших постоянных гостей.
Мамаков: Я верю в образованность всех людей. Но это не всегда работает.
Фото на превью: агентство «Москва»