Уже больше 20 стран отказались от препарата компании AstraZeneca из‑за возможных побочных эффектов — якобы вакцина может вызывать тромбоз. Но преимущества превышают риски, — заявили в Европейском агентстве лекарственных средств, которое проверяет возможные побочные эффекты. ВОЗ также призвала страны не отказываться от вакцинации препаратом. Кто прав и что сейчас происходит вокруг Оксфордской вакцины — в материале Эдуарда Бурмистрова.
Не только крупнейшие страны Евросоюза, такие как Германия, Франция, Италия и Испания, но и государства за пределами ЕС приостановили использование вакцины, разработанной Оксфордским университетом и компанией AstraZeneca. Причина — возможные побочные эффекты.
Такое решение страны приняли из-за того, что у некоторых вакцинированных данным препаратом якобы появились тромбы. Власти Дании в числе первых приостановили вакцинацию. Там тромбы появились у нескольких людей, а один человек даже умер. При этом власти страны сказали, что прямой связи между введением препарата и тромбозом не установлено. Прививочные кампании поставили на паузу до полного изучения возможных побочных эффектов.
Яков Беркун, заведующий отделением педиатрии, больница «Адасса Хар-Ацофим»: Не должны быть такие побочные явления, то есть, они могут быть, конечно, теоретически, очень редко, у людей, предрасположенных к этому. Но в принципе это напрямую не должно быть связано. Все первичные исследования, которые были сделаны на десятках тысяч людей — таких сигналов не было.
Свое расследование запустило Европейское агентство по лекарственным средствам. Заключение регулятора ожидается в четверг, но его глава уже заявила, что преимущества значительно превышают риски.
AstraZeneca сообщила о 37 случаях образования тромбов среди 17 миллионов вакцинированных жителей ЕС и Британии. В компании заявили, что готовы подтвердить безопасность вакцины. Медицинских проблем не видят и разработчики из Оксфорда.
Astrazeneca.ru: Количество случаев тромбоза среди вакцинированных ниже, чем можно было бы ожидать среди населения в целом. Особый интерес к нежелательным явлениями на фоне вакцинации обусловлен глобальным характером пандемии.
Эмер Кук, исполнительный директор EMA: Сначала я должна объяснить, что эта ситуация не является неожиданной. Когда вы прививаете миллионы людей, у вас неизбежно возникают те или иные осложнения из-за вакцины. Мы в Европейском агентстве лекарственных средств занимаемся как раз тем, что разбираемся — это реальные побочные эффекты от прививки, или это простое совпадение.
Сегодня безопасность AstraZeneca обсуждали во Всемирной организации здравоохранения, хотя еще пару дней назад ВОЗ заявила, что причин отказываться от препарата нет, как и доказательств связи между вакцинацией и образованием тромбов.
Александр Иванов, научный сотрудник университета Wake Forest, автор телеграм-канала Ivanov-md: Если мы начинаем массово делать вакцинацию, то вполне возможно, что у какой-то группы людей через день, в тот же день или через два-три дня будет инфаркт, тромбоз, инсульт, у кого-то найдут рак. Но это не значит, что это связано с этой вакциной. Очень жаль, что такие решения приняты, очень жаль, что так много стран пошли на этот шаг, потому что любая вакцина — это лучше, чем ее отсутствие.
Не все европейские страны решили отказаться от Оксфордской вакцины — например, Британия, где этим препаратом привито уже больше 11 миллионов человек. Британский регулятор заявил, что у них нет данных о том, что вакцина способствует образованию тромбов.
«Евросоюз сошел с ума?», — цитирует британский таблоид Sun журналиста Пирса Моргана, который назвал панику вокруг AstraZeneca неоправданной и добавил, что британцам, в таком случае, достанется больше.
В целом в европейской прессе идет дискуссия о правильности такого решения. Frankfurter Rundschau пишет, что безопасность — превыше всего, и правительства стран приняли верное решение. Румынский Contributors считает, что приостановка вакцинации — неоправданный шаг, который только увеличит количество заражений и смертей. А итальянская La Repubblica пишет, что Оксфордская вакцина в такой же степени безопасна, как и любая другая.
Антон Гопка, генеральный партнер и сооснователь биотехфонда ATEM Capital: Само это обсуждение, конечно, сейчас выглядит напряженным, потому что, если это продолжится, если будут какие-то новые нежелательные явления, это может все усложнить. Пока, по крайней мере, выглядит так, что связать эти случаи с применением вакцины очень сложно и неочевидно. Это скорее перестраховка с политической стороны, со стороны регуляторов. Исключение вакцины AstraZeneca из массовой вакцинации очень плохо скажется на скорости вакцинации в Европе.
Эффективность Оксфордской вакцины — 70%. Для сравнения: у Pfizer и Moderna — по 95%, у российского «Спутника V» — 92%, у препарата компании Johnson & Johnson — 66%.
Помимо проблем с возможными побочными эффектами, AstraZeneca еще и не справляется с поставками. Агентство Reuters в конце февраля сообщило, что во втором квартале этого года компания сможет поставить примерно 90 миллионов доз вакцины в Евросоюз, вместо обещанных по контракту 180 миллионов.
Фото: Zuma / TASS