Прямой эфир

«Власти готовятся к весенним митингам». Руслан Шаведдинов об атаках на штабы Навального и подготовке к акциям

Здесь и сейчас
5 319
21:08, 13.04.2021

В Санкт-Петербурге задержали главу местного штаба Алексея Навального Ирину Фатьянову, в Воронеже — сотрудника штаба Андрея Ахмедулова. Причины их задержаний пока неизвестны. 12 апреля штаб Навального в Махачкале сообщил о пропаже своего координатора Эдуарда Атаева его помощника Мурада Манапова. Обсудили атаку на штабы с сотрудником ФБК Русланом Шаведдиновым. 

 

«Власти готовятся к весенним митингам». Руслан Шаведдинов об атаках на штабы Навального и подготовке к акциям

Руслан, я приветствую вас!

Добрый вечер, Тихон! Я по традиции должен сказать, что мы в Фонде борьбы с коррупцией не согласны с решением Минюста по поводу того, что мы являемся иностранными агентами.

После этого обмена любезностями в угоду Министерству юстиции давайте начнем разговор. Мне хотелось бы его начать с ситуации в Махачкале. Мы днем разговаривали с вашими коллегами, и они сказали, что у них никакой точной информации о месте нахождения двух активистов нет. Есть ли что-то к этому часу?

Да, с удовольствием смотрел только что ваш сюжет по поводу того, что происходило. И вот последние данные: нашлись наши сотрудники, наш координатор штаба и его помощник, его заместитель. Наш координатор штаба находится сейчас в спецприемнике в городе Хасавюрт, в месте под названием Хасавюрт, он получил десять суток ареста. Статью мы не знаем, адвокат только завтра сможет получить на руки решение суда. А его заместитель получил трое суток ареста и завтра выходит на свободу, он эти трое суток провел в спецприемнике в Махачкале.

Мы подробностей похищения наших сотрудников до сих пор не знаем, потому как они были лишены возможности связаться со своими близкими. Двое суток, что мы искали наших коллег, местное МВД публично врало, делало заявления о том, что они не знают о местонахождении сотрудников штаба Навального в Махачкале. Вот теперь мы узнали благодаря активистам, общественникам, и юристам местным, которые начали бить тревогу, и журналистам, за что им всем огромное спасибо, о том, что наши сотрудники находятся в спецприемниках, повторюсь, статьи не знаем.

И я только что с удовольствием смотрел ваш репортаж про Воронеж. Нашего координатора штаба в Воронеже тоже задержали, Софу, только что и везут ее в отделение полиции, что ей вменяют, мы тоже не знаем. Мы наблюдаем по всей стране…

Подобного ведь не было, наверно, с начала февраля, то есть месяца два, собственно, после акции 31-го числа, наверно, были еще подобные облавы, аресты и задержания, после этого на протяжении нескольких недель создавалось ощущение, что ситуация несколько поутихла.

Я, честно говоря, с вами не согласен, мы постоянно видим какой-то прессинг и давление на наши штабы, просто так массово, наверно, да, давно так не было. Оно понятно почему происходит, власти тоже, не только мы готовимся к большим митингам весенним, к организации митингов в защиту Навального, но и власти готовятся. Власти готовятся и к выборам, поэтому им важно вот эту нашу структуру, которую мы годами выстраивали, пытаться каждый раз разрушить. Ничего у них не получалось в предыдущие разы, и в этот раз тоже ничего не удастся. Там, где у нас задержали сотрудников или похитили партию листовок и наклеек, мы все это в кратчайшие сроки восстанавливаем и делаем так, что общее дело не останавливается и все продолжается.

В конечном счете ведь если сотрудники или руководители штабов оказываются под арестом, или под домашним арестом, если на них заводят уголовные дела, или из-за этих уголовных дел они вынуждены покинуть страну, так или иначе это все-таки неизбежно сказывается ведь на работе штаба, наверно?

Да нет, Тихон, знаете, конечно, каждый арест для нас потеря, но за эти годы все штабы научились работать в таком режиме, что если одного арестовывают, то все остальные с большей яростью начинают работать, с большей ненавистью к этому режиму работать, продолжают свою деятельность.

Поэтому нет такого штаба, который после ареста координатора или ареста кого-то из сотрудников закрылся и прекратил свое существование. Наоборот, мы сейчас увеличим, сейчас у нас сорок штабов, мы надеемся, что в ближайшие недели их станет порядка пятидесяти, потому что у нас есть необходимость, есть запрос из регионов на то, чтобы разворачивать и продолжать деятельность в региональных…

То есть в ближайшее время еще около десяти штабов будет открыто у вас.

Дагестан мы открыли, на очереди еще ряд штабов, это вопрос ближайших пары недель. Я думаю, что к концу мая мы увеличим до пятидесяти штабов количество, да.

Мне хотелось бы сейчас процитировать сообщение, которое появилось буквально пару минут. Кира Ярмыш, пресс-секретарь Алексея Навального, сообщила у себя в твиттере, что только что участковый сообщил Юлии Навальной, что ее собираются поставить на профучет как (далее цитата) «склонную к совершению административных правонарушений». Вот какая интересная формулировка. Известно ли вам вдруг, может быть, что такое профучет как склонная к совершению административных правонарушений?

Не знаю, и про этот приход к Юлии я тоже пока ничего не знаю, потому как был тут у вас в эфире, а до этого в другом эфире, вот эти детали еще не знаю. Но могу, рискну предположить, что это означает, что перед каждой акцией к Юлии будут приходить с предупреждением о недопустимости совершения административных правонарушений, как все эти годы было у меня и у моих коллег. Это такая бесполезная процедура, когда сотрудники полиции сами не знают, для чего их отправляют с бумажкой, которая юридической силы не имеет, там просто написано: «Просьба не нарушать административный кодекс», никакой силы это не имеет. Я не знаю, что в случае с Юлей, я пока, к сожалению…

Да, буквально пару минут назад появилось это сообщение у Киры Ярмыш в твиттере.

У меня к вам последний вопрос. Смотрите, мы показывали фрагмент из видео, которое сегодня опубликовал Леонид Волков, глава сети региональных штабов Алексея Навального. «Мы видим, ― говорит он, ― что люди, которые ставят, например, в фейсбуке „Пойду“, этих людей гораздо меньше, чем тех, кто реально приходит», потому что людям уже, как говорит Волков, не нужно заявлять о своей готовности выйти, они просто выходят.

Сейчас на сайте «Свобода Навальному» 421, по-моему, тысяча меток людей, которые сказали: «Я пойду на эту большую весеннюю акцию, когда она будет, в поддержку Алексея Навального». 422 тысячи. Нет ли здесь обратной истории, что проще поставить метку, проще поставить галочку, чем на самом деле пойти? И нет ли здесь истории, заключающейся в том, что значительное количество людей поставят эту галку, а потом будут следить за происходящим в стримах и различных спецэфирах, может быть, на телеканале Дождь, например?

Очень рад буду, если будут зрители смотреть телеканал Дождь, но еще больше восторга мне, конечно, доставит, если люди выйдут на улицы. Если говорить серьезно, мы видим, что вся эта история с сайтом ― это же не только про отметку. Это в целом большая работа, информационная большая кампания. Мы предлагаем не просто тебе поставить галочку на карте, мы предлагаем тебе скачать листовку, наклеить наклейку, распечатать мерч или купить его, если у тебя нет времени заниматься, наносить на одежду его себе самому.

Это вообще в целом большая, огромная информационная кампания, она включает в себя и видеоролики в поддержку Навального, и какие-то посты в социальных сетях, и офлайн-распространение, агитацию: листовки, наклейки, наклейки на автомобиль. Когда ты ставишь отметку на карте, ты подтверждаешь, что ты готов выйти. Нет такого, это история не просто про причастность, что я хочу выразить свою поддержку Навальному, но выходить никуда не собираюсь, поставлю галочку. Это в целом люди, и мы видим по фидбэку, очень многие ведь делятся своей отметкой «Я выйду» в социальных сетях, мы видим, что это реальные люди.

Почему мы, например, так к этому серьезно относимся и вычищаем? Мы могли бы не заниматься этим и не вычищать. Мы следим за тем, чтобы это была живая база людей, и поэтому постоянно вычищаем. Если бы мы не вычищали, эта цифра в 500 тысяч уже давным-давно была бы достигнута, но мы видим, что постоянно какие-то атаки происходят на наш сайт и на нашу базу, постоянно пытаются шутники господина Пригожина создавать какие-то отметки и смешные емейлы с оскорблениями, то есть пытаются как-то дискредитировать саму идею.

Но в целом мы видим, что работает наша задумка, когда люди отмечаются с целью показать, что я такой во дворе не один, нас таких много, в нашем районе, в нашем округе нас таких много. Это в целом еще история про налаживание горизонтальных связей, чем мы тоже очень гордимся и с чем мы тоже учимся работать. Это тоже очень важно и в ближайшее время нам пригодится.

 

По решению Минюста России ФБК включен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента