На прошлой неделе в Грузии 27-летняя сотрудница одного из медицинских учреждений Мэги Бакрадзе умерла после прививки вакциной AstraZeneca. Ранее она впала в кому после анафилактического шока. Минздрав Грузии подтвердил побочные последствия прививки вакциной AstraZeneca у пяти из более чем 3 тысяч привитых человек. В страну в начале марта поступила первая партия в 43,2 тысяч доз AstraZeneca, рассчитанная в основном на медицинский персонал. Ряд крупных государств Евросоюза уже отказались от вакцинации препаратом AstraZeneca. Екатерина Котрикадзе узнала у иммунолога, аллерголога Бидзины Кулумбекова, почему в Грузии не отказались от AstraZeneca и не стали прививаться «Спутником V».
Первый вопрос: возобновили ли вакцинацию в Грузии?
В Грузии вакцинация AstraZeneca не прерывалась. Мы начали использовать AstraZeneca неделю назад, процесс был запущен 15 марта, и с того момента не прерывались. Несмотря на то, что 17 европейских государств решили приостановить вакцинацию, мы — поскольку зависим от платформы КОВАКС под эгидой ВОЗ — посчитали, что главные рекомендации должны исходить от Всемирной организации здравоохранения. ВОЗ сказала нам, что пока никакой опасности, связанной с этой вакциной, не существует. И соответственно, Грузия, опираясь на эти рекомендации, продолжила вакцинацию.
То есть вы как иммунолог не видите связи между вакциной AstraZeneca и смертью медсестры?
Умер не один человек. Хочу объяснить. Любое вмешательство — в том числе и вакцинация, когда в короткий промежуток времени большое число людей получает укол, то естественно возникает риск: заболевание, которое само по себе способно привести к смерти, не связано ли оно с вакциной? Контроль за процессом — серьезнейший вопрос для всего мира. Потому что вмешательство проводится в отношении миллионов людей в короткий промежуток времени. Приведу хороший пример. В течение суток на планете умирает в среднем 150 тысяч человек. Если мы представим, что завтра всем жителям земли (7,8 миллиардам человек) сделают вакцину, то на следующий день 150 тысяч человек умрет, потому что это — естественный процесс. Пока не видно, чтобы среди людей привитых AstraZeneca, смертность была выше, чем среди тех, кто не привит.
И все же возникают вопросы. Поскольку Грузия получает вакцину по программе КОВАКС, то не оказалась ли страна в безвыходном положении? Не вынуждена ли она принимать то, что дают?
Большое спасибо за этот вопрос. Конечно, если у меня, как у человека, есть выбор, есть возможности — вот как, например, делает Франция: им говорит Европейский регулятор: вы можете использовать AstraZeneca, это безопасно, как считается на данном этапе. Но Франция все равно решает, что до 55 лет не будет использовать это лекарство, у этой страны есть возможность применить Pfizer.
Ровно это я говорю!
Грузия с точки зрения моральной и медицинской положилась на рекомендации ВОЗ. С другой стороны, на индивидуальном, национальном уровне, у Грузии не было иного выбора.
Как считаете, насколько качественная и безопасная вакцина российская — «Спутник V»? И допускаете ли Вы, что она может быть использована в Грузии?
У меня такое отношение. Вакцина, где бы она ни производилась, должна быть признана регулирующими органами. Несмотря на то, что исследования третьей фазы, опубликованные в «Ланцете», выглядят очень симпатично, мы не знаем, как будет осуществляться ее массовое производство, на какой фабрике ее будут изготавливать. Одну машину может и Грузия смастерить, но «Мерседес» мы не произведем лучше, чем в Германии. Поэтому для нас очень важно, что скажут регулирующие органы — Европейское агентство по лекарственным средствам, Всемирная организация здравоохранения… Если они признают «Спутник», я не буду против как врач ее применения. Ну а тут уже вопрос отношений между странами. Я как сын этой страны, как человек, не поддерживаю применение лекарства, произведенное государством, которое оккупирует 20 процентов территории Грузии.
Большое спасибо, мы получили точные ответы на вопросы. Спасибо.
Фото на превью: Zuma / TASS
По решению Минюста России «Левада-центр» включен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента