Прямой эфир

«Навальный достоин Нобеля». Норвежский депутат объяснил, почему номинировал оппозиционера на премию мира

Алексей Навальный с 31 марта держит голодовку в колонии из-за недопуска к нему гражданских врачей. «Мною сейчас правда можно пугать детей, отказывающихся есть», — написано в инстаграме политика. 18 апреля его перевели в больницу для заключенных в ИК-3 во Владимире. 17 апреля врач политика Ярослав Ашихмин опубликовал анализы Навального и сообщил, что с таким показателем калия у него в любой момент может развиться фатальная аритмия. На Change.org размещено обращение к президенту Владимиру Путину и ФСИН с требованием допустить независимого врача к Алексею Навальному. Одновременно с этим более 70 всемирно известных деятелей культуры обратились к Путину с таким же призывом — пустить врачей к Навальному. К инициативе присоединились в том числе автор Гарри Поттера Джоан Роулинг, нобелевский лауреат, белорусская писательница Светлана Алексиевич, лидер группы Radiohead Том Йорк. Среди подписантов — актеры, режиссеры, историки и философы. Из числа актеров свои подписи поставили Бенедикт Камбербэтч, Рэйф Файнс, Джуд Лоу и Дэвид Духовны. Со своим обращением выступают и депутаты парламента Норвегии. Екатерина Котрикадзе поговорила с депутатом норвежского парламента Улой Эльвестуэном. Она узнала у парламентария, почему в стране обратили внимание на ситуацию с Навальным, а также есть ли шансы у оппозиционного политика получить Нобелевскую премию мира.

«Навальный достоин Нобеля». Норвежский депутат объяснил, почему номинировал оппозиционера на премию мира

Спасибо, что вы с нами. Давайте начнем с вашей позиции по поводу состояния Навального. Какие у вас мысли на этот счет?

Насколько я понимаю, ситуация очень тяжелая. Сейчас речь идет о его жизни. Ранее на него было совершено покушение, а сейчас, с заключением и голодовкой, его состояние действительно кажется угрожающим его жизни. И ему нужна медицинская помощь. И, конечно, он в принципе не должен быть в тюрьме. Его необходимо освободить. Это наше главное требование. Но прямо сейчас ему нужна медицинская помощь. 

Вы и ваши коллеги в норвежском парламенте подготовили некое заявление по поводу Навального — верно?  

Мы собираем подписи парламентариев с призывом освободить Навального. И сам я взял на себя инициативу номинировать его на получение Нобелевской премии мира. Я считаю, что это полностью заслужено. Для нас это попытка сделать то, что в наших силах, оказать давление на российские власти. Навальный — твердый сторонник свободных выборов, базовых прав человека — и это те права, которые есть у каждого, по праву рождения. Это не что-то, что кто-то может нам даровать. И мы хотим собраться вместе, чтобы поддержать это требование. 

Почему вы, член норвежского парламента, думаете о Навальном, о лидере оппозиции из далекой России? Почему это в принципе интересует вас?

Здесь в Норвегии я состою в либеральной партии, и нас интересуют права человека во всем мире. Отчасти поэтому. Но, конечно, для Норвегии Россия — это соседняя страна, это очень важная страна в Европе и в мире. И для всего мира важно, что происходит в этой стране. Поэтому мне кажется, что вполне естественно…

Я хотела бы узнать, когда вы называете Россию важной страной, а вы, очевидно, знаете и вам интересны процессы вокруг российско-американских и российско-европейских отношений. Вы, как и мы, видели санкции Евросоюза и США из-за дела Навального, которые, по моему скромному мнению, были слабыми и неэффективными. Вы со мной согласны? Или вам кажется, что их достаточно на этом этапе истории?

Я думаю, что всегда есть, о чем задуматься. Мне кажется важным, что европейские страны действовали организованно и единообразно. Конечно, если бы был способ оказать большее давление, я бы согласился. 

А что еще? Что, например, вы бы сделали, если бы вам пришлось решать? 

Сейчас, мне кажется, нужно обратить внимание на те группы людей в российской власти, которые несут непосредственную ответственность. И здесь также стоит использовать наши возможности вводить санкции. 

Хорошо. Вы сейчас упомянули выдвижение на Нобелевскую премию, и именно вы выдвинули Алексея Навального на эту почетную премию в 2021 году. Почему вы считаете, что он должен ее получить? 

Он проявил невероятную храбрость, вернувшись в Россию после попытки убийства. И еще мне кажется, что он ее достоин, потому что у него есть очень ясная позиция относительно права на свободные выборы, свободу организаций, базовых прав человека и свободы прессы. Так что, думаю, это была бы заслуженная награда. Он, очевидно, тот самый человек, которому стоило бы ее дать. А для нас и для меня лично это еще один способ оказать поддержку.

Как думаете, люди, которые принимают решения в Нобелевском комитете, с вами согласятся?

Они, конечно, независимы. И номинантов будет много, как и каждый год. Согласятся ли они — не могу сказать, но могу сказать, что это была бы действительно заслуженная награда, и никто, на самом деле, не может в этом сомневаться. Я надеюсь, они прислушаются и номинируют Навального. Сейчас его ситуация явно критическая. Ему нужна медицинская помощь, его нужно освободить, в том числе, чтобы он мог продолжать свою работу в России. 

Какова процедура номинирования на Нобелевскую премию мира? Вы направили запрос? Или оформили какие-то документы? Как это работает? 

Если вы член парламента, у вас есть право номинировать. 

О, класс!

В сущности, это довольно просто. Вам нужно сделать короткое заявление, небольшое обоснование, почему вы это делаете — и просто направить в Нобелевский комитет. Насколько я помню, крайний срок — 31-е января. 

Что ж, посмотрим. Если Навальный получит Нобелевскую премию мира — это точно будет большой сюрприз для Владимира Путина. Спасибо! Была очень рада поговорить с вами.