Прямой эфир

«Дальше они будут действовать самостоятельно»: что будет с командами Навального в регионах после закрытия ФБК

Здесь и сейчас
6 644
16:39, 29.04.2021

29 апреля глава региональной сети ФБК* Леонид Волков сообщил в своем телеграм-канале о закрытии сети штабов Алексея Навального. Ранее деятельность штабов приостановила прокуратура. Волков написал, что сохранение работы сети штабов «в нынешнем виде невозможно», так как оно «будет подведено под статью об экстремизме и повлечет за собой уголовные сроки для тех, кто работает в штабах, кто сотрудничает с ними, кто им помогает». 26 апреля штабы Навального объявили о приостановке деятельности после того, как сделать это потребовал прокурор Москвы Денис Попов на заседании по признанию ФБК и штабов Навального экстремистскими организациями. В ведомстве утверждают, что соратники Навального хотят «создать условия для изменения основ конституционного строя, в том числе с использованием сценария „цветной революции“». Что будет дальше? Спросили у сотрудника ФБК Руслана Шаведдинова. 

 

 

«Дальше они будут действовать самостоятельно»: что будет с командами Навального в регионах после закрытия ФБК

Руслан, здравствуйте!

Анна, здравствуйте! Удивительно, первый эфир на Дожде, когда не говорят «организация, признанная иностранным агентом», очень приятно. Я хотел бы вначале вас поздравить с прошедшим Днем Дождения.

К сожалению, мы это говорили, Руслан, мы же не можем этого не сказать, иначе конец нашей организации наступит.

Понятно. Я хочу поздравить вас с прошедшим Днем Дождения.

Спасибо!

Отвечаю на вопрос про будущее наших штабов. Действительно, в том виде, в котором они существовали ранее, невозможно дальнейшее функционирование штабов Навального после того решения, которое принял суд, о том, что мы экстремистская организация. Поэтому в целях безопасности…

Еще не принял же! Это в ожидании принятия решения.

Давайте не будем питать иллюзий, мы все прекрасно понимаем, все понимают, что это решение политическое и оно уже принято Владимиром Путиным, это финальная попытка разгрома нашей структуры. Мы понимаем, что безопасность наших сотрудников на первом месте для нас стоит, поэтому в том виде, в котором оно существовало раньше, это не может существовать.

Поэтому мы приняли решение о закрытии, официально объявили о закрытии наших штабов, но никуда не деваются эти ребята, которые за эти годы на глазах общественности, то есть мы всегда вели нашу деятельность открыто и на глазах у всей страны появилось огромное количество сильных, ярких, харизматичных региональных политиков. Куда ни ткни на этой карте со штабами, там за каждым у них стоит большая команда местных сильных политиков, которые в своем регионе являются одной из главных политических сил.

Поэтому мы понимаем, что они будут дальше действовать самостоятельно, уже не под нашей, не под эгидой штабов Навального, не под нашим руководством. Но в целом мы за эти годы вырастили команды в регионах, которые смогут, безусловно, оказывать давление на эту власть и продолжат участвовать в выборах, ряд наших в прошлом сотрудников, экс-координаторов штабов Навального идут на выборы этой осенью, поэтому в политическом плане, то есть формально наша команда объявила о том, что в в регионах штабов больше нет, но политика в регионах этих молодых людей никуда не уходит, и решение суда, которое уже сейчас… Меры предварительные, которые были приняты и которые будут озвучены совсем скоро, финальное решение ― все это не имеет никакого значения. Они продолжают свою деятельность политическую, эти люди, и мы рады.

Руслан, скажите, пожалуйста, а многие уйдут из политики? Честно говоря, вообще под таким прессингом и давлением выдержать психологически очень трудно и остаться в политике, не боясь.

Да, кто-то, наверно, уйдет. И я не имею права их осуждать, этих людей, потому что за эти четыре года, мой первый штаб, я помню, мы поехали, я, Навальный, Волков и ряд еще наших членов команды, в феврале 2017 года, за эти четыре года огромное количество штабов мы открыли, и в каждом регионе они на местах сталкиваются с огромным давлением, их семьи подвергаются давлению.

То есть кто-то, возможно, прекратит заниматься политикой, это неизбежно, надо отнестись к этому пониманием. Пять лет практически люди жили под жестким прессингом, и если они захотят вздохнуть свободно, немножко отдохнуть от своей деятельности, я только это приветствую и с уважением отношусь к выбору этих людей.

Да, важный момент, извините, вас прерву. А вы не боитесь, что вообще это «штаб ФБК» как стигма в их дальнейшей политической карьере будет мешать им двигаться вперед? С учетом того, что, как вы сами предположили, не исключено, что ФБК признают экстремистской организацией.

Мы понимаем, что даже по их дурацким законам, которые они приняли, если сотрудники, если они больше не являются нашими сотрудниками, если формально такой структуры больше не существует, то никакого от этого стигмы, никакого клейма на них нет. Они сейчас самостоятельные, кто-то политики, кто-то менеджеры, экологи, в каждом регионе своя история отдельная, которой они занимались, проблематика. Поэтому нет, мы за это не переживаем.

И плюс, конечно, мы следим за тем, что сейчас происходит в регионах. Сейчас происходят страшные вещи, уже в двух регионах обстреляли из пистолетов, и это уже звучит не так смешно, как можно было бы… Не так… Хотел сказать «смешно». Не так обыденно, как раньше это был просто приход сотрудников полиции. Сейчас уже реально обстреливают и атакуют сами помещения, офисы, в которых базировались наши штабы. То есть мы за всем этим следим, где надо, оказываем необходимую поддержку и помощь.

Но в целом сейчас происходит реорганизация, в ближайшее время все помещения будут уже возвращены арендодателям, все вещи вывезены, то есть той структуры, которая была, больше нет. Но, повторюсь, разговор с региональными координаторами нас как-то вдохновил, что они все всё прекрасно понимают, большинство из них собирается в дальнейшем участвовать в выборах и заниматься антикоррупционными расследованиями, но уже самостоятельно, не под нашей эгидой.

Очень коротко: а что это за штабы обстреливают? Зачем обстреливать штабы?

Мурманск, это был Мурманск вчера, сегодня пришла новость из Саратова. Да если бы я знал, Анна, зачем их обстреливать! Это такой очевидный акт запугивания региональных координаторов, потому что касательно Мурманска у нас там очень сильный координатор был, Виолетта Грудина, которая идет на местные выборы, баллотируется. Ей регулярно угрожают, и в почтовые ящики закидывают угрозы, и в интернете распространяют фейковые данные о ней и ее семье.

То есть это такой инструмент давления персонально на каких-то наших региональных экс-координаторов. Мы, повторюсь, за всем следим, со всеми на связи. Надеюсь, что в ближайшее время все прекратится.

Мы тоже надеемся, хотя никаких признаков прекращения, честно говоря, в ближайшее время нет.

*По решению Минюста России ФБК включен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента