Экс-глава МИД Австрии Карин Кнайсль вошла в совет директоров «Роснефти». Кнайсль — протеже Владимира Путина. В 2018-м году она танцевала с президентом на собственной свадьбе, куда Путин приехал со стороны жениха — финансиста Вольфганга Майлингера. Он для российского лидера «не чужой человек», — как говорил сам Путин. Ну вот и приданое.
Друзья Владимира Путина часто попадают в советы директоров крупнейших российских компаний. Например, старый знакомый по восточногерманской разведке Маттас Варниг сейчас независимый директор «Роснефти» и тоже входит в ее совет директоров. Но это частности, а Австрия не только поставляет России членов совета директоров, но и является ценным российским союзником в недружественной Европе. Канцлер Себастьян Курц тоже может рассчитывать на должность в госкомпании после смены власти в Австрии.
Наверное, на нее могут рассчитывать и несколько президентов Чехии, которая официально в списке недружественных России стран. Местное издание Zpravy Aktualne опубликовало документы, из которых следует, что советский (а затем российский) госдолг перед Чехией частично ушел в карманы посредников, связанных с нынешним президентом страны Милошем Земаном и бывшим президентом Вацлавом Клаусом. Долг в $3 млрд образовался за неделю перед падением коммунистического правительства в Чехословакии в ноябре 1989 года. Россия направила деньги на его погашение, а журналисты выяснили, что из трех миллиардов самой Чехии досталось всего лишь 400 миллионов долларов, а по крайней мере почти полтора миллиарда долларов получили люди, связанные с властью страны. Расследование об этой истории за авторством журналистки Анастасии Кириленко было опубликовано в издании The Insider.
«Сам долг образовался, как вы верно заметили, за неделю до падения коммунистов, и его экономическая суть непонятна. Ну почему маленькая Чехия занимает три миллиарда долларов — огромная сумма даже по нашим временам — большому СССР? Тем не менее, все это было подписано, сделка в Чехии держалась в секрете. Земан заявляет, вплоть до сегодняшнего дня, что полные детали раскрыть нельзя, потому что это по запросу России она была в секрете», — отмечает Кириленко.
«Трудно сейчас вернуться, потому что основные герои улаживания советского госдолга — это с той, с чешской стороны высшие лица государства того периода, и с российской стороны тоже, потому что под всеми документами об этих урегулированиях стоит подпись Михаила Касьянова. Он принимал решения, поскольку это межгосударственные соглашения. Я ни в коем случае не оправдываю этих сделок, они действительно крайне мутные все, включая ангольский долг и все остальные выплаты по советским долгам. Но сейчас довольно трудно, зная ситуацию 90-х годов, надо адекватно понимать, что в то время было всего несколько банков, с которыми Кремль мог вообще работать, и они все известные, и по этим банкам давно расследования ведутся», — сказал политолог и сотрудник Карлова университета Александр Морозов