В Москве на Красной площади состоялся военный парад в честь 76-й годовщины Победы в Великой отечественной войне. Он мало чем отличался от предыдущих — ни новинок боевой техники, ни особых сухопутных подразделений не было. Не удивил и Сергей Шойгу, который уже традиционно крестится перед началом проезда в кабриолете Aurus. Ни одна «Армата» не заглохла, техника не подвела, ни один из марширующих не споткнулся о брусчатку. Все по плану, все по уставу, который немного нарушил Владимир Путин, сначала укрыв курткой сидящего рядом ветерана, а затем, кажется, немного поправив текст собственной речи.
В ней Путин не сказал ни слова о союзниках — фашизм победили в одиночку. «Наш народ был один, один на многотрудном, героическом и жертвенном пути к Победе», — президент дважды повторил это слово. Хотя в первоначальном варианте текста, если посмотреть еще неисправленную версию на сайте Кремля, было слово «един», и смысл заключался в том, что советский народ был един в своем движении к Победе. И на предыдущих парадах Путин так или иначе отмечал роль союзников в Победе — например, второго фронта. Говорил ранее и о международной безопасности, установившейся после Второй мировой.
По сути, в одиночку Путин и принимал парад — из лидеров других государств приехал лишь президент Таджикистана Эмомали Рахмон. Раньше много говорили о желании Путина создать «Ялту-2» — провести мировой саммит, аналогичный Ялтинской конференции в 1945-м, определившей текущей миропорядок Но если у нас нет союзников и, оказывается, никогда не было — с кем тогда новое мироустройство обсуждать?
Политолог Глеб Павловский считает, что Путин чувствует себя брошенным и преданным, окруженным врагами и не имеющим союзников. «Это вообще поразительно. Сталин в ноябре 41-го года, в знаменитой речи на знаменитом параде, сравнивал положение России в Гражданскую войну и в эту войну и говорил — отличие в том, что у нас теперь есть союзники. Хотя еще не началась какая-то союзническая деятельность — поставки и все остальное. А у Путина союзников нет, это он о себе говорит, он говорит не о войне, и это был парад не для ветеранов, а для него лично», — добавил Павловский.
Фото: kremlin.ru