Бывший член Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы Евгений Еникеев пожаловался в ЕСПЧ из-за прерывания беседы с заключенным СИЗО «Лефортово». Об этом сообщает «Коммерсант».
По мнению Еникеева, сотрудники следственного изолятора нарушили его права, когда в апреле 2019 года прервали беседу с врачом поликлиники Фахраджоном Нозимовым, обвиняемым в попытке устроить крушение «Сапсана» в 2017 году.
В ходе разговора заключенный пожаловался правозащитникам на ухудшение здоровья и подписал согласие на ознакомление с его медицинскими документами. Затем Нозимов начал рассказывать, как на его теле появились повреждения, но сопровождающий прервал разговор, объяснив, что эта тема не относится к условиям содержания. На просьбу членов ОНК составить соответствующий акт сотрудник изолятора отказал.
Из медицинский карты Нозимова правозащитники узнали, что с момента поступления в СИЗО у него как минимум трижды фиксировали ушибы челюсти, множественные ссадины шеи, уха, запястий и гематомы. ОНК считает, что заключенный, возможно, намеревался рассказать о применении пыток.
Федеральный закон «Об общественном контроле» предполагает, что члены ОНК могут обсуждать с подозреваемыми или обвиняемыми только вопросы обеспечения их прав в местах принудительного содержания. В июле 2018 года в закон внесли уточнение, согласно которому беседу разрешили прервать, если члены ОНК обсуждают другие вопросы с подследственными. Против эти правок выступал Совета по правам человека при президенте России.
В июле 2019 года Московский окружной военный суд приговорил Нозимова к 20 годам колонии строгого режима. Свою вину признал только один из шестерых фигурантов дела. Следствие считало, что обвиняемые прикрепили железнодорожный башмак к пути, рассчитывая на то, что «Сапсан» сойдет с рельсов и столкнется со встречным поездом. В итоге этого не произошло, но пять вагонов получили повреждения.