Прямой эфир

В Москве возобновил работу «Театр Простодушных» для людей с особенностями развития. Фоторепортаж Дождя

Фотогалереи
9 684
19:45, 21.06.2021

В Москве более 20 лет работает «Театр Простодушных» — творческое объединение для людей с расстройствами развития, справляться с которыми им помогает игра на сцене. В прошлом году умер создатель и директор театра Игорь Неупокоев, после чего показы спектаклей приостановились. Фотокорреспондент Дождя Денис Каминев посетил несколько репетиций труппы перед возобновлением работы театра, сходил на премьерный показ спектакля и расспросил директора театра об особенностях работы с труппой.

«Витя, актёр», — подходит ко мне и представляется один из ребят. Передо мной невысокий молодой человек в футболке с надписью «Россия». Сколько ему лет— сразу сказать сложно, он живо заинтересован в происходящем вокруг, здоровается со всеми на площадке, обнимает актрису Вику: «Привет, любимая». Он востребованный артист Виктор Бодунов. Сегодня репетиция в «СПИД-центре», вечером он танцует «Лебедей» в спектакле «Идиоты» в «Гоголь-центре», завтра снова репетиция уже другой роли в «Театре Простодушных» и снова спектакль вечером. Витя — актер с синдромом Дауна, который профессионально играет в театре уже больше 10 лет.

Актеры «Театра Простодушных» Людмила Балашова, Дмитрий Поляков, Виктор Бодунов и Виктория Каразеева
Фото: Денис Каминев / Дождь

Такую возможность ему и другим ребятам с синдромом дал «Театр Простодушных» — старейший в России театр для людей с ограниченными возможностями, где играют актеры с расстройствами психики и развития, в первую очередь, с синдромом Дауна. Первые спектакли были сыграны еще в 2000 году.

Директор театра Дима Чернэ выступает и продюсером, и режиссером, и менеджером, подает заявки на площадки для выступлений, ищет места для репетиций, вызывает подопечным такси и, конечно, ставит спектакли. В планах театра выйти на четыре спектакля в год; пока что, как говорит, смеясь, Чернэ, готовы «полтора». Перерыв в спектаклях возник после смерти предыдущего директора и создателя театра Игоря Неупокоева. Это, равно как и плохая организация, предопределили нынешнее состояние театра, но Чернэ это не пугает, для театра просто наступает новый виток развития.

20-го июня в культурном центре ЗИЛ состоялся первый открытый показ восстановленного спектакля под названием «Прение живота со смертью» по пьесе Ремизова «Бесовское действо».

Фото: Денис Каминев / Дождь

Актеры с синдромом Дауна делятся, по словам Чернэ, на речевых и неречевых. После какого-то количества времени работы с актером речь открывается, но не у всех — при этом плохая речь не мешает играть в спектаклях и вообще не делает актера хуже. Один из самых известных актеров театра, 55-летний Сергей Макаров, как раз «неречевой».

В детстве Макарова отказывались брать в школы, а родителям, учившим ребенка дома, советские врачи говорили, что это бессмысленно — мальчик едва ли доживет до 16 лет. В 2000 году родители Макарова отдали его в только открывшийся тогда «Театр Простодушных». Свою первую роль он сыграл в постановке Гоголя, а через три года стоял на сцене «Кинотавра», где вместе с другими актерами фильма «Старухи» стал лауреатом гран-при фестиваля.

У ребят с синдромом Дауна великолепно работает память, они очень хорошо повторяют действия за режиссером, в их поведении, как говорит Чернэ, есть документалистика. Так, Витя идеально помнит весь текст своей главной роли, может вспомнить кусок из постановки восьмилетней давности и повторить его в новом спектакле. Но в то же время у них достаточно плохо получается импровизация, говорит Чернэ.

Генеральный проход спектакля «Прение живота со смертью»
Фото: Денис Каминев / Дождь

Чернэ считает, что проблема инклюзивных театров в целом в том, что они очень щадящие, в них к артистам относятся как к детям. «Театр Простодушных» — это профессиональный театр с профессиональным составом. И хотя работать с ними обязательно с нежностью и вниманием, ради них и для них, требования к ребятам не отличаются от требований к любому актеру кино и театра: не опаздывать на репетиции, знать текст, на площадке выкладываться на полную.

Театр существовал и существует на личные пожертвования, средства родителей и сотрудников. Сейчас в основном на средства директора Димы Чернэ и пожертвования, которые он собирает через фейсбук. К августу у организации появятся официальные реквизиты для пожертвований, а пока можно либо оказать помощь напрямую через режиссера, либо просто приходить на спектакли — для ребят это уже огромная поддержка, говорит Чернэ.