«Новая газета» выпустила продолжение расследования об убийствах, которыми, по данным издания, занимались чеченские силовики в 2017 году. Газета опубликовала рассказ бывшего сотрудника Полка патрульно-постовой службы полиции им. Ахмата Кадырова МВД по Чечне, экс-сержанта полиции Сулеймана Гезмахмаева, уехавшего из России.
Он рассказал, что в январе 2017 года принимал участие в задержании сотен жителей Чечни и охранял в подвале спортзала полка им. Кадырова в Грозном как минимум 56 задержанных, а также знал об убийстве 13 человек.
По его словам, точного списка тех, кого нужно задержать, изначально не было — «фээсбэшники и опера представляли данные первых задержанных, они под пытками сдавали кого-то, те — еще и еще». Всего в задержаниях участвовало около 50 сотрудников полка.
У задержанных отбирали и заставляли разблокировать телефоны, их допрашивали сотрудники полка и ФСБ. В подвале задержанных избивали, а на допросах пытали током, заставляя признаваться в планах совершить теракты, рассказал Гезмахмаев. По его словам, даже показания, полученные под пытками, не совпадали с информацией, «спущенной» от командиров полка.
«Наши командиры сказали нам, что они готовили нападение на чеченских полицейских. Сами задержанные говорили, что хотели напасть на российских военных. Но под током скажешь все, что угодно. Их ведь уже задержали как террористов, поэтому они должны были признаться хоть в чем-то», — рассказал бывший полицейский.
По словам Гезмахмаева, большую часть задержанных держали в подвале спортзала — там же их пытали. Задержанных кормили два раза в день — на 56 человек им давали два ведра чая, печенье в картонных коробках, хлеб, иногда суп. «Их специально не кормили, они были очень голодные, слабые, не могли ходить, падали. Спали они на голом полу, подложив под себя свою одежду и обувь», — рассказал Гезмахмаев.
По словам бывшего полицейского, среди задержанных было 13 так называемых «амиров» — командиров боевиков. «Новая газета» отмечает, что из числа сотен задержанных в январе 2017 года были выявлены 14 «амиров», они обозначены в качестве командиров боевиков в оперативных документах Центра по противодействию экстремизму МВД по Чечне. По версии следствия, под командованием каждого «амира» было 10 человек. Все «амиры» были убиты на территории полка им. Кадырова, пишет газета. Позже чеченская полиция опровергла, что эти люди когда-либо находились в оперативной разработке.
Гезмахмаев назвал имена нескольких задержанных «амиров»: Имран Дасаев, Махма Мускиев, Аюб Цикмаев, Сайд-Рамзан Абдулкеримов, Ахмед Тучаев, Муслим Шепиев.
«Махму Мускиева я допрашивал. Его задержали прямо на стройке, он был в рабочей одежде, весь в цементе и в галошах на босых ногах. Он был очень худой, тихий и вызывал жалость. Его очень сильно били, а он плакал и соглашался со всем, в чем его обвиняли. Его определили в „амиры“, сказали, что он привлек в бандгруппу 10 односельчан. Лично я в это вообще не поверил. Разве такой, как Махма, мог даже одного чеченца убедить идти с ним на „джихад“? Я бы просто не стал его слушать… Я думаю, его взяли, потому что он был племянником тех самых Мускиевых, которые в 90-х враждовали с Кадыровыми», — рассказал экс-полицейский.
По словам Гезмахмаева, вечером в конце января в подвал спортзала пришли «несколько оперов Шалинского РОВД». Один из них стал по списку вызывать «амиров», их подводили к нему, и он подписывали «какую-то бумагу». После этого их выводили из спортзала. Гезмахмаев вместе с другим сержантом Сулейманом Саралиевым вызвались сопровождать одного из задержанных, Саид-Рамзана Абдулкеримова. Задержанных привозили в казарму на территории полка.
«Все „амиры“, которых привезли из подвала спортивного зала, стояли на коленях вдоль стен в этой же комнате, их руки были скованны за спиной наручниками. Некоторые из них просили их помиловать, говорили, что невиновны. [начальник ОМВД России по Шалинскому району Тамерлан] Мусаев и [командир полка Аслан] Ирасханов в ответ издевались и оскорбляли их. Я хотел сказать Сулейману, что нам лучше быстрее уйти отсюда, но в этот момент дверь вентиляционного помещения открылась, и мы увидели главу администрации Шалинского района Турпал-Али Ибрагимова по кличке Быстрый. В вентиляционной комнате, кроме него, я также увидел охранников Ибрагимова и тела двух „амиров“, которые лежали друг на друге. Наручников на них не было. По положению тел я понял, что они мертвы», — утверждает он.
После этого полицейскому Сулейману Саралиеву приказали отвести задержанного Махму Мускиева в вентиляционную комнату. Сам Гезмахмаев сказал командиру полка, что он после смены и пойдет спать. Позже Саралиев рассказал Гезмахмаеву, что всех, кого привезли в подвал казармы, убили. Часть из них застрелили, других задушили спортивным канатом. По словам полицейского, «одного или двух амиров застрелил Ибрагимов».
«После казни трупы вынесли из подвала, уложили в автомобили «УАЗ-Патриот», которые были у охраны начальника ОМВД России по Шалинскому району Тамерлана Мусаева, и увезли», — заключил бывший полицейский.
В апреле 2017 года «Новая газета» сообщила, что в Чечне в конце января предположительно произошла массовая «внесудебная казнь», жертвами которой стали 27 человек. Издание передало список убитых в Следственны комитет. СК подтвердил гибели четырех человек, еще двоих якобы обнаружили живыми, их посетила уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова. На самом деле это были родные братья убитых Мохмы Мускиева и Шамхана Юсупова. В марте 2018 года СК отказался возбуждать уголовное дело по заявлению «Новой газеты».