Прямой эфир

«Отец ответил: хотя бы не забеременеешь в подростковом возрасте». Сергей Ефремов про свою жизнь открытого небинарного трансгендерного человека

Женщины сверху
38 995
15:51, 29.04.2021

На этот раз программа «Женщины сверху» называется «Мужчины снизу» по просьбе нашего героя — небинарного трансгендерного человека Сергея Ефремова — ребенка Михаила Ефремова. Анна Монгайт спросила Сергея о том, как ему живется в современной России, он рассказал о пережитом аутинге, кибербуллинге и травле, деанонимизации на «Дваче» и преследовании, а также какую роль в его жизни занимает звездный отец и как на личность Сергея повлияло диагностированное расстройство аутистического спектра.

«Отец ответил: хотя бы не забеременеешь в подростковом возрасте». Сергей Ефремов про свою жизнь открытого небинарного трансгендерного человека

Привет. Меня зовут Анна Монгайт, это программа «Мужчины снизу». Так она называется только сегодня, по просьбе нашего героя, Сергея Ефремова, ребенка Михаила Ефремова, небинарной персоны. Мы поговорим о том, как жить в России сегодня в такой сложной личной комбинации свойств, что называется, как воспринимается это окружающим миром, как переживается это лично.

Сережа, здравствуйте.

Здравствуйте.

Как пришло осознание и как вы лично адаптировали эту мысль для себя?

Собственно осознание и формат открытой жизни, который был, у меня приходил с самого детства, грубо говоря. То есть детство у меня было немного нетипичным, в связи с определенными расстройствами матери, и в связи с тем, что она не всегда была функциональным родителем и функциональным человеком, но это мне не мешало развиваться, скажем так, в таком же культурном пласте, в котором развивались мои сверстники в тот момент. То есть те же самые мультфильмы, те же самые детские занятия, те же самые уроки в школе и так далее, и тому подобное.

Если говорить и про небинарность, и про трансгендерность, то, наверное, у каждого ребенка так или иначе начинается определенное осознание собственной гендерной идентичности не только с общими социальными ролями, но и с определенными, скажем так, персонажами, через призму которых ребенок себя отыгрывает, например, в каких-то играх, в каких-то маленьких социальных взаимодействиях с одноклассниками, дочки-матери и так далее.

Это довольно типичная история, но тем не менее, довольно большое количество людей через нее так или иначе проходит, и скажем так, если говорить про мою небинарность, то в играх в дочки-матери я никогда не был ни отцом, ни матерью, я всегда был семейной собакой.

Мой формат открытой жизни никогда по идее не был добровольным. Это было тяжелое преследование, тяжелый кибербуллинг со стороны не только определенных анонимных форумов, скажем так, но и со стороны довольно большого количества людей, которые, не скрываясь, писали мне не самые хорошие вещи, которые преследовали меня физически…

А как произошел аутинг сам? Вот давайте сначала, потому что…

Грубо говоря, была одна анкета не самого приятного содержания, где я называл себя своим именем, которое…

Где она была опубликована?

Да. У каждого трансгендерного человека, у каждого небинарного человека обычно, я не говорю за всех, но на моем опыте и на опыте знакомства со своими друзьями, которые проходят через такие истории, есть довольно большое количество имен через жизнь. То есть типа человек каждый раз выбирает себе определенное сочетание букв, сочетание смыслов, которое ему приятно, так как имя это тоже все-таки социальный конструкт, в принципе, как и язык, как и лингвистика, как и методы человеческого общения.

Тогда меня звали Мявс, потому что это было такое своеобразное детское имя, ассоциирующееся с чем-то кошкоподобным, чем-то таким детским. Это было больше забавой, чем настоящим именем, потому что тогда я даже не думал о том, чтобы делать каминг-аут своим одноклассникам или на широкое общество. Извиняюсь за то, что я хриплю, вчерашний митинг.

И, собственно, что произошло, это произошло то, что мои друзья собрали обо мне в определенную, скажем так, анкету, компиляцию, определенные данные. Мы в общей беседе над этим кое-как посмеялись, а потом, в силу того, что у меня была доступная страница в интернете (определенные обстоятельства, жизненная безопасность, если что-то произойдет, удалите все мои данные, грубо говоря), то они решили, что будет очень забавно как раз таки вот такую вот анкету опубликовать, чтобы люди писали: «Хей, красавец, красотка, давай познакомимся».

То есть первый раз вам каминг-аут сделали принудительно, и не вы сами.

Да. Это называется аутинг. В Америке, насколько я помню, была даже идея сделать законодательство о том, что принудительный аутинг может преследоваться по закону.

А что произошло с вами, вот когда опубликовали вашу анкету и против вашей воли рассказали о вашей трансгендерности?

Не только о трансгендерности, в тот момент я тогда еще находился в поиске как раз таки определенных идентичностей, с которыми я себя ассоциировал. Тогда я ассоциировал себя как гендерфлюидного человека, то есть человека, у которого самовосприятие в смысле гендерной идентичности может меняться с течением времени.

Главной ошибкой моих друзей было то, что у меня были в открытом доступе в интернете были мои фотографии, фотографии моего лица. И как раз-таки фотография гуляла вместе с той анкетой, и фотография, в силу того, что я выглядел там довольно стандартно для подростка, который пытается казаться не таким как все, она попала на анонимную имиджборду Двач.

И с того момента как раз таки началось активное преследование, началась травля. Двачеры, люди, которые сидят на этой анонимной имиджборде, провели такое мероприятие, как деанонимизация, это когда осознанно с помощью страшных жутких интернет-технологий (это с сарказмом, с иронией, я не стараюсь вдаваться в подробности по поводу того, как они это делают) разыскиваются личные данные человека, по фотографиям, может быть, по виду из окна, если вы публикуете это, например, в сториз Instagram, по чему угодно.

То есть так они выясняют, где вы живете?

Где человек живет, какой у него номер телефона, какие у него паспортные данные, дата рождения, и так далее, и тому подобное. То есть интернет помнит всё, и позволю себе кринжовое высказывание, Анонимус ничего не забывает. Собственно, в определенный момент всплыло, что я как раз таки ребенок довольно знаменитого актера, и это все приняло новый виток, новый оборот, потому что, ну как же так, такой вот хороший актер, и такое вот несчастное отродье у него появилось.

В связи с этим появился как раз таки большой интерес ко мне, но скорее не как к человеку, а как к своеобразному образу, как к своеобразному такому шуту — можно потыкать палкой и про это забыть. В связи с этим довольно часто на другие мои странички в социальных сетях, на мой номер телефона, на номер телефона человека, который тогда за мной ухаживал, на номер телефона моего отца (журналисты потом тоже подключились, естественно), пошло довольно большое количество неприятных вопросов, неприятных сообщений, пошло вот это вот самое «А вы знаете…», «А знаете ли вы?»

А что вы называете неприятным?

Откровенно говоря, оскорбления, буллинг классический, травля, неоднократно какие-либо матерные высказывания, если говорить сугубо таким языком.

А вот как вы отреагировали на этот аутинг? И почему вы решили после этого жить открыто? Потому что в принципе, наверное, естественная реакция, наоборот, закрыться и как бы исчезнуть из публичного поля.

Первая естественная реакция у меня, как и у любого другого человека, которому активно начинают звонить, «грязное белье» которого начинают искать и которого активно начинают преследовать, в том числе и физически, за мной неоднократно следили после школы, меня преследовали и так далее, это была попытка не жить. То есть в первую очередь ты и думаешь, и предпринимаешь активные попытки по поводу того, что не хочется продолжать существовать в рамках исключительно такого медиа.

И только тогда наличие действительно хороших и действительно преданных друзей мне помогло более-менее отогнать эти мысли, пережить попытку не жить, скажем так, и более-менее разобраться как раз таки с преследованиями, хоть и не привлекая к этому, скажем так, «старших, взрослых и ответственных».

А как ты можешь разобраться с преследованием?

У меня тогда был очень хороший друг, очень хороший товарищ, который часто за мной присматривал и забирал меня после школы, потому что странная фигура в темном пальто с немытыми сальными патлами, которая тебя преследует, когда у тебя телосложение, когда у тебя фигура и когда у тебя социальная презентация как у маленькой пятнадцатилетней девочки, это неприятно. Поэтому ты обращаешься как раз таки к старшим товарищам, ты обращаешься к друзьям, которые могут тебе помочь, чтобы за тобой присматривали.

Произошла смена всех страниц, и как раз таки я совершил главную ошибку человека, который подвергается травле, которая довольно сильно повлияла на мое ментальное состояние, это я из чисто подросткового любопытства полез читать, что там пишут. Это было неправильно. Теперь я знаю…

А нельзя это делать? Это загоняет еще в большую депрессию?

Да. Потому что когда ты в бесконечных попытках морального такого самоповреждения читаешь всю плохую информацию, все откровенно необъективное мнение, которое тебе пишут о том, что ты мразь, урод и так далее, и тому подобное, это сильно влияет на самооценку. Наруто нас учил не сдаваться, Гарри Поттер нас тоже учил не сдаваться, и поэтому я увидел все социальные последствия, которые могут для любого ЛГБТ-подростка, который выбирает жить открыто.

Я понимаю, условно говоря, что мое социальное происхождение, мой отец очень сильно влияет на то, как меня воспринимают. Мне, скажем так, воздалось сторицей от обычной школьной травли, которую проходят люди, которых аутят, которые совершают каминг-аут…

Она тоже была?

Школьная травля?

Да.

Нет… На самом деле у меня есть такая проблема, недавно мне подтвердили расстройство аутистического спектра, и поэтому, даже если школьная травля была, я никогда ее не замечал, потому что у меня есть очень специфическое восприятие социальных взаимодействий, где я не совсем понимаю определенные подтексты и определенные эмоции, которые есть. Поэтому, если…

То есть это некоторые плюсы аутистического спектра, в том смысле, что…

Да, у расстройства аутистического спектра в принципе довольно много плюсов. Не то чтобы я это игнорировал, я просто, наверное, об этом не догадывался. Ну относятся как-то странно, наверное, это было травлей, наверное, нет, ну вот как-то есть.

Но в принципе я учился в довольно хороших школах, у меня в основном была частная школа «Муми-тролль» московская, которая обучает очень хороших, скажем так, более-менее одаренных детей, обучает как раз таки детей, которые заинтересованы в естественных науках и в принципе в открытии и изучении этого мира. Там были прекрасные преподаватели.

И московская школа «Класс-центр», которая сфокусирована на музыкально-драматическом образовании, и в которой как раз таки много необычных детей, потому что, как мы понимаем, там, где творчество — там и ЛГБТ. Но это так, шутка. И в силу того, что у меня как раз таки были лояльные одноклассники большую часть времени, насколько я понимаю, может быть, я не улавливал какие-то социальных подтекстов, может быть, да, может быть, нет.

А может, они просто были нормальные люди, такое тоже бывает.

Да. Короче говоря, мне повезло. Но я в принципе тогда уже начал понимать, что если, грубо говоря, в каком-нибудь Усть-Мухожуйске где-то в глубине России человек в силу того, что он не знает, что если ты признаешься, что тебе нравится твой же пол или если ты признаешься в том, что твоя гендерная идентичность не совпадает с приписанной при рождении, то как бы начинается довольно серьезная травля, начинается буллинг. И в принципе, тебя могут за это тоже убить.

И тогда я понял, что попытка уйти в подполье и попытка после этого как-то отмолчаться или сказать, что нет-нет, ребята, я натурал, будет выглядеть, как минимум, некрасиво, но не то чтобы для сообщества, а скорее лично для меня, потому что типа «мужик сказал — мужик должен нести ответственность», грубо говоря.

И рассудив таким образом, я понял, что раз у меня есть определенная медийная площадка, на которой я могу что-либо высказывать, раз у меня есть много друзей, права и свободы на любовь, права и свободы на нормальную жизнь которых, права и свободы на брак которых попираются, то я должен как-то в этом помочь. Я должен об этом говорить, я должен повышать видимость, я могу это делать.

А вот в подростковом возрасте, кто вам помог? Вот вы сейчас тот человек, который может ответить другим, например, в этой сложной ситуации небинарности, вот этого вот как бы непонимания себя, как двигаться дальше, как себя идентифицировать. А когда вы были подростком?

В принципе мне помогла великая моя богиня, которой я всегда поклоняюсь, совершенно замечательное существо, очень-очень полезное, очень-очень важное лично для меня — это Википедия.

А что вы вбили в Википедию, какой запрос может быть?

Не запрос. Я в принципе люблю читать. Я любил раньше читать, сейчас я не могу, потому что сейчас у меня произошло простое выгорание, я разучился читать, я не могу читать даже комиксы, просто происходит информационная перегрузка, и мне становится очень сложно.

Но тогда. В подростковом возрасте, я как раз таки начал заниматься тем, что я начал изучать историю такого явления, потому что если я себя как-то чувствую, то должны быть и другие такие люди в истории, которые такими были. И как раз таки тогда я прочитал и про Лили Эльбе, например, и про Гелиогабала, плохой пример, но тоже сойдет, и про египетского фараона, который родился женщиной и который выбирал при жизни исполнять исключительно мужские функции, несмотря на то, что он вполне себе мог править как женщина, и так далее, и тому подобное.

То есть я начал изучать подобные случаи и таким образом, в силу того, что в Википедии есть, скажем так, ссылки на источники, я начал и эти источники тоже читать, потому что интересно докопаться до истины, интересно докопаться до информации.

Во многом это произошло из-за того, что моя подростковая любовь к Гарри Поттеру очень сильно переросла в любовь к книге «Гарри Поттер и методы рационального мышления», которую написал Элиезер Юдковский, и общий, скажем так, синопсис которой заключается в том, что было бы, если бы Гарри был не гриффиндорцем, не отважным храбрым, а когтевранцем, умным и пытался бы докопаться до сути вещей.

Подобное восприятие я как раз таки с самого детства и до настоящих дней я и стараюсь сохранять, потому что если есть какое-то явление, то необязательно на него реагировать с агрессией, необходимо изучить, почему люди так делают и почему люди так поступают. Именно поэтому я, откровенно говоря, часто понимаю двачеров, я понимаю людей, которые занимают откровенно людоедские правые позиции, и я понимаю, что их к этому приводит. А о чем это я, можете повторить вопрос?

Скажите, пожалуйста, а вот близкие, родители? Мы говорили о том, как вы в подростковом возрасте сами пришли к осознанию себя, как жить, как вообще себя воспринимать и понять, кто я есть.

Собственно, про терминологию и так далее я узнал в интернете, я узнал в Википедии, узнал в энциклопедиях, как бы ни пытались это блокировать, так или иначе пытливый детский ум все равно найдет.

А вот по поводу близких, у меня в принципе довольно сложные отношения с родителями, мы не то чтобы много общались, именно межличностно. У меня так же была прекрасная совершенно женщина гувернантка, но с ней я разговоры про гендер и разговоры про сексуальность старался особо не вести, потому что всегда это было немного опасно, всегда чувствовался какой-то риск.

И поэтому, поразмыслив, я в принципе существовал в пространстве, не делая какой-то откровенный каминг-аут, а просто ставя людей перед фактом, как бы делайте с этим что хотите.

Как отличить каминг-аут от ставить людей перед фактом?

Грубо говоря, каминг-аут это когда один человек приходит к другому и говорит, типа: «Братан, извини, пожалуйста, я гей. Ты можешь меня выгнать и тому подобное, это будет очень грустно, но, пожалуйста, типа, не гони меня». И у человека всегда есть вот этот вот выбор, типа либо сказать — я тебя принимаю, либо сказать — пошел к черту, выходи из моего дома.

А просто становление перед фактом это когда вы в принципе существуете, и в определенный момент этот чел просто: «Ты что, гей? Я видел тебя с парнем. Ты что, гей?» «Да. Мы всегда как бы встречались. Я удивлен, что ты этого не знал», и как бы ответственность уже перекладывается на того человека, который…

Как бы не интересовался твоей жизнью раньше.

Да. И очень забавно всегда наблюдать за реакций подобных людей, потому что «Как так? Я думал, что ты…», «Я думал, что ты не такой человек, а оказалось, что такой»

А у вас был такой момент?

Очень много таких моментов, когда у меня еще был в принципе хороший более-менее пасс за цисгендерную девушку, когда я идентифицировал себя как женщину, которая любит женщин. Собственно, с одной стороны, меня поражает святая уверенность цисгетеролюдей, которые думают, что у них в принципе хороший определитель как раз таки людей, которые принадлежат к ЛГБТ-сообществу, но которые всегда ошибаются, потому что в основном такое восприятие очень сильно основано на стереотипах.

Грубо говоря, если мы видим девушку с короткой стрижкой, с крашеными волосами, с таким вот маскулинными интересами, обязательно думают, что это лесбиянка, а на самом деле лесбиянки выглядят далеко не так, есть много-много, скажем так, подкатегорий подобных людей, есть много-много поведенческих паттернов.

Именно поэтому существует такая вот интересная вещь в кинематографе, и в принципе в подаче многих медиа, как квир-кодинг. Квир-кодинг это когда, например, определенные персонажи подаются как вроде бы они гетеро, но как-то слишком они опять-таки интересуются искусством, они слишком яростно дышат друг другу на уши в одном и том же кадре. Мы можем, например, вспомнить Ганнибала из сериала «Ганнибал», я думаю, вы смотрели, которого играет Мадс Миккельсен, или того же, например, Шерлока.

Как раз таки квир-кодинг часто бывает неосознанный, а часто бывает осознанный с целью привлечения внимания определенной целевой аудитории, то есть это, скажем так, и рыбку съесть и на определенный стул присесть, с точки зрения продюсеров. Скажем так, мы можем привлечь и ЛГБТ-аудиторию, потому что, смотрите, у нас тут вроде бы есть странная химия между двумя мужскими персонажами, а с другой стороны, мы слишком трусливы, чтобы это признать, и поэтому мы хотим продолжать…

Чтобы вы додумали сами.

Да. И как раз таки оттуда и возникает такое явление, как фан-сообщества, в которых в данным момент многие как раз таки молодые люди, дети и так далее, которые относят себя к ЛГБТ-сообществу, и предпочитают существовать. Я не буду называть конкретные сайты с целью безопасности…

Не надо.

Потому что я уверен, что не только одна «рыжая сучка» смотрит эту передачу (здравствуйте, Виталий Валентинович!). Я осознал свою принадлежность к ЛГБТ-сообществу тогда, когда я поехал в детский лагерь, и когда у меня произошла впервые большая сильная влюбленность, и будучи наивным ребенком-идиотом, который не особенно разбирался в социальных явлениях, я не особо слышал про такую штуку, как гомофобия, грубо говоря, краем уха (здравствуй, аутизм!).

Я помню, как мы сидим по дороге из лагеря домой с отцом в машине, и я помню, как я еду и говорю ему о том, что типа… Он сидит за рулем, это сейчас выглядит и звучит очень забавно, учитывая недавние события. И я говорю о том, что… Мы едем в машине, едем, не останавливаемся, я говорю ему о том, что дескать, папа, я лесбиянка. Отец очень сильно ускоряется, потом резко останавливается на красный свет, потом долго-долго пыхтит в нос, думает, и насколько я помню, он отвечает что-то вроде того, что типа — ну, хотя бы не забеременеешь в подростковом возрасте.

То есть отец, он в принципе довольно позитивный человек, он старается воспринимать это все в более-менее позитивном ключе.

С момента вот такого каминг-аута отцу я еще сделал каминг-аут гувернантке, но я не помню, по-моему, она ушла в отрицание, типа подростковые загоны. Тем временем «подростковые загоны» продолжаются до двадцати лет с самого детства и пока что прекращаться не собираются, становятся только «хуже», грубо говоря.

То есть это на самом деле оказалась довольно безболезненная ситуация, по крайней мере, с отцом?

Да. Но мне очень сильно повезло, я отмечен с самого детства какой-то счастливой звездой, которая позволяла мне и не умереть, и не быть убитым, скажем так, потому что у многих людей происходит совершенно не так. То есть многих людей могут вполне себе убить их родители, если они об этом узнают, если мы говорим, например, про Северный Кавказ. Представьте себе, убить своего ребенка за то, что он какой-то не такой.

Многих людей могут выгнать из дома, в частности, это происходит с большим количеством трансгендерной молодежи, потому в данный момент довольно высокая статистика суицида среди трансгендерных молодых людей, которые, между прочим, тоже люди.

У вас новое имя, у вас сложная для восприятия человека неподготовленного идентичность. Как вы вообще объясняете, рассказываете о себе человеку, который про вас ничего не знает?

Очень просто. Мы летим на самолете в «Аэрофлоте», вам подают либо курицу, либо рыбу. Но проблема в том, что вы — вегетарианец. И вот как бы точно так же и с гендером.

Остаетесь голодным.

Да, вам подают либо мужчину, либо женщину, а вы как бы кролика предпочитаете, или вегетарианец, скажем так, поэтому ни то, ни то вы есть не можете ни по этическим причинам, ни потому, что вам, тупо говоря, будет плохо. Это зависит от…

Как вы человека вводите в эту ситуацию, чтобы он не чувствовал себя с вами дискомфортно?

Это зависит от того, насколько я с этим человеком собираюсь близко общаться. То есть, грубо говоря, если это таксист, который меня везет на 15 минут, я просто молюсь богам о том, чтобы не было вот этого «Девушка, вы будете выходить здесь?», потому что это всегда как китайская пытка водой…

А вы будете ему говорить: нет, я не девушка…

Нет, конечно, в зависимости от того… Я предпочитаю, чтобы человек это сам как-то распознавал, и именно поэтому в данный момент я стараюсь делать вокальные упражнения для того, чтобы понизить голос, потом собираюсь принимать определенные гормоны для изменения внешности, чтобы она…

Вы их не принимаете пока?

В данный момент — нет. Я стараюсь одеваться более маскулинно. Это называется пассинг, пасс, грубо говоря, у трансгендерных людей то, насколько ты выглядишь как желаемая тобой гендерная идентичность, насколько ты подаешь эти признаки.

А вам самому хочется, условно говоря, переодеться в более маскулинную, мужскую одежду, или вам это нужно для того, чтобы люди не путались, когда общаются с вами?

Да, и то, и то. Грубо говоря, в отношении или-или ответ всегда — да. И для того, чтобы люди не путались, и для того, чтобы было определенное восприятие, потому что мне, к сожалению, нужно пройти вот такой вот путь, что сначала мне нужно доказать свое право на охоту-рыбалку-футбол, грубо говоря, мужские гендерные стереотипы, и уже потом доказать, скажем так, свое право на наличие тональника на лице, на возможность посмотреть «Секс в большом городе» с мартини, и так далее, и тому подобное. Потому что опять-таки отношения с гендерной идентичностью очень-очень комплексные.

Имя вы еще не сменили в официальных документах?

Да, я наконец-таки выбрал себе более-менее человечески звучащее имя, в честь одного персонажа, в честь которого я в данный момент даже волосы покрасил. Очень он мне понравился.

Волосы очень классно покрасили.

Спасибо. Домашнее окрашивание в четыре часа утра, с помощью друзей, всем советую. И как раз-таки, если мы говорим про то, про смену документов, то да, я планирую это делать, просто в данный момент у меня есть определенные маленькие проблемы с паспортом под названием «я тот человек, который слишком поздно вспоминает о том, что нужно его менять», и сначала нужно поменять паспорт на более актуальный, грубо говоря, а уже потом менять имя. То есть это отдельные пару месяцев мне придется этому посвятить.

Соответственно, во всех официальных учреждениях, во всех официальных ситуациях вы сталкиваетесь вот с тем как бы своим прошлым именем и прошлой идентичностью…

В официальных ситуациях, да. Это не то чтобы прошлая идентичность, потому что изначальная идентичность, она никогда не была приписанной. Грубо говоря, а Мария — это кто?

Ну, документальной, задокументированной некоторым фактом.

То есть социум пытается, как говорится, положить тебя в определенную коробочку, в которую ты, мягко говоря, не помещаешься. И каждый день, когда тебе необходимо, например, либо принимать звонки от какой-нибудь службы поддержки, либо опять-таки разговаривать с кассирами, разговаривать с людьми в государственных учреждениях, это всегда маленькая такая китайская пытка водой, примерно на постоянном уровне.

То есть тебе капают на голову каждый раз то, что люди не воспринимают тебя так, как воспринимаешь себя ты сам. Люди не валидизируют, люди не относятся адекватно к тому, как ты себя видишь, в контексте каких-то фундаментальных базовых человеческих понятий, то есть таких понятий, право на которые есть буквально у каждого человека, но по какой-то причине не у тебя. Потому что люди еще не готовы общаться с пришельцами, грубо говоря.

Но они могут этого не знать, и им сложно сразу принять решение.

Да. Для этого как раз-таки меняют люди документы, и для этого как раз-таки я и иду в процессе. Естественно, я для людей, которые не особо разбираются в каких-то штуках, то есть, грубо говоря, если мне нужно долго-долго общаться с какими-то преподавателями, если мне мисгендеринг приносит сильный дискомфорт, я прямо не могу его игнорировать. У меня средняя дисфория, я просто часто…

Я довольно замкнутый внутри человек, поэтому я часто проживаю большую часть эмоциональной жизни внутри себя и не особо обращаю внимание на окружающий мир, но многие другие люди, которые более экстравертны, многим это приносит довольно серьезную боль. Поэтому, если я не могу игнорировать, скажем так, какие-то социальные коммуникации, я просто говорю человеку о том, что вот, типа вот, короче, такая ситуация, я типа транспарень.

Они тут же начинают стесняться, не знать, что сказать, смотреть в сторону…

Зависит от того, насколько человек в принципе, скажем так, интегрирован в интернет и скажем так, насколько нейтральна последняя коммуникация, потому что, типа «вообще-то меня зовут Сережа, я так-то пацан». Если человеку в принципе наплевать, и если он, я называю таких «гомофобами по документам», приписанными к гомофобам, он может поворчать, но так или иначе, он начинает к тебе по-другому относиться, когда он начинает замечать в тебе определенные маскулинные признаки.

И даже если он будет тебя осознанно пытаться мисгендерить, ты так или иначе понимаешь, что в его взгляде как-то что-то меняется и в его отношении как-то что-то меняется. Есть, конечно, и обратное явление, когда типа человек всячески пытается называть тебя, «Ой, Сережа, вы такой замечательный молодой человек», но в его взгляде ты так или иначе чувствуешь…

То есть это троллинг типа такой, да?

Я не особо, скажем так, распознаю троллинг, опять-таки дело в аутизме, но иногда это бывает как определенное искреннее отношение, но это как если бы ты, грубо говоря, пришел поухаживать за ногтями, и если это давно знакомая с тобой мастерица, или какой-то определенный стоматолог, с которым ты тоже давно знакомишься и который тебя, скажем так, часто видит на протяжении всей жизни, то типа «Ой, Сережа, вот такие вот дела…»

И с одной стороны, ты понимаешь, что да, конечно, имя проскальзывает, но с другой стороны, есть определенно другое отношение, потому что, в силу того, что гендер это такой же социальный конструкт, как и язык, без гендера было бы очень прикольно существовать в обществе, не распределяя людей по всяким коробкам. Но люди — это такие приматы, которые любят все систематизировать, и именно поэтому в ближайшие три тысячи примерно лет даже очень активной работы каждого отдельного активиста по тому, чтобы уничтожить гендер, постгендерное общество, скажем так, не предвидится.

Трудно ли свою личную жизнь устроить в обществе, которое в принципе не готово, где люди настолько не просвещены, скажем так?

Зависит от каждого отдельного человека. Скажем так, я искренне сочувствую, и я, скажем так, искренне понимаю страдания любого трансгендерного человека, который определяет себя как гетеросексуального. Условно говоря, есть трансгендерный мужчина, которому нравятся девушки. И очень большое количество проблем у такого человека, потому что тебя могут воспринимать как определенный фетиш, тебя могут воспринимать как, скажем так, мужчину лайт-версии, грубо говоря, это тоже отвратительно.

Лично меня пока что эти проблемы не касались, потому что я мастер самоизоляции и я, скажем так, социально себя изолировал в круге себе подобных людей. В данный момент у меня есть несколько партнеров, я состою в открытых отношениях, в полиаморных отношениях, в отношениях, где есть несколько партнеров, которые добровольно согласны на то, чтобы встречаться друг с другом, скажем так, и которые уведомляют друг друга друг о друге. То есть это не просто свободные отношения, это не измена, это важно понимать. В принципе практически все люди, которые имеют со мной отношениях, тоже являются трансмаскулинными или небинарными людьми.

А как вы для себя сформулировали идею, связанную с детьми? Вы чайлдфри?

Если говорить про именно детей, про именно, скажем так, людей, которых я…

Про настоящих детей.

С одной стороны, мне в принципе довольно льстит идея сохранить яйцеклетки, потому что как бы, вау, собственный ребенок.

Заморозить?

Да, заморозить яйцеклетки, и возможно, воспользоваться функцией ЭКО. С другой стороны, ЭКО это не очень этичная практика, потому что право на беременность должно быть автономным у каждого человека…

ЭКО и суррогатное материнство?

Да. И оно мне тем самым…

То есть чтобы кто-то выносил яйцеклетки?

Да. Грубо говоря, сохранить яйцеклетки, начать тестостерон и так далее. Яйцеклетки не выживут — не беда, у нас полно детей, которые уже другими людьми сделаны, почему мы не можем их воспитать. Это я про приемных как раз таки.

То есть, если у меня будет стабильная финансовая ситуация, если я буду абсолютно точно уверен, что я смогу обеспечить своему ребенку достойное образование, достойный уровень жизни, достойный уровень медицины и так далее, и тому подобное… Важно не количество, а качество, грубо говоря, если я буду точно уверен, что ребенок как раз таки сможет увидеть мир…

Растить ребенка я буду с партнерами, потому что в данный момент довольно много полиаморных семей, которые есть, где, грубо говоря, люди живут втроем, типа там мама, папа и еще папа, и в которых отношения…

То, что любит Путин называть родитель №2, у него есть такое любимое выражение.

У нас такого явления нет, у нас как раз просто такие, типа дядя и так далее, тупо удобно. Я совершенно не понимаю истерики людей по поводу родителя №2, потому что когда ты в этом живешь, в этом существуешь, даже наблюдаешь за тем, как люди в полиаморных семьях растят детей, и как они спокойно говорят о том, вот мама может любить одного человека и может любить двух людей, вот у мамы есть определенное такое вот влечение к одним людям, мама может целоваться с девочками и с мальчиками, то вот эта вот истерика по поводу того, что «о, нет, они развращают детей», кажется мне совершенно абсурдной.

Потому что в таких отношениях очень часто, если люди приходят к концепции добровольной и свободной полиамории, то там обговариваются проблемы, партнеры ходят на психотерапию, партнеры учат друг друга, скажем так, проговаривать эмоции, чувства, которые они по отношению к друг другу испытывают, не оставлять каких-то недомолвок. Если у тебя есть какие-то проблемы, подойди и обсуди…

То есть они более психологически зрелые, что называется.

Да. И как раз таки лично я считаю аспект этой психологической зрелости довольно важным для того, чтобы заводить детей. Потому что в данный момент у меня уже готовится эта психологическая зрелость, я работаю над определенными своими травмами и так далее, чтобы быть более психически устойчивым человеком, чтобы, скажем так, иметь возможность нормально работать. Определенные ментальные расстройства сильно затрудняют процесс в принципе работы и так далее, и тому подобное.

Я также работаю над аспектом получения финансовой помощи, то есть, когда у меня будет стабильный независимый большой доход, тогда я и буду заниматься как раз таки воспитанием детей, которых я, скорее всего, либо возьму из приюта, либо выращу из яйцеклеток, либо оба сразу.

А скажите, пожалуйста, вот все, что связано с карьерой, вот эта вот самореализация как профессионала, вот чем вы занимаетесь и как дальше это будет, как вы видите?

В данный момент у меня жизнь повернулась на 360 градусов опять таки с тем, что мне нравится, потому что изначально, с самого детства, меня растили как такого очень умного гуманитария ребенка.

Потому что родители гуманитарии, как обычно бывает.

Да, скажем так, гуманитарий и 31.49. Мне дали хорошее гуманитарное образование, но как раз таки с математикой у меня всегда были очень большие проблемы, пока не так давно я не осознал, что математика это вообще-то клево, это прикольно. Я посмотрел о том, как на самом деле устроена структура программирования, как люди занимаются программированием в целом. В данный момент я как раз таки хочу пойти работать в IT, то есть сейчас я нагло мерзко бросил универ…

Какой универ?

Государственный институт русского языка имени Александра Сергеевича Пушкина, я там уже в данный момент не значусь. Там очень хорошее образование, но я не выдержал там темп, опять-таки в силу ментальных расстройств, потому что когда ты на полгода ложишься с депрессивным эпизодом из-за невыносимого февраля за окном, грубо говоря, и не можешь встать с постели чисто физически…

Ты пропускаешь сессию.

Да, даже себя заставляя, то вот такие вот ситуации. Но в данный момент, слава небесам, у меня есть такие привилегии, что я могу себе позволить двух частных преподавателей, которые в данный момент со мной занимаются основами, питоны, 32.50 C++, С и как раз таки базовое программирование.

Как вы пережили всю эту драму с аварией и с заключением отца? Как вообще вы это перенесли?

Я в принципе человек, который очень глубоко проживает внутри у себя какие-либо эмоции, и на какие-то тяжелые жизненные события в целом, в силу того, что у меня жизнь не самая легкая была, в силу родителей, в силу матери, постоянных частых переездов в детстве и тому подобное, то у меня есть бесконечное количество шуток на эту тему, которые я не шучу, потому что это очень темный юмор, и я в принципе большой поклонник именно хорошего «черного юмора», а не просто юмора, который основан на стереотипах.

Я не особо старался рефлексировать на эту тему, потому что, естественно, пережил я это тяжело, но пережил я это тяжело где-то глубоко внутри, и я стараюсь это не трогать, как бы оно есть, и оно там есть. Еще в силу того, что у нас с отцом были довольно отстраненные такие дистантные отношения, он не присутствовал в моем детстве довольно часто, и я не могу его за это винить как бы, так сложилось, бывает, что сказать, то я ему скорее чисто по-человечески сочувствую, потому что вот к чему приводит отсутствие психотерапии, отсутствие лечения…

У него?

Да, у него. Отсутствие психотерапии нормальной, потому что когда человек очень много работает, когда человек очень много играет в театре, не важно, на каких ролях, так или иначе у него очень сильно начинает «коситься» ментальное здоровье, что приводит опять-таки к алкоголизму и употреблению, возможно, наркотических веществ. Скажем так, к тем людям, которые мне пишут о том, что нет, авария подстроена, это все неправда, вашего отца типа подставили и тому подобное — ребята, вы просто не общались с моим отцом.

К сожалению, мне двадцать, и я не то чтобы хороший гипотетически даже психотерапевт для взрослого мужчины, который имеет серьезные ментальные проблемы в силу большой загнанности работой и в силу того, что он, много детей, много ответственности, не каждый с этим справляется. Но да, такая жизненная ситуация бывает, и очень грустно, что из-за этого погиб человек опять-таки.

Но я стараюсь не думать, что в этом есть какая-то моя ответственность, потому что, да, любой мог бы отговорить, но кто предвидел. С другой стороны, предвидели все. Короче говоря, очень сложно, переживаем очень сложно. Естественно, это грустная ситуация, очень опять-таки жалко погибшего в автокатастрофе, потому что человеческие жизни не должны страдать из-за чужих травм.

А насколько это вообще сплотило семью? Вот вы сами говорите, вас шестеро?

Ну, в принципе у нас и до этого были довольно хорошие отношения как раз таки с младшими братьями и сестрами. Я вполне себе осознанию, что в случае чего, если потребуется, я готов устроиться хоть на десять работ для того, чтобы содержать вот как раз таки младших.

Но в данный момент такой необходимости нет, потому что есть совершенно прекрасная женщина Соня, которая жена моего отца как раз таки, она очень хороший человек, которая как раз не дала семье расклеиться в этой ситуации, которая сейчас берет контроль в свои руки, и которая напоминает мне решать определенные бытовые проблемы, о которых я постоянно забываю.

А если вернуться к отцу, ну вот сейчас это заключение, ему дали восемь лет, это очень, просто непредставимо много…

Очень интересно, что многим другим чиновникам за такие же и подобные преступления совершенно не дают такие сроки.

Да это вообще, это на самом деле трагическая история. Скажите, а как вы поддерживаете отношения? Вы переписываетесь?

Переписываемся. Он периодически мне звонит, но я иногда пропускаю его звонки, потому что это можно делать опять-таки редко, но, как говорится, мы вроде бы связываемся. И я стараюсь ему писать, но типа пишу редко, потому что очень сложно, проблемы с концентрацией, проблемы с ментальным здоровьем. Я с трудом читаю, что говорить про написание чего-либо.

А вы не можете приехать к нему, например? Или у вас нет потребности?

Если говорить про необходимость приезда и все такое, я бы не сказал, что типа я такой жестокий человек, который не может приехать, просто в данный момент у меня есть определенное жесткое расписание в связи с обучением и всем таким. Но если у меня появится опять-таки возможность, свободное время, то либо этим летом, либо следующим, мы как раз таки обсуждали с моими друзьями перспективу чуть ли не автостопом как раз навестить отца. Я думаю, что это будет веселое летнее приключение, я любитель таких вот спонтанных путешествий, даже по грустному поводу.

А вы вообще находите его в себе? То есть вот вы узнаете его в себе?

Определенное сходство…

Похожесть я имею в виду скорее не визуальность, а по-человечески.

Спокойная ирония.

Может быть, ирония. Вот я…

Наверное, да. Но опять-таки, для меня является отец авторитетом в отношении того, как нужно и как не нужно работать, одновременно. Потому что давайте мы не будем загонять себя до такого состояния, чтобы происходили подобные трагедии, но давайте мы будем делать какие-то действительно важные хорошие вещи, и мы не будем останавливаться и сдаваться, даже когда есть определенные проблемы на каком-то личном фронте, как это, например, сделала моя мать.

И для меня еще, скажем так, большим примером является дедушка, потому что серьезные театральные проекты это очень большая головная боль, и когда ты, как я насколько помню, главный режиссер, работаешь с этим на постоянном уровне, то это говорит об очень сильной руке и об очень сильной личности.

И еще для меня, естественно, непререкаемым авторитетом является бабушка, Алла Борисовна Покровская, скажем так, мир ее праху, которая была театральной преподавательницей, и которая опять-таки тоже очень была хорошим человеком.

Но это же тоже на самом деле давление, когда ты живешь среди людей, ну, не живешь, ты как бы живешь под давлением больших имен. Великий дедушка, великий папа, великая бабушка, знаменитая мама и так далее…

Ну, как бы у меня есть определенное клеймо, которое, наверное, останется со мной навсегда, под названием «странная дочь Михаила Ефремова», но я думаю, что со временем, так или иначе, со временем странный товарищ Сергей Ефремов вполне себе сможет вытеснить вот эту вот первую часть. Я не отрицаю странность, я отрицаю только дочь.