С конца марта СМИ сообщают об эскалации конфликта на востоке Украины. Киев рассказал о гибели четырех военных в зоне боевых действий в Донбассе. Согласно данным The New York Times, Россия перебросила к границе с Украиной порядка четырех тысяч военных, а ОБСЕ зафиксировала 10-кратный рост числа нарушений перемирия. В Кремле подчеркнули, что перемещение российских военных на территории страны «не должно никого беспокоить». Поговорили с политологом Федором Крашенинниковым о том, нужна ли Кремлю война в Донбассе?
Про эскалацию на Донбассе, про то, что сейчас происходит, я хотела вас спросить, потому что ощущение, что очень риторически происходит большое нагнетание, причем с обеих сторон, очень все напряженно, совершенно непонятно, что там на самом деле происходит.
Я слышала мнения разных людей, в частности, Аркадий Дубнов говорил, что, с его точки зрения, войны как таковой сейчас все-таки не будет. В каком-то… В принципе, у нас война семь лет уже идет, да, но в каком-то более остром, более резком виде войны сейчас не будет, а будет вот это вот все в таком же состоянии. И что это нагнетание исключительно риторическое. Как вам кажется, это риторика или реальность?
Мне вспоминается, конечно, советский анекдот: «Будет ли война? ― Войны не будет, но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется». Но я, пользуясь случаем, хочу сказать, что сегодня на не чужом вам портале Republic.ru у меня вышла моя статья на эту тему, где я, в общем, примерно в том же ключе и рассуждаю.
На самом деле, войны никогда не начинаются с большой пропагандистской подготовки. Точнее, она, конечно, всегда ведется, но вот так, чтобы под камерами таскали туда-сюда танки, чтобы с утра до вечера кричали: «Завтра начнется война», что мы прямо готовы воевать, что мы будем воевать, что война-война, это, знаете, как раз меньше всего похоже на начало войны.
Войну обычно начинают сразу и стараются подготовку к ней замаскировать. После первой провокации, какой-нибудь провокации сразу начинается наступление, то есть все эти Глайвицы, Майнилы и прочие истории, с которых начинались войны, обычно кончались тем, что люди сразу же их превращали в повод для начала войны. Пока никакого… Поводов много, а война все никак не начинается. Почему?
Моя версия такая, что, конечно, Путину война не нужна, и вовсе не потому что он хороший человек и боится за человеческие жизни, ему кого-то жалко. Вовсе нет. Бряцать оружием и решать все свои проблемы с мобилизацией населения внутри страны, сменой повестки для переговоров с Западом и так далее, и так далее ему хорошо получается. Для этого воевать не надо, надо возить танки вдоль границы, делать страшное лицо, бряцать оружием, и ты получишь все те результаты, которые, в общем, ты хочешь получить и внутри страны, и снаружи.
Начало боевых действий неприятно тем, что никогда никто не знает, чем все закончится. И я могу привести здесь несколько очевидных совершенно вещей, которые совершенно ломают эту всю обывательскую логику о том, что говорят «война», значит, будет война. Как мы помним, в 2014 году никто нам не говорил, что будет оккупация Крыма, да, а она случилась. Почему? Что, предупреждали? Отрицали до последнего, говорили, что нет-нет, не будет. Потому что если они это с самого начала стали бы обещать и говорить, то я думаю, что так просто ничего не получилось бы.
Во-вторых, все-таки вся эта история 2014 года была довольно бескровной вначале, в первой стадии, да простят меня те, чьи родственники там все-таки погибли. Обыватель видел некое бескровное действо: пришли люди, их там чуть ли не с цветами все встретили, украинский адмирал перебежал на сторону России. Где же тут война? Никакой войны-то и не было.
Очевидно, что сейчас, что бы там ни происходило в украинской армии, она все-таки существует и она, в общем-то, готова нанести какой-то ущерб в случае начала войны. И никто не знает, чем она закончится, ведь самый главный урок вообще любой войны ― что война всегда идет не по плану. В истории, наверно, не было бы ни одной войны, когда бы она началась и закончилась по плану тех, кто ее начинал. Всегда все идет не по плану, всегда все идет не туда. Длится дольше, гибнут люди и так далее, и так далее.
Вот теперь подумайте, нужна ли Путину война не по плану. Зачем ему это надо? Чтобы люди гибли, какая-то стрельба, ужас, еще неизвестно, чем это все кончится. Я, конечно, не сторонник вот этих всех теорий, что Украина дойдет до Москвы и так далее, это все, пожалуйста, так сказать, тоже надо делить на десять и не питать никаких иллюзий относительно состояния Украины и ее армии. Но тем не менее очевидно, что просто так, как в 2014 году, не получится, то есть это в любом случае будет довольно неприятный кровавый затяжной конфликт, который, скорее всего, ни к чему хорошему не приведет, то есть в том смысле, что все останутся про своем или ситуация для Донбасса и Луганска ухудшится, например, да.
Поэтому моя версия, что они будут бесконечно нагнетать в надежде, что, значит, Запад испугается, сядет за стол переговоров и Путин получит все то, что он хотел бы получить, безо всякой войны.
Фото на превью: EPA / ТАСС